error
Регистрация

Как фотографировать портрет

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Оксана А.
Опубликовано: 07.02.2014 в 08:40:57
Техническая сторона вопроса

Как всегда, основные технические параметры — это экспозиция и баланс белого. Т.е. уже знакомые нам чувствительность, выдержка, диафрагма и цветовая температура. В отличие от съемки пейзажей здесь ситуация прямо противоположная: при съемке портрета мы свободны в выборе параметров, отвечающих за экспозицию, зато баланс белого придётся выставлять предельно точно. Давайте разберёмся, почему. Если в вашей камере нет ручных настроек экспозиции, переходите к разделу про баланс белого, и не забудьте включить в камере режим “Портрет”.

Диафрагма и зум

Если вы снимаете на зеркальную фотокамеру со светосильным объективом, то, открывая диафрагму, внимательно следите за тем, куда попадает фокус. Глубина резкости при открытой диафрагме будет очень маленькой — есть шанс, что в неё не попадут важный элементы изображения, снимок будет выглядеть нерезким.

Часто можно встретить совет снимать портрет с открытой диафрагмой, чтобы фон оказался нечётким. Но надо понимать, что фон в портрете не всегда должен быть размыт. Например, существует такое направление, как портрет в интерьере, и там детали фона будут играть важную роль в раскрытии образа портретируемого. Не бойтесь экспериментировать. Но, конечно, первые шаги лучше делать с размытым фоном. Как этого добиться? Надо открыть диафрагму, т.е. установить как можно меньшее значение F. Однако, нужно знать, что на степень размытия фона влияет не только значение диафрагмы, но и фокусное расстояние, а проще говоря, зум. Чем он больше, тем сильнее будет размыт фон. Поэтому для достижения максимального эффекта надо немного отойти от человека, которого вы фотографируете, приблизить его зумом и открыть диафрагму.

Выдержка

Если вы используете телеобъектив или у вас камера с суперзумом, то следите за тем, чтобы при зумировании выдержки были 1/200с и короче.

С выдержкой в портрете всё просто: она должна быть достаточно короткой, чтобы избежать “смазывания” картинки. Если вы снимаете неподвижную модель, то пороговой выдержкой можно считать 1/60с. Для съемки детей, которые всегда в движении, лучше использовать выдержки покороче, пороговым можно считать значение 1/125с.

Интересно, что на заре развития фотографии портретируемым приходилось неподвижно сидеть перед камерой 15 и более минут.

Чувствительность

Чем меньше чувствительность ISO, тем лучше — это правило работает в любой ситуации. Однако, если вы не снимаете портрет в студии для глянцевого издания, то появление небольшого количества цифрового шума не испортит кадр. Поэтому при съемке портрета не бойтесь приподнять значение ISO, если света мало. В большинстве ситуаций это предпочтительнее, нежели включение вспышки.

Художественная сторона вопроса

Крупность плана

Если у человек не знает, куда ему деть руки, то самое время вам вмешаться в процесс позирования. Руки можно сложить на груди, на них можно опереть голову. Можно попросить взяться руками за полы пиджака или края жилетки, рубашки. Можно попросить убрать руки в карманы, но тогда надо оставить один или несколько пальцев снаружи, чтобы слегка было видно кисти. А ещё в руки портретируемому можно дать некий предмет. Одним словом, любые средства хороши, лишь бы руки не висели в кадре словно плети.

Первый вопрос, который встаёт перед начинающим фотографом-портретистом — как крупно снимать человека? Обрезать по пояс, показать только лицо или снимать в полный рост? И здесь нам поможет понятие “план” или “крупность плана”. Выделяют три основных категории — крупный, средний и общий планы. Под крупным планом подразумевается изображение человека по плечи. Средний план — по пояс, ноги могут быть в кадре, но не полностью. Общий план показывает человека целиком и захватывает обстановку вокруг него. Как же выбрать наилучший план в определенной ситуации?

Проще всего с крупным планом. Его основная цель — показать лицо, но не только его черты, а ещё и эмоции. Поэтому для передачи яркой мимики как нельзя лучше подойдёт именно портрет крупным планом. Средний план добавляет в кадр тело, его позу.

Средний план поможет показать, что человек сидит или стоит, опёрся на что-либо или находится в движении. В среднем плане появляются руки, за которыми надо внимательно следить, потому что руки порой способны рассказать о человеке даже больше, чем его лицо.

Общий план показывает не только человека, но и пространство вокруг него, передаёт обстановку. Помимо того, что в общий план умещаются все части тела, он помогает раскрыть в кадре историю человека, рассказать о его роде деятельности. Всё зависит от того, в какой обстановке вы снимаете портрет.

Композиция портрета

После того, как мы определились, насколько крупный мы будем снимать портрет, остаётся понять, где в кадре расположить модель. Поэтому самое время поговорить о композиции портрета.

Начнём с самой частой ошибки — когда человека располагают слишком близко к краю кадра. Такой кадр можно получить, прибегнув к совету "не располагать главный объект в центре фотографии". Но не следует всё понимать слишком буквально. Центр кадра можно и нужно использовать, главное — не создавать симметрию, тогда снимки получаются живыми, на них приятно задерживать взгляд.

Правило третей также работает и для портрета — им тоже можно пользоваться, но только очень осторожно. Часто по этому правилу размещают только голову и лицо, а про остальные части тела забывают. Поэтому сначала нужно позаботиться о том, чтобы весь человек (та его часть, которая попала в объектив) гармонично расположился в кадре, а потом уже сделать акцент на голову, лицо и глаза.

Кстати, о глазах. Если ваша модель смотрит не в камеру, то надо это учесть при компоновке кадра. Общий совет таков — оставлять чуть больше места по направлению взгляда. Это означает, что если, к примеру, человек, которого вы снимаете, смотрит влево, то слева от него должно быть места чуть больше, чем справа. Однако, как и с правилом третей, этим советом не стоит злоупотреблять: ради одного только взгляда не стоит оставлять незаполненной половину снимка. Смысл совета в том, чтобы в направлении взгляда модели резко не появилась граница кадра, это выглядит неестественно.

Если в ваш объектив попал не один человек, а несколько, то в большинстве ситуаций будет целесообразным использовать всё пространство кадра, не обращая внимания на то, насколько они попадают в правило третей и куда смотрят.


Горизонтальный или вертикальный?

Портреты могут быть как горизонтальными, так и вертикальными, поэтому лучше понимать, что в каких случаях предпочтительнее. Конечно, ориентация кадра и его формат при съемке портрета могут быть любыми, однако, есть определённые рекомендации.

Вообще, проще всего разместить человека в вертикальном кадре, независимо от крупности плана. Однако, для съемки портретов крупным и средним планом камеру часто располагают горизонтально. Итоговый выбор будет зависеть от позы модели. Прежде, чем сделать кадр, попробуйте оба положения камеры, посмотрите, в каком варианте силуэт человека лучше вписывается в кадр, занимает больше пространства. Обращайте внимание и на обстановку вокруг. Ориентацию снимку диктует не столько фотограф, сколько снимаемый сюжет. А при съемке эмоциональных крупных планов можно попробовать слегка наклонить камеру вбок, но только слегка.

Освещение

Трудно научиться “видеть” свет, но совсем несложно экспериментировать. Попросите кого-нибудь попозировать вам днём в помещении у окна. Отключите вспышку и свет в комнате. Поворачивайте модель относительно окна и перемещайтесь сами с камерой. Наблюдайте за тем, как меняются очертания лица в зависимости от поворота к окну.

Ключевую роль в любой фотографии, а в портрете особенно, играет освещение. В зависимости от того, как на человека падает свет, его образ может измениться до неузнаваемости. За освещением можно наблюдать, подстраиваться под него, а также можно на него влиять.

Существует несколько моментов касательно освещения в кадре.

Первый момент — чисто технический. Здесь нужно учесть ряд ключевых моментов.

Во-первых, человек должен быть хорошо освещён, как бы банально это ни звучало. Блеклый или темный силуэт на фоне более ярких объектов будет теряться. Измените положение камеры, найдите более “спокойный” фон. Следите за тем, стоит ли человек в тени или же находится непосредственно под действием источника света, перемещайтесь вместе с моделью. Не стоит забывать и про вспышку, хотя использовать её как основной источник света не стоит. Зато она идеально подойдёт для тех случаев, когда надо слегка подсветить тени на лице. И это второй момент, который надо учитывать.

Часто от яркого света сверху, например, в солнечный полдень, на лице образуются некрасивые глубокие тени. Можно перейти в тень или попросить модель чуть поднять подбородок и снимать сверху. А можно воспользоваться вспышкой, тогда он аккуратно может заполнить эти тени светом, сделав освещение на лице более ровным.

Автопортрет

Даже если рядом нет никого, кого можно задействовать в роли модели, не стоит унывать. Автопортрет — это ещё один горизонт свободы для творчества. Автопортрет лучше всего снимать, установив на камере таймер на спуск. Заранее подумайте над местом съемки, над тем, как оно будет выглядеть в кадре, где вы хотите разместить себя на этом снимке и насколько крупно. Фотографирование себя вас абсолютно ничем не ограничивает. Можно быть максимально честным и просто показать себя в естественной обстановке, а можно придумать и воплотить в кадре самые смелые образы и задумки. Экспериментируйте, работайте над ошибками и пробуйте снова, главное — всё время двигаться вперёд, потому что сюжеты для съемки никогда не заканчиваются!

(с) взято с онлайн-фотокурсов

 

 
Просмотры: 4937
 

Комментарии: