error
Регистрация

КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ АВТОМОБИЛИ

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Константин Кокошкин
Опубликовано: 07.01.2013 в 18:18:28

 



Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному автомобилю уже более ста лет от роду.  Я и мои сверсники выросли среди «Жигулей», «Москвичей» и «Волг» катящимся по свободным от пробок улицам и проспектам. Мы читали единственный автомобильный журнал «За рулем» и делали замечательные черно-белые фотоэтюды, находя засыпанный снегом или золотой листвой старенький «запорожец» в уютном дворике или на тихой улочке. Мы любовно фотографировали отражения в ветровом или заднем стекле и тщательно выстраивали композицию с хромированным бампером. Как давно и как недавно это было…

А сейчас мы не можем представить свою ежедневную жизнь без автомобилей, настолько плотно они окружили нас – дорогие и не очень, большие и маленькие, новейшие и старинные, изящные и безликие. Из элемента окружающей среды автомобиль превратился  в интереснейший объект внимания любого фотографа – благо потребность в хороших профессиональных фотографиях растет с каждым днем – взгляните на разнообразие автомобильных изданий на газетных прилавках. 

Фотосъемка любого автомобиля – увлекательный, азартный и очень творческий процесс. В этой статье я хочу поделиться с Вами теми приемами и навыками, которые приобрел за несколько лет работы в автомобильной прессе, участвуя во многих тест-драйвах автомобильных новинок, объездив множество выставок и автосалонов и навсегда влюбившись в это четырехколесное чудо под названием Автомобиль!

 

Мое первое плотное фотографическое знакомство с автомобилями произошло в середине 90-х годов на… Кубе, куда я попал, выполняя журналисткое задание одного из журналов. Это был настоящий культурный шок. По дорогам острова Свободы колесили настоящие американские классические автомобили середины ХХ века. Куба – единственное на  Земле место, где они сохранились в таком количестве и продолжают свою жизнь не в качестве музейных экспонатов, а просто выполняя свою первородную функцию – быть средством передвижения. Ведь автопарк страны не обновлялся много десятилетий а вывоз этих красавцев запрещен – они объявлены национальным достоянием. До тех пор  такие машины мне доводилось видеть лишь в музеях, старых кинофильмах и разглядывая легендарный каталог американской выставки в Москве 1957 года. А тут – синий океан, пальмы, солнце, мулатки – и неторопливо плывущие по дорогам, сверкающие хромом и панорамными лобовыми стеклами, украшенные огромными задними плавниками кадиллаки, шевроле, бьюики…. И все это можно пощупать, погладить, даже прокатиться. Не трудно представить, что все свободное время и пленку я тратил на съемку этих красавцев. Но какого было мое удивление и разочарование, когда получив в Москве из проявки весь материал и взглянув на полученные слайды, я понял что не все так прекрасно, как казалось при съемке. Нет – американцы были по-прежнему прекрасны, только с точки зрения фотографии шедевров не наблюдалось…. и я понял тогда, что фотосъемка автомобилей – сложный и необычайно интересный жанр фотографии, секреты и особенности которого мне только предстоит разгадать.

 

         Автомобиль – как фотографический объект

 

Прежде чем мы приступим к фотосъемке, давайте посмотрим какие бывают типы автомобильных кузовов – то есть их основные внешние различия.

1.Седан – трехъобемный  кузов (то есть моторный отсек под капотом, пассажирский салон и отдельный багажник) с двумя-четырьмя дверями.

2.Универсал – двухъобъемный кузов с задней дверью, где пассажирский салон и грузовой отсек расположены в одном объеме.

3.Купе – двухъобъемный или трехъобъемный кузов с двумя дверями и сильно наклоненным задним стеклом.

4.Кабриолет – кузов со складной крышей

5.Хэтчбэк – двухъобъемный кузов с укороченным грузовым отсеком и задней дверью

6.Лимузин – седан с удлиненным пассажирским салоном.

7.Внедорожник -  двухъобъемный кузов с увеличенным дорожным просветом.

Эти типы автомобильных кузовов надо знать, приступая к фотосъемке, чтобы не исказить образ автомобиля до неузнаваемости (к примеру – острый передний ракурс не даст возможности определить, какой тип автомобиля на снимке).

 

Не открою большого секрета, если скажу, что чем больше объект съемки, тем больше должно быть фокусное расстояние объектива. Это необходимо для того, чтобы оптическая перспектива не исказила пропорции нашего автомобиля. Но с другой стороны – творчество начинается там, где кончаются правила. Фотография автомобилей в большинстве случаев – это искусство возможного. Замечательно, если вы выкатили шестиметровый лимузин на пустую площадь и установив телеобъектив можете свободно перемещаться в поисках оптимальной точки съемки или попросите водителя немного переместить машину в поисках оптимального заднего плана. но реальная жизнь обычно далека от идеала. В любом городе мира мест для такого  «свободного творчества» крайне мало – на проезжей части вы будете мешать движению, а проезжающие мимо другие автомобили будут перекрывать ваш объект. Если вы заедете на пешеходные дорожки – у вас начнутся проблемы с дорожной полицией, а если вам приглянется площадка перед красивым фасадом частного особняка или офиса – вам не дадут работать охранники. И хорошо, если это происходит на родине, где вам знакомы все глубины родного языка, а не за ее приделами, где эти глубины не ведомы да и знанием местных законов вы не отягощены. (Мне однажды пришлось отдать отснятую пленку, когда однажды в одной из европейских стран мы с коллегой в чудесный летний день лихо проехав парковку для гостей , въехали во двор  старинного замка, где располагался частный музей, не обнаружив по пути ни одного запрещающего знака. Не успел я начать съемку, как появилась охрана и отнюдь не вежливо прервала ее. За нарушение местного земельного закона нам грозил солидный штраф и задержание автомобиля до суда. Даже представитель фирмы-организатора, приехавший выручать ретивых российских журналистов не смог ничего сделать и после длительных препирательств пришлось отдать пленку и ретироваться «несолоно хлебавши».  Поэтому придерживайтесь золотого правила – сначала представьтесь и спросите разрешения на съемку, применяя все свое личное обояние.)

Но вернемся к нашей теме. Если вам не хватает места для съемки длиннофокусным объективом – попробуйте использовать штатную оптику или небольшой широкоугольник, только следите, чтобы пропорции автомобиля не сильно менялись, если только это не входит в Вашу творческую задачу. Ведь изменение перспективы вносит в снимок определенный акцент. Если вы снимаете машину в 3\4 (наиболее распространенный ракурс), то за счет укрупнения передней части то она приобретает более динамичный и агрессивный характер, а увеличение высоты точки съемки делает ее более приземистой и спортивной. Если же вы будете снимать  через заднее крыло, то даже спортивное купе приобретет образ вместительного семейного седана. В первую очередь широкоугольник необходим для съемки салона автомобиля. Самое интересное в салоне  - передняя панель, рулевая колонка и все, что окружает водительское место. Если вы будете соблюдать несколько несложных правил ваши интерьерные снимки всегда будут великолепны. Во-первых – за ветровым стеклом должен быть  чистый светлый фон. Деревья, люди, дома и машины портят картинку и отвлекают от главного в кадре. Во-вторых, в солнечный день стоит располагать автомобиль или в тени или строго заднее частью на солнце, иначе на правый или левый край передней панели ляжет солнечный луч и кадр в этом месте будет переэкспонирован. Выровняйте по одной линии подушки передних сидений и установите руль в горизонтальном положении, чтобы его спицы не загораживали приборную панель и рачажки поворотников и стеклоочистителей. Резиновые коврики, если они попадают в кадр, стоит почистить или просто убрать на время съемки. Поверьте, после такой небольшой подготовки салон даже не нового автомобиля будет выглядеть отлично.  Если у вас хватит времени и терпения, то попробуйте  сделать съемку , включив зажигание и габаритные огни – тогда все индикаторы и приборы зажгутся.  Но делать это лучше не ночью, а в сумерки – когда  приглушенный синий наружный свет  уравновешивается теплым освещением салона и мягким светом приборной панели. Разумеется, вам не обойтись без штатива – ведь выдержка составляет порядка несколько секунд при «зажатой» диафрагме, которая обеспечивает необходимую глубину резкости. Вообще, по моему убеждению, штатив играет в автомобильной съемке очень важную роль. Он не только придает процессу съемки определенную респектабельность, но и позволяет хорошенько подумать, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора. Я давно привык работать со штативом, поскольку много снимаю на средний формат, а ведь камеры типа «Mamiya” или “AsahiPentax” весят немало, да и современные цифровые зеркальные камеры не на много меньше. Очень часто качество картинки зависит от нюансов, которые можно аметить лишь тогда, когда камера зафиксирована на штативе.

Итак, мы обсудили объективы, которые нам пригодятся, внимательно присмотрелись к автомобилю, заглянули в салон, положили штатив в багажник. Осталось захватить несколько чистых тряпок, необходимую автокосметику, баллон с водой и можно отправляться на съемку.

 

 

Автомобиль в городе

 

Итак, представим, что наша новенькая машина ждет нас в гараже, кофр с фотоаппаратурой собран, стопки  автомобильных журналов задвинуты подальше, асфальт сухой, страховка оформлена – мы едем снимать в город!

Сразу предупреждаю – город нас не ждет. Где же  найти место для съемки, когда  просто припарковаться – проблема. А ведь нам нужно достаточно места, чтобы поставить автомобиль в наиболее выгодном ракурсе, чтобы между объектом и камерой было большое расстояние, чтобы в кадр не попались другие машины, а также автобусы, троллейбусы, маршрутки и … пешеходы. И самое главное – где найти красивый чистый задний план, на фоне которого  снимать наш автомобиль? Вот вроде бы пустая улица с красивыми домами. Притормаживаем – но не надолго – тут же появляются люди в форме и на свойственном им языке объясняют, что на этой улице – правительственные учреждения и останавливаться запрещено (это требование абсолютно интернационально – я сталкивался с ним в разных странах). Едем дальше – вот почти пустая парковка у шикарного магазина. В витринах – манекены в костюмах по последней моде. На тротуаре – ни соринки. Паркуемся, выходим, достаем камеру и штатив, но тут же появляется охранник в костюме явно не с витрины и доходчиво объясняет, что здесь частная собственность и фотографировать нельзя. Если вам удастся убедить менеджмент магазина в том, что вы снимаете для солидного издания и магазину обеспечен бесплатный PR – вам повезло, если же нет – то надо ехать дальше. Рано или поздно мы найдем подходящее место, где можно будет задержаться подольше и заняться творчеством. Главное – не торопиться. Лучше потратить лишнее время на поиски хорошего location, говоря профессиональным языком, чем сделать кадр, в котором будет невыразительный скучный фон и вы не сможете реализовать все свои творческие задачи.


                                                                                                                                                                                           

Этот кадр AudiS8 был сделан в Мюнхене на стройке нового корпуса Audiforum.                                                                          

       (проще говоря  - нового офисно-торгового центра Audi.) Два дня мы с коллегами журналистами ездили по немецким автобанам, посещали производства и пресс-конференции, поездка подходила к концу, но мне не удавалось сделать кадра,  в котором бы отражался характер этого большого, мощного, но очень легкого в управлении автомобиля. И вот мы приехали на очередную пресс-конференцию в Audiforum. Яркие ленточки обозначали зоны, свободные для прохода, отделяя их от стройки. А за ленточками начиналось стеклянное прозрачное покрытие, на котором еще не закончились работы. На верху монтировались элементы прозрачной кровли – они как бы парили среди облаков и вместе с ними отражались в зеркале стеклянного пола. Воспользовавшись тем, что все ушли на обеденный перерыв  , я быстро снял ограждение и поставил автомобиль на это  зеркальное покрытие.  У меня была камера AsahiPentax 67 с объективом 75мм. Улегшись, я сделал несколько снимков , прижав камеру к полу. И тут меня схватили за ноги   и вытянули за ограждение а машину на руках выкатили со стеклянного покрытия. Хорошо, что я не понимал ни одного слова по-немецки, иначе я бы узнал о себе много нового и  интересного. Скандал был грандиозный – оказалось, что машина весом более двух тонн лишь чудом не продавила незакрепленную поверхность и не рухнула с 15 метровой высоты. С тех пор  Audi никогда не приглашала меня на свои тест-драйвы. Зато у меня остался этот замечательный снимок, неоднократно переиздававшийся и выставлявшийся на многих фотовыставках.  К его достоинствам можно отнести то, что снимок наполнен воздухом – небо как бы обволакивает серебристый автомобиль со всех сторон, а голубой рефлекс от зеркальной поверхности только подчеркивает это ощущение. Светлое пятно на переднем крыле получилось за счет более сильного прямого освещения .

Я пишу так подробно о том, как  родился этот снимок лишь для того, чтобы подчеркнуть, как важно быстро чувствовать, что именно в этом месте, именно в это время  ваш автомобиль будет выглядеть великолепно, а снимок  получится композиционно законченным и его единственным недостатком будет невозможность как-либо его скадрировать.                                 

 

 

 


Этот «OpelFrontera» сфотографирован в лучший день для фотосъемок автомобилей в городе – в воскресенье, на маленькой площади в центре Лозанны (Швейцария).  Цветные стены старинных домов с рядами многочисленных окон создавали замечательный задний план, а древняя водоразборная колонка придавала площади вид театральной декорации.  В будние дни здесь муниципальная парковка, о чем напоминали белые линии разметки. Но в воскресенье она была пуста – а что еще нужно для фотографа!  Лозанна расположена на крутом берегу Женевского озера – в городе практически нет ни одной ровной улицы – все они карабкаются вверх-вниз по горному склону. Я воспользовался этой местной особенностью и расположил «Frontera»  боком к аппарату параллельно «заднику» так, что композиция приобрела определенную динамику - автомобиль как будто вот-вот тронется. К месту пришлись и линии парковочной разметки, которые не только четко очертили сам автомобиль, но и чудесным образом организовали композицию кадра, направляя взгляд к его смысловому центру. Мне пришлось торопиться, поскольку через несколько минут солнце осветило бы стены домов и тогда задний план был бы переэкспонирован. Но съемка прошла успешно – ровное рассеянное освещение подчеркнуло формы машины и  уравновесило задний план, отделенный полосой солнечного света. Конечно это был не единственный кадр, снятый тогда на площади – благо никто не мешал и не торопил, кроме солнца. Но именно этот простой, спокойный кадр показался мне наиболее удачным.

 


Это AstonMartinDB7 – культовый английский родстер.  Эта марка крепко связана с образом Джеймса Бонда и давно является эталоном стиля.  Его дизайн настолько совершенен, что с какой стороны не взгляни – автомобиль красив всегда. Конечно я мечтал бы фотографировать его  в старом английском парке и на скоростной автостраде, но помните, что я говорил об «искусстве возможного» - встретились мы с ним в автомастерской на территории старого завода на востоке Москвы. Причем за территорию завода выехать было не возможно -  документов хозяин не оставил.  Передо мной стояла задача – сделать снимки одного из красивейших автомобилей в мире в условиях, которые абсолютно не соответствовали его образу.  Мы обошли всю территорию завода и нашли  небольшой участок старой кирпичной стены цеха. Пришлось долго растаскивать кучи хлама, сброшенного под стеной, а затем подметать асфальт на том месте, куда мы хотели поставить автомобиль.  Почему я обратил внимание именно на кирпичную старую стену?  Наверное, только по ассоциации. В моих английских воспоминаниях всегда присутствовали красные кирпичные стены – в Англии они все время окружают тебя. Мне казалось, что я помещу Aston  как бы в кусочек его

родины. Серебристый автомобиль на фоне темной кирпичной кладки – стиль изображения подчеркнет стильность самого объекта. Но самое сильное чувство, которое мной руководило – если уж я попал в такие жесткие условия, то все равно должен придумать кадр, в котором бы ничего не отвлекало от главного. Это относится и к кадру, снятому с верхней точки на фоне грубого асфальта – взгляд скользит по мощным обводам автомобиля, не отвлекаясь ни на что.

 

 

 

Я специально расположил автомобиль между двумя зданиями, темные стены которых отражались в боковых поверхностях справа и слева, подчеркивая пластику кузова.

Съемка началась тогда, когда вечернее солнце спряталось в облаках и свод неба превратился в ровный малоконтрастный «отражатель», а для придания кирпичным стенам более насыщенного теплого оттенка я использовал свой любимый  градиентный табачный светофильтр. Обратите внимание на два момента – на вывернутые передние колеса

на ракурсном снимке и на наклон кадра на снимке с верхней точки. Я использовал эти приемы для придания большей динамичности композиции. Выворачивать колеса лучше всегда в ту сторону, куда повернут автомобиль, в противном случае на первом плане у вас будет протектор покрышки и внутренность колесной арки, обычно весьма грязная. Если же вы снимаете автомобиль сбоку, то  колеса должны стоять ровно, иначе снимок будет выглядеть неряшливо.

 



Честно признаюсь – никакой моей заслуги в этом снимке нет. Ну может кроме того, не прошел мимо, установил камеру на штатив и сделал снимок.  На снимке – родстер AudiTT но Ратушной площади Женевы ночью. Как раз в это время в Женеве открылся очередной автосалон и ТТ была  одной из сенсационных новинок  этого престижного европейского форума. Ситуация была необычной – днем состоялась мировая премьера этой модели – сотни журналистов со всего света окружали ее и мне так и не удалось сделать хороший снимок , а тут – ночь, старинная площадь  и та самая вожделенная и необыкновенно красивая AudiTT.  Правильно писал Коэльо – «поставь себе цель – и всевышний поможет тебе»! Как она сюда попала – не знаю, но это был настоящий подарок.  Площадь освещалась несколькими фонарями люминесцентного освещения, располагавшимися довольно далеко от автомобиля и желтыми фанарями  на стенах домов, так что  свет падал достаточно равномерно и хорошо вылепливал строгие и гормоничные обводы кузова. Единственное неудобство состояло в том, что автомобиль стоял примерно в 5 метрах от домов и кадр спереди представлялся довольно скучным  (см. маленькую картинку). Зато от стен на фоне мощеной старинной площади, окруженной монументальными зданиями, с вековыми липами в центре и мягким льющимся из окон светом, Audi смотрелся просто великолепно. И не беда, что он стоял ко мне кормой – отдельное спасибо немецким дизайнерам, удачно сбалансировавшими автомобиль со всех сторон. Жаль, что водитель так и не появился – ведь с зажженными красными габаритными огнями и лучами фар, скользящими по брусчатке, кадр был бы еще эффектнее. Прошло уже много лет –«тт-ешки» необыкновенно размножились, но такой удачи, как в ту теплую весеннюю ночь в Женеве мне больше не выпадало.

 



Красный кабриолет LexusSC-430 – удивительно элегантный и декоративный автомобиль. Естественно, что проводить его фотосессию нужно было в солнечный летний день  в красивом , даже декоративном месте. Кабриолет – это ведь ветер, небо, солнце, свобода. Мне хотелось ,чтобы и снимок был воздушным и светлым. А для такого сюжета у меня есть в Москве заветное местечко – на Болотной набережной у Лужкова мостика.  Там нет интенсивного движения, много места для маневров и очень симпатичный задний план  - декоративные «новодельные» особняки , ограда набережной, горбатый мостик , ритм ступеней и фонари в стиле «ретро». К тому же задний план значительно отдален от объекта, что позволяет , используя длиннофокусную оптику, его слегка размыть, что делает кадр еще более воздушным.  Я специально расположил Lexus строго боком для того, чтобы подчеркнуть  абрис кормы – изъящный спойлер уравновешивает довольно мощный задний бампер. Снимок сделан камерой AsahiPentaxc небольшим светосильным телевиком 160мм, а высота точки съемки определилась тогда, когда под днищем появилась светлая полоса асфальта.  В этом сюжете очень большую роль играет цвет автомобиля – он создает праздничную атмосферу и определяет композицию.  Через несколько месяцев после этой съемки мне довелось снимать эту же модель  Lexus , но уже серебристого цвета в совершенно других условиях – в пасмурный осенний день в итальянских Альпах.  Погода была совсем не «кабриолетная» - сумрачное освещение, низкие тучи, тревожная атмосфера – и здесь серебристая машина отлично вписалась в практически монохромный пейзаж, который я подкрасил градиентным фильтром, чтобы хоть как –то выровнять по плотности верхнюю и нижнюю часть снимка.


 


А это еще один пример монохромного снимка, где главную роль играет исключительно композиция.  Использовав верхнюю точку съемки, в качестве фона я выбрал поверхность, выложенную брусчаткой и ввел в кадр кроме автомобиля  полукруглое крыльцо и часть клумбы, обложенной бордюром. Получилась классическая треугольная уравновешенная композиция, причем полукруг крыльца перекликается с линией переднего бампера и радиаторной решетки.  Жаль, что увлекшись выстраиванием композиции , я забыл включить фары ближнего света и свет за дверями подъезда – это очень бы оживило снимок. Обратите внимание, что если первый кадр с красной машиной  нельзя перевести в черно-белое изображение, то  последующие от этого только выигрывают.

1                                      2



3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ChryslierPT Сruiser – автомобиль с яркой, запоминающейся внешностью в модном нынче «ретро» стиле.  В нем видны черты многих моделей 30-годов ХХ века, например высокий профиль кузова «берлина»,  дутые передние и задние крылья, вертикальная решетка радиатора и мощные пороги. Но в тоже время это современный городской автомобиль с передним приводом ,мощным двигателем и автоматической коробкой передач. Он выпускается уже больше шести лет в разных модификациях, но до сих пор своим игрушечным видом вызывает восхищение и пользуется огромным спросом.  Я решил снимать Cruiser  на фоне современной архитектуры , ибо считал, что ретро стиль проявится ярче на таком контрасте, и в то же время я подчеркну, что это – современный городской автомобиль. Интересно, что для этой съемки я использовал специальный shift объектив для архитектурной съемки , чтобы вертикальные линии фона не заваливались.  Казалось бы – какое это имеет значение – ведь я снимаю автомобиль, но я посчитал, что «заваленный» задний план будет портить общее впечатление от снимка и отвлекать внимание от главного объекта.

 

PTCruiser вызывает у всех, кто с ним сталкивается, огромную симпатию. В его облике нет ни малейшей агрессии – прямо как у пушистого добродушного лабрадора. Взгляните только на эту улыбчивую решетку радиатора и прищуренный глаз фары, вынесенной на крыло. Этот снимок сделан широкоугольником – причем абсолютно эмоционально – просто хотелось вместить в кадр всю позитивную энергию , исходящую от этой машинки.

 


 

Иногда самый неожиданный результат получается при съемке автомобиля в самых неподходящих для этого местах. Так получилось и с этим VolvoV40, который сфотографирован под трибунами стадиона. Меня очень привлек ритм диагоналей из металлических балок, ступеней и поручней, который мог служить отличным индустриальным фоном для любого сюжета. Оставалось лишь дождаться, когда представится возможность закатить под трибуны автомобиль. И вот однажды, во время очередного ремонта стадиона, нам это удалось. К счастью, Volvo оказался светло-серебристого цвета, что выгодно выделяло его на фоне темных конструкций.  Автомобиль мы расположили между пролетами трибун, так что рассеянный свет падал на него только сверху слева, подчеркивая размеры багажника – ведь это был вместительный универсал. К счастью, место позволяло и я смог отойти достаточно далеко, чтобы использовать объектив 300мм на своей любимой AsahiPentax 67. Оставалось решить одну проблему – слишком светлый верхний левый угол, который нарушал целостность всей композиции. Чтобы притемнить его , я использовал теплый градиентный фильтр – небо приобрело оттенок, а графика ступеней осталась такой же выразительной.

1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
 
Просмотры: 8778
 

Комментарии: