error
Регистрация

Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фаниль Нуриазданов
Опубликовано: 29.01.2013 в 18:34:52

Фотография, тем более художественная, начинается с замысла, с идеи, которую фотограф желает воплотить в своем фотоснимке и, что очень важно, донести ее до зрителя. Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка и решает, какие из деталей выбранного для съемки материала должны войти в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой части кадра должен оказаться главный объект изображения и где – второстепенные.

 Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изобразить их отчетливо, выпукло, объемно, так, чтоб смысловой центр снимка сделать зрительным центром. Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии.

Фото 1.
Фото 1.

На «Фото 1» зритель сразу находит смысловой и зрительный центры кадра, они совпадают – это  девушка. Она – ключ к раскрытию содержания фотографии. Ее восхищенный взгляд переводит взгляд зрителя на молодого человека, от которого зритель вновь возвращается к девушке, следуя за его взглядом. И мы видим влюбленную пару, их молчаливый диалог. Они прекрасно выделяются из фона, благодаря световому акценту на девушке и наоборот темной тональности молодого человека на фоне яркой листвы. А контровой свет обрисовывает их контуры, отделяя их от дальнего нерезкого плана.

Смысловой центр фотоснимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема заложенная автором в фотоснимок. Со смыслового центра начинается разворачивание темы фотографии зрителем во времени и в пространстве кадра. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.

Зрительный центр фотоснимка – это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Первая задача фотографа – так скомпоновать материал, вошедший в кадр, так построить композицию фотоснимка, чтоб смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Таким образом, прежде чем нажать на спусковую кнопку фотоаппарата, фотографу необходимо успеть оценить общую ситуацию и выделить ту часть окружающего мира, которая должна попасть в кадр. Более того фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета, другие характеризуют обстановку, среду, третьи важны как изобразительные элементы, а четвертые являются помехой и вовсе не должны попадать в кадр. Конечно, у фотографа не всегда есть время на размышления и отбор материала, в этих случаях только навыки, опыт, быстрая реакция и острота мышления фотографа позволяют мгновенно найти правильное решение.

Очень часто начинающие фотографы допускают грубую ошибку – не умеют выделить смысловой центр фотоснимка. Рассмотрим фотографию «Фото 2». Подобные снимки мы встречаем десятками в практике начинающих фотолюбителей. Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Тихий городской уголок, деревья покрытые инеем, свежий белый снег… Хорошо, красиво! А на снимке все выглядит как-то неинтересно, скучно. Внешняя схожесть есть, а впечатления не осталось. В чем дело? Отсутствует зрительный центр, в кадре множество мелких подробностей, которые заполняют кадр, но не несут никакой смысловой нагрузки. Рисунок снимка делается запутанным, сюжет размазанным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому, что на снимке ни что не привлекает внимание, нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Все части кадра оказываются равнозначными. Глаз зрителя вряд ли задержится на такой фотографии.

Фото 2.
Фото 2.

 Какие же существуют приемы и изобразительные средства, которые позволяют акцентировать внимание зрителя на главном? Рассмотрим некоторые, самые простые и распространенные приемы выделения смыслового центра снимка.

1. Укрупнение, изображение сюжетного центра в крупном масштабе с отсечением из кадра второстепенных элементов за счет сужения угла зрения объектива (использование длиннофокусных объективов) или приближения к объекту съемки. Сюда же входит и кадрирование – срез рамкой кадра лишнего пространства, фигур, предметов в процессе обработки фотографии. В кадре остается только главный элемент. Фотография «Фото 3» иллюстрирует этот прием выделения сюжетного центра. Снимок сделан с близкого расстояния от модели, благодаря чему не нужные элементы интерьера не вошли в кадр, а при обработке были срезаны частично попавшие в кадр верхняя и нижняя полки книжного шкафа, которые отвлекали зрителя.

Фото 3.
Фото 3.

2.  Разномасштабность главных и второстепенных элементов в кадре - главные элементы размещаются на переднем плане и изображаются в крупном масштабе, а второстепенные на заднем плане в более мелком масштабе. Отличается от предыдущего приема тем, что объектив может иметь достаточно широкий угол обзора, снимок может представлять собой общий план, и только главный объект находится на близком расстоянии от точки съемки, а потому изображается в кадре крупно на фоне широкоохваченного заднего плана. Кадр в этом случае становится многоплановым (Фото 4).

Фото 4.
Фото 4.

3. Тональное различие объекта и фона. Контраст тонов помогает выявлению главного объекта изображения: светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне, так же как и темный на светлом (Фото 5). Сюда же отнесем выделение цветом, когда главный объект имеет заметно отличающуюся от второстепенных элементов цветовую тональность (Фото 6).

Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.

4. Создание  сочного, контрастного тонального рисунка на главном объекте (на переднем плане) и мягкой градации тонов на второстепенных элементах и на фоне (Фото 7).

Фото 7.
Фото 7.

5. Световой акцент – главный объект выделяется светом. Он может быть выделен контровым светом, обрисовывающим контуры (Фото 8), или выделяться от второстепенных элементов более ярким освещением (Фото 9).

Фото 8.
Фото 8.
Фото 9..
Фото 9..

6. Наводка на резкость по главному объекту изображения и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах (Фото 10 и Фото 11).

Фото 10.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 11.

7.  Направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к смысловому центру кадра (Фото 12).

Фото 12.
Фото 12.

8.  Размещение главного объекта изображения в центре картинной плоскости или близко к нему. Если в кадре нет никаких специальных акцентов – глаз зрителя обращается к центральной части кадра, и если сюда поместить главный объект изображения, то есть смысловой центр картины совместить с его геометрическим центром, главный объект замечается зрителем прежде всего. Этот прием я даже не стану рекомендовать, так как его следует использовать совместно с другими приемами, как, например, на Фото 13.

Фото 13.
Фото 13.

Для выделения главного объекта на снимке часто одновременно используют несколько приемов. Сочетание приемов усиливает общий совокупный эффект. В каждом случае, какие приемы для акцентирования на главном будут использованы, решает, конечно же, автор фотографии и обусловливаются они содержанием кадра.

Мы достаточно подробно разобрали один из важных принципов построения снимка, когда основой рисунка снимка служит отчетливо сформированный смысловой центр. Этот принцип широко распространен в практике фотографов. Построение снимка по этому принципу помогает избежать ошибок: запутанности рисунка, пестроты, перегруженности кадра ненужными деталями. Но в практике фотографии встречаются и такие снимки, где четкого акцента на одном из элементов изображения вроде бы и нет, вместе с тем снимок закончен по рисунку (Фото 14). 

Фото 14.
Фото 14.

Поэтому не стану утверждать, что акцентирование на смысловом центре фотографии – это необходимое условие, которому обязательно нужно следовать. Нет. Это просто одно из изобразительных средств фотографии как вида искусства и перечисленные творческие приемы, конечно, не исчерпывают всех возможностей изобразительного решения фотоснимка. Эти приемы понятны и доступны начинающим фотографам и их освоение их будет первым шагом начинающего фотографа на пути к вершинам мастерства.

 
Просмотры: 9142
 

Комментарии: