error
Регистрация

К вопросу о модной ныне теме фотокурсов.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Низами Софиев
Опубликовано: 31.03.2013 в 04:09:00

Я часто вижу в сети вопросы "куда пойти учиться?"

Какой фотограф лучше? Стоят ли те или иные курсы заявленных денег?

Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, не надо путать профессионализм в собственно фотографии, с профессионализмом в преподавании той же фотографии.

Да, преподаватель должен разбираться в той области, которую он преподает, и очень замечательно будет, если он является не просто специалистом, но и мастером, а лучше гением своего дела. Но для учеников важно не то как он сам это свое дело делает, а то им важно, как он это знание преподает.

Я думаю что многие здесь присутствующие водят машину. А если водят, то я на 99% уверен, что они учились в автошколе. Я вот только не уверен что хоть в одной из автошкол которую они заканчивали, преподавал хотя бы Шумахер )))

Скажите, а почему все рвутся именно к асам специальности? Вы уверены что они могут научить мастерству? Может быть стоит искать не асов, а тех, кто преподаст хотя бы азы? )))

Преподаватель прежде всего должен не только, а скорее даже и не столько, знать предмет, сколько уметь его преподать. То есть разработать и создать концепцию и методику ПРЕПОДАВАНИЯ предмета. Скольких из великих умов науки вы знаете, которые не только творили, но еще и преподавали свои знания?

Да, Ломоносов, Капица, да и многие другие создали целые институты и университеты. Но вы уверены что вам хватило бы первичных знаний, что бы пообщаться с ними не за жизнь, а именно по специальности?

Не кажется ли вам, что советская система образования была достаточно стройна и логична?

Ведь в ней была начальная, средняя и высшая школы, ну и дальше шли аспирантуры и тд.

Почему все надеются что если первоклашку отдать в обучение профессору высшей математики, то он, не узнав азов арифметики, сразу постигнет хотя бы понятие об интегралах? )))

Надеюсь, общий ход моих мыслей достаточно понятен высокоуважаемой публике? )))

 
Просмотры: 1281
 

Комментарии:

delete (id16935)
Я наверное повторюсь (не в первый раз), но начинать свое ОБУЧЕНИЕ, надо с ИЗУЧЕНИЯ инструкции по эксплуатации фотокамеры. Это первое, что необходимо сделать после принесения домой из магазина покупки.
Не буду касаться системы образования в СССР, но почему все стремятся попасть в лучшую фотошколу? Наверное из за того, что есть выбор. Благо, что предложений на рынке хватает на таковые услуги. И это хорошо!
Меня немного смущает утверждение: "для учеников важно не то как он сам это свое дело делает, а то им важно, как он это знание преподает" - что получается? Преподаватель сам не умеет снимать, но преподает фотографию? Он "чистой воды" теоретик что ли? А как же он мне будет преподавать, ну например постановку света в предметной фотографии? Если он сам не снимал, и следовательно не знает какой результат будет получен при такой или другой световой схеме?
Нет, если человек теоретик, и с практикой дело то не имел, то извиняюсь, преподавать ему не надо!!!
31.03.2013 - 09:59:23
 
Игорь Матвеев
Олег,я бы сказал,изучать даже до покупки.А преподавать?Ну критикуют же многие снимки,а их работ мы никогда и не видели,а может они и так не смогут сделать,но как надо то уж они то знают.)
31.03.2013 - 10:29:54
 
delete (id16935)
Игорь! Я высказывал по поводу такой ситуации свою позицию. В моем блоге я ее описал. В чем тут дело? Лично я противник таковой ситуации, когда участник без собственного портфолио существует на фотосайте! Все таки любой фотосайт, это интернет площадка, на которой обмениваются мнениями прежде всего фотографы! И это самое ценное что может быть! Когда я слышу заявления вроде: "что бы оценить блюдо, я не должен быть поваром", мне всегда интересно кто стоит за таким ником. А признаться чаще всего ники с такими заявлениями, имеют очень странные логины, на вроде "... Безфамильный". И чаще всего история таковых состоит просто из банального троллинга. Какими бы высокими мотивами он бы не прикрывал свои комментарии и отсутствие у него портфолио!
31.03.2013 - 11:50:48
 
Низами Софиев
А вот тут то как раз и наступает тот самый момент, в котором стройная система обучения начинает существенно отличаться от бессистемных МК от гуру.
Дело в том, что если есть строго выверенная и отработанная система и методика преподавания, то личный взгляд того или иного "профессора", не сильно повлияет на общую температуру в каком ни будь университете.
А что касается узко направленных знаний, так не пойде те же Вы за решением задачи по сопромату, на кафедру английского языка, например? ))) Хотя они могут быть и в одном ВУЗ-е )))
31.03.2013 - 12:37:44
 
Андрей Старков
Абсолютно правильно. Академик не может преподавать в начальной школе. И еще есть правило, что между учителем и учеником не должен быть громадный разрыв в знаниях. знаю по айкидо - приходят на татами новички и, если сам еще не слишком "умный" но уже опытный :-) пытаешься вывалить все свои знания и опыт. но по мере собственного роста понимаешь, что новичку надо указать максимум на одну ошибку и терпеливо молчать, видя сотню других. Толку не будет если укажешь даже на 3-5 ошибок. Одна голова - одна проблема в данный момент.
31.03.2013 - 13:08:04
 
Анатолий К
Олегу. Да не обязан преподаватель практиковать в фотографии. Его дело зажечь учеников и дать теоретические знания. На практических занятиях любой грамотный техник покажет, как снимать, ставить свет и обрабатывать материал. Дело в другом. На практике творить шедевры ему придется самому. И уж если нет таланта, то и университет с практикующим преподавателем в этом ему не помогут.
31.03.2013 - 13:45:17
 
Анатолий К
ИМХО: Довольно часто бытует заблуждение, даже в среде преподавателей разрекламированного здесь института, что человек, дающий критические замечания должен доказывать свою правоту своими фотографиями. Согласитесь - это смешно. Это все равно, что требовать то же самое от критика.
31.03.2013 - 14:01:22
 
delete (id16935)
Анатолию!!!
Весело тут у вас.... Какие то пространственные рассуждения перемешаны о теории и практики... Вот скажу честно, не вожу автомобиль, хотя теорию знаю. Может мне в автошколу дисциплину вождения пойти преподавать? Как вам такое? Какие теоретические знания мне может дать тот кто сам не умеет снимать? Как Вы себе это представляете? Как он меня будет "поджигать"? Или может просто бензином обольет и спичку поднесет? Удивляет другое: любой грамотный техник, просите а техник в чем? и откуда у него эта грамотность? Книжек начитался? ну так вроде у нас как всеобщая грамотность, книжки все могут читать! Только вот на практики то все больше совсем УГ получается!!!
31.03.2013 - 14:23:55
 
Юрий .
"Скажите, а почему все рвутся именно к асам специальности?" - может хотят талант и опыт перенять? =)
31.03.2013 - 14:25:03
 
delete (id17158)
Ради интереса решил с помощью "Яндекса" узнать количество фотошкол и фотокурсов в Питере. Результат был ошеломляющий: в одном варианте запроса - 170 тыс. ответов, в другом - 360 тысяч. Как-то многовато даже для Питера. Решил зайти с другой стороны и посмотрел в "2Гис" - здесь оказалось почти 40. Интересно сколько же на самом деле фотошкол у нас? Решил ещё покопаться в Инете и нашёл сайт о фотошколах в Москве и СПб - насчитал 70 единиц в СПб. Дальше искать не стал. Так думаю, что такого рода курсов и школ можно будет найти не меньше нескольких сотен. Ну уж одна сотня наберётся точно. Цены и сроки самые разные: от 40 часов за 10 тыс. рублей до ...
Вызывает интерес и количество "образованных" этими школами людей, но это достаточно трудно сделать. Можно только приблизительно оценить: если сотня школ выпустит в год по сотне фотографов, то это получится 10 тыс; пусть 10 процентов выпускников захотят зарабатывать фотографией, т.е. 1 тыс. Спрашивается, а нужна ли рынку такая ежегодная прибавка количества "образованных" фотографов в то время, когда эти самые фотошколы сами предоставляют все виды фотоуслуг?

P.S. Вспомнился Лёня Голубков из рекламы "МММ". К чему бы это?
31.03.2013 - 15:04:30
 
Низами Софиев
Для Александр Далла.
Но давайте посмотрим и с другой стороны:
А сколько в Питере ВУЗ-ов, сколько автошкол?
Я не говорю про общеобразовательные средние школы и ремесленные училища.
Вы конечно вправе возражать в том плане, что такого количества подготовленных "профессиональных" фотографов на рынке не требуется.
Но!
Есть одно маленькое но.
Дело в том, что не каждый закончивший такую фотошколу извлекает из нее хоть сколько то полезной для себя информации, и это зависит не только от качества обучения, но и от таланта и мотивации обучающихся. Не говоря уже о том, что уйти во фриланс и на вольные хлеба от фотографии, то есть, сделаться именно профессиональным фотографом, шансов и желания возникает у еще меньшего количества людей.
Но тем не менее, фотоаппаратов и переферии к ним меньше не продается, не говоря уже о том, что найти сейчас человека без камеры в телефоне уже практически не возможно.
И у всех этих людей возникает закономерный вопрос - а где же у этой камеры за хренову гору денег находится кнопка "шЫдЭвр"? )))
И вот тут то он и начинает искать учителей, а спрос, как Вы понимаете, рождает предложение.
Собственно я и не против, ибо это и мой хлеб, в том числе.
Просто я пытаюсь донести до высокоуважаемой публики, что стоит все же сначала учить азбуку, потом учиться читать, а потом уже пытаться разбираться в сложных философских вопросах )))
То есть, искать те школы где дают структурированные знания.
Я конечно понимаю, что обезьяна с гранатой или за рулем авто опасней той же обезьяны с камерой, но твердо уверен, что получать элементарные знания, вваливая кучу бабла в технику все же стоит )))
С чем и откланиваюсь )))
31.03.2013 - 15:27:17
 
delete (id17158)
Я, как мне кажется, не замахивался на сложные философские вопросы. :-), а задался очень простым вопросом о количестве этих фотошкол, фотокурсов и количестве выпускников и их востребованности.
По поводу достаточной стройности и логичности советской системы обучения соглашусь с Вами с небольшим дополнением - трудоустройство после окончания учебного заведения, чего нет сейчас. В те времена всё было подчинено его величеству Плану. А сейчас рыночная экономика и никакого плана - извлекай прибыль из всего, чего можно.

P.S. ___________________
Единственной целью любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли!
Было бы у меня достаточно средств, я бы тоже открыл какую-нибудь школу по поиску кнопки "шЫдЭвр" и не только на фотоаппрате.
31.03.2013 - 16:52:05
 
Низами Софиев
Так себе распределение было, кстати )))
Сколько я помню )))
31.03.2013 - 16:58:05
 
delete (id17158)
Как правло, так себе, хотя и неплохое распределение бывало.
Но сейчас вообще никакого и толпы окончивших ВУЗы идут работать продавцами, мерчендайзерами и т.д. и т.п. и это с высшим образованием. Для чего тогда оно надо? Ах да! Ну что за продавец без вышки? :-)
31.03.2013 - 17:36:50
 
Анатолий К
Олегу. Демогогию разводить не люблю и играть словами не люблю. Преподаватель должен быть в первую очередь грамотным критиком, чтобы показывать на ошибки других, а зажечь учеников можно примерами признанных мастеров.
31.03.2013 - 20:31:06
 
delete (id16935)
Анатолий, вообще то все азы в фотографии начинаются с элементарных технических вопросов, т.е. матчасти! На кой ляд нужен критик, если человек не знает элементарных технических нюансов? За чем т.н. ученику чужие ошибки, коль на кнопку нажимать ему надо будет!
Если человек хорошо хорошо разбирается в технических вопросах, то снять хорошую фотографию, у него гораздо больше шансов. Что будет критиковать этот критик в чужих работах, если он не понимает на котором этапу была допущена ошибка (ки)? И (ну сколько раз уже повторял) как же все таки понять что т.н. критик, все таки знает о чем говорит а не просто пургу несет?
31.03.2013 - 20:57:40
 
Анатолий К
Добавлю: Когда я говорил о технике, то имел в виду светотехника на практических занятиях в учебном заведении, а не безграмотного техника.
31.03.2013 - 20:58:12
 
Низами Софиев
Анатолию.
Из опыта работы с киношниками, светляки и операторы, все ж таки разные люди, и один о знаниях и умениях другого далеко не все знает.
Что уж про режиссеров говорить )))
А фотографу часто приходиться совмещать в своем лице и режиссера, и светляка, и оператора.
И замечу, что учиться всем трем из этих специальностей стоит все ж таки отдельно )))
Но если человек элементарно не видит световую картинку, то светляк ему ее даже поставив ее за него объяснить ничего не сможет )))
Это из опыта, кстати )))
Пока не покажешь как выглядит конечная картинка, которую можно извлечь из определенной сцены, пока не разжуешь как она получается на разных этапах, ученик не понимает о чем вообще идет речь.
Очень сложно заставить проехать по мосткам на велосипеде человека, который никогда на нем не сидел. Но вот как только человек почувствовал баланс, он может уже на одном колесе пытаться ездить )))
31.03.2013 - 21:10:35
 
Vladimir (Volf) Kirilin
Интересная тема...
А можно узнать мнение людей, которые хотят учиться/продолжать учиться фотографии: по каким критериям выбираете - в какую школу/к кому пойти учиться?

а) модный фотограф (независимо от его образования)
б) фотограф чьи работы считаю красивыми и интересными (красивые картинки)
в) неизвестный фотограф, чей стиль близок лично мне (я тоже так пытаюсь делать)
г) фотограф, который чаще всего упоминается в рекламе о фотокурсах (Google, Yandex)
д) фотограф, сам имеющий профильное образование (диплом о высшем образовании - свет/композиция/искусство)

Спасибо
01.04.2013 - 01:50:30
 
Низами Софиев
Наверное отвечу первым, ибо блог все ж таки мой )))

а) модный фотограф (независимо от его образования)
Точно нет. Не буду приводить примеров, дабы никого не обидеть, но некоторые персонажи, думаю, у всех на слуху.
Много пафоса, непомерные понты, и крайне неуравновешенное отношение к окружающим - это лишь малая часть этих людей )))
Да и модными бывают как правило достаточно молодые люди, но кроме того что они попали в тренд, мудрости и жизненного опыта они как правило не накопили.
Увы.

б) фотограф чьи работы считаю красивыми и интересными (красивые картинки)
Если мне нравятся просто картинки, я постараюсь разобраться как они сделаны сам, и это принесет мне больше пользы, как мне кажется.
Поэтому опять мимо.

в) неизвестный фотограф, чей стиль близок лично мне (я тоже так пытаюсь делать)
А где тогда здесь развитие?
Но побеседовать уже есть о чем )))

г) фотограф, который чаще всего упоминается в рекламе о фотокурсах (Google, Yandex)
Накрутка спам ботами не пугает? )))
Точно нет )))

д) фотограф, сам имеющий профильное образование (диплом о высшем образовании - свет/композиция/искусство)
Да, но скорее если кроме этого есть еще и профильное педагогическое образование.
Для обучения важно не только уметь снимать, но и уметь создать структуру, и выработать под эту структуру методику преподавания.
Хотя бы методичку на курс написать )))
Как то так )))
Ну и злые языки, конечно )))
Сарафанка до Кыива доведет )))

Пы Сы. Есть еще вариант попробовать уйти в подмастерья. Но это долгий и сложный путь, да и не всякий мастер набирает к себе такую школу )))
01.04.2013 - 02:17:34
 
Vladimir (Volf) Kirilin
Спасибо Низами. Какой же всё-таки оптимальный критерий?
01.04.2013 - 03:29:11
 
Низами Софиев
Боюсь что идеала не бывает )))
Все очень индивидуально.
Главное стремление к изучению предмета, а не закостенение в своей "гениальности" )))
С моей точки зрения, и исходя из моего опыта обучения и преподавания - критерий стройная систематизация знаний.
Как говорил мне мой учитель физики: любую сложную задачу можно разложить на несколько простых, а с простыми задачами всегда легко справиться.
Главное уметь разобрать проблему на составляющие, и тогда это уже не проблема )))
01.04.2013 - 03:40:50
 
Vladimir (Volf) Kirilin
Ваш подход мне понятен. Только вот из своего опыта - студенты в основном молодёжь и чаще всего кажется выбирают пункты а) и г) "Модность" сейчас основной критерий ;-))))
01.04.2013 - 04:52:08
 
Низами Софиев
Андрей, при всем моем уважении лично к Вам, и моему интересу к курсу NYIP, этот текст был написан не для рекламы оного )))
Обратите внимание на то, что я принципиально нигде ни в тексте, ни в комментариях не привожу никаких имен и названий курсов.
Не думайте что это просто так )))
Хотя многие вопросы практически напрямую требуют имен паролей и явок )))
В ЖЖ я Ваши комментарии потер, уж простите )))
Здесь такой возможности нет, да и форум аффелирован определенной организацией.
Так что, пусть будет )))
Успехов всем в поисках гуру )))
01.04.2013 - 12:09:58
 
Андрей Пашис
Это не реклама, любезнейший Низами,
а конкретные работы студентов, которые характеризуют качество обучения на моём потоке.
А как прикажете иначе отстаивать честь?
На пальцах и кириллице я не умею говорить о фотографии.
01.04.2013 - 13:51:16
 
Андрей Пашис
(Из-за произвольной модерации дневничковых записей я и не люблю ЖЖ:)
01.04.2013 - 13:53:55
 
Ирина Романова
Если меня цепляет уровень работ преподавателя и его учеников, то я, конечно, подумаю, стоит ли учиться на курсах. Кстати, именно поэтому не выбрала Нью-Йоркскую школу фотографии. Не цепляет. А ради диплома... Да надо оно мне? Еще Брюс Ли говорил, что черный пояс нужен исключительно для поддержания штанов )
Если говорить, чисто за себя, то я сейчас занимаюсь на курсах, где именно говорить не буду, дабы не прозвучало пиаром. Но работы создателя оного курса мне нравятся. Думаю, данной технике стоит поучиться. А там видно будет как ее применять и усовершенствовать.
03.04.2013 - 14:41:56
 
Низами Софиев
Ирина, я писал данную статью тоже не ради пиара какого либо отдельно взятого курса.
И срач в других местах сия публикация вызвала даже больший ))) И в отношении курса от NYIP, в том числе.
Отвечу одной из цитат оттуда:

Мне, например, нравится творчество одного современного российского фотографа, который в том числе проводит и МК. И он тоже активно ругает тот же курс NYIP.
Но вот лично к нему на МК я не хочу идти, ибо он не вполне корректен по отношению не только к конкурентам, но и вообще достаточно вспыльчив и самолюбив ))) Что ничуть не умаляет его таланта, при всем при том )))
Или есть еще один прекраснейший российский фотограф, к которому я бы пошел в его мастерскую полы мыть, как и он, в свое время сделал при обучении ))) Но боюсь что не по Сеньке шапка, и не один я такой, да и другой город.

Любые совпадения с конкретными людьми прошу считать случайными )))
03.04.2013 - 14:54:15
 
Ирина Романова
Низами, я не говорю, что вы писали статью пиара ради. Просто так часто тут упоминается NYIP, что я не смогла пройти мимо. )) То, что я регулярно вижу здесь, на сайте, восхищения не вызывает и не очаровывает. Все-таки придется учить китайский и ехать на курсы к Ли Вею :D
03.04.2013 - 15:00:24
 
Низами Софиев
Ирина, для начала можно ограничится поездкой в Питер, например )))
Но конкретные рекомендации, я бы давал только в личке )))
03.04.2013 - 15:06:40
 
Юрий Бершадский
http://fotokto.ru/id31664/blog?view=6363 в одну корзину )))

Мир фотографии настолько велик и разнообразен, что каждый учится тому, что хочется узнать.
Пожалуй важнее не столько школа и преподаватель, сколько желание чему-то научиться, а преподаватель лишь помогает за вознаграждение сэкономить время в поиске нужной информации и её систематизации. Большинство учеников достойны именно своих преподавателей. А вот кто сколько сумеет услышать и впитать, зависит только от ученика и его таланта. Кому-то достаточно разобраться с выдержкой и диафрагмой, кому-то нужны схемы студийного света, а кто-то изучает фотографию, как философию, на каждого свой учитель!
05.04.2013 - 00:26:27
 
Vladimir (Volf) Kirilin
Глубокая систематизация - спорный вопрос. Систематизация конечно нужна, но только до того уровня, что бы у тебя в голове, вместо оливье появились некие чёткие алгоритмы и понимание - что именно ты делаешь. Но зацикливаться на этом наверное не стоит, т.к. искусство (а я говорю именно об искусстве, а не о ремесле) не имеет единой линейки и единого метода. Творчество вообще не поддаётся алгоритмизации. Путь творчества - путь сугубо индивидуального развития, тоесть путь одиночки. Нет учителей, способных научить человека творить, если он к этому не приспособлен.

А вообще-то конечно, "Не возможно научить. Можно только научиться". ;-)))
05.04.2013 - 01:51:55
 
Юрий Бершадский
Чтобы написать "Войну и мир" нужно в совершенстве владеть строгими порядками букв и строчек, чтобы написать "Евгения Онегина" нужно к строчкам и буквам добавить слог и ритмы... Это и есть первичные навыки, которым стоит научиться не впадая в каллиграфию самого письма.
05.04.2013 - 02:44:36
 
Низами Софиев
Из опыта преподавания, часто люди приходящие за вдохновением в стихоплетсве, элементарно не знают прописей.
Можно им конечно рассказать о слоге и ритме, но если они не смогут этого элементарно записать, то напаркуя изголяться?
05.04.2013 - 03:28:10
 
Анатолий К
Наверное есть еще хороший вопрос - "чему учиться?". Мне кажется, что очень важно, чтобы в основу знаний в первую очередь закладывались азы классики. Если уж преподаватель выставляет свои снимки напоказ, то они должны чему-то учить, вдохновлять, показывать пример. Чтобы у учеников не складывалось поверхностное впечатление о том, что снимки снятые случайным образом на сотовый телефон и есть то, к чему нужно стремиться. Великий Сальвадор Дали обучая учеников придавал этому большое значение. В своей книге "50 магических секретов мастерства", стр. 28, он писал: "Сначала выучусь рисовать красками, как старые мастера, а затем можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать"
06.04.2013 - 08:50:45
 
Анатолий К
Первоапрельская шутка наверное: Поздравляю, Низами, за 1 место.
Re: Конкурс фотографий студентов Курса. Март 2013.
Андрей Пашис » 01 апр 2013, 11:20
http://fotokto.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=533&start=60#p8368
06.04.2013 - 09:07:20
 
Низами Софиев
Знания азов классики, конечно же никто не отменял )))
Но пошалить иногда всем хочется )))
А про шутки )))
Всяк шутит в меру своего кругозора )))
06.04.2013 - 09:24:40