Авторы фотографий: Сергей Егорин, Константин Диковский и штатив.
В сентябре сего года мы (Сергей Егорин и Константин Диковский) поднялись на Маттерхорн по гребню Лион и спустились по гребню Хернли, осуществив при этом, провозглашенный переход из Италии в Швейцарию через эту замечательную гору.
Этот сравнительно несложный, по альпинистским меркам, переход усугубился двумя факторами: тяжелой фотокамерой, штативом и кучей аксессуаров к ним, а также тем, что Маттерхорн оказался в снегу.
Мы стартовали из совершенно пустого в это время, итальянского поселка Бреул-Червиния, обогнали бодро идущую бабушку, взяли приступом травянистый склон и, умывшись у водопада, уже по дороге дошли до хижины Абруцци.
Хижина эта постоянно закрыта, поэтому нужно, либо сразу подниматься на гребень Лион до хижины Карела, либо ночевать в палатке. У нас была палатка.
Вечером мы встретили ребят из Польши, спускавшихся с Карела, которые поведали нам, что не видят возможности подняться на Маттерхорн из-за очень большого количества снега. Также они сообщили, что шли от Абрауцци до Карела 12 часов, при обычном времени прохождения 5-6 часов.
Надо сказать, что обычная альпийская тактика восхождения следующая: с легким рюкзачком, в котором у вас пуховка, легкий перекус на пару дней, а также термос или поилка, вы поднимаетесь на хижину Карела, ночуете и, часа в 3-4 утра выходите на восхождение. Если в 12.00-13.00 вы не на вершине, то поворачиваете назад, спускаетесь до Карела и потом - домой. В этот раз вам не повезло. Возможно, повезет в следующий.
И здесь вопрос не только в физической или технической подготовке. Выпавший на скалы снег увеличивает время прохождения маршрута в 1,5-2 раза и многократно снижает шансы дойти до вершины. Именно поэтому, местные гиды в такую погоду сидят дома, т.к. трудозатраты по подъему клиентов не соответствуют доходам.
Мы широко раструбили о нашем горячем желании перейти с Монте-Червино (кто не знает, так называют Маттерхорн в Италии) на Маттерхорн, на нас давил немалый груз фотоаппаратуры, а также ответственность перед спонсорами, поэтому нам нужна была более высокая вероятность успеха, нежели в стандартном альпийском варианте.
Логично рассудив, что с такими рюкзаками, спринтерами все равно не будем, мы дополнительно закинули в них еду на 4-5 дней, палатку, спальники, коврики и горелку, став, таким образом, готовыми к любым превратностям судьбы на маршруте. Потеряли в скорости, но значительно увеличили шансы на успех.
На следующее день мы поднялись на хижину Карела.
Фраза "поднялись на хижину" звучит вполне невинно, но применительно к Карела, она значит, что мы поднялись по "бараньим лбам", пролезли довольно отвесный кулуар, потом - скалки на краю снежного поля, прошли весьма и весьма отвесный траверс по раскисшему сползающему снегу, снова прошли лазанием троичные, засыпанные снегом скалы, а перед самой хижиной преодолели 7-10 метровую 90-градусную стенку, втащив туда полиспастом рюкзаки.
Сама хижина заслуживает отдельных слов. Это крепко сколоченное, довольно вместительное строение, висящее над пропастью на мощных стальных опорах.
В ней нет постоянного смотрителя, но есть газ, двухъярусные кровати человек на 40-50, матрасы, одеяла, кастрюли и желтые пластиковые черевички «Вибрам» женских размеров.
В момент нашего прибытия в хижине находились двое ребят из Польши и один из Литвы, которые уже предприняли несколько разведывательных выходов на гребень и удостоверились в том, что вернуться засветло с вершины не успеют.
Снега действительно много. На следующий день они ушли вниз.
Прогноз погоды обещал солнечные дни, и мы решили подождать, в надежде, что часть снега стает и сделает наши планы более выполнимыми.
В итоге, мы провели на хижине 3 дня, сделали разведывательную вылазку к Grand Corde - стальной цепи, выводящей на гребень перед пиком Тиндаль и поняли, что снега реально много - местами проваливались по пояс, что крайне замедляло движение.
За это время несколько групп и соло-восходителей, пришли и ушли ни с чем. Один только мега-быстрый испанец в одиночку добежал до вершины и вернулся затемно.
Но "окно погоды" не бывает вечным и ждать более не было ни возможности, ни смысла. Ловя погоду, вечером на хижину подошли новые группы.
Будильник Сергея прозвонил в 4.00, подняв всю хижину на ноги. Наскоро попив чаю, взвалив свои "неподьемные" и включив фонарики, мы вышли наверх. Сразу за нами, вышло еще несколько групп. Не желая, чтобы шли по нашим головам, мы побежали по скалам вперед, практически ощупью по предварительно разведанному маршруту. Благодаря этой ночной гонке, мы с тяжелыми рюкзаками были у Grand Corde на час раньше, чем день назад - с легкими.
Путь от Карела до Grand Corde проходит справа от гребня, в одном месте выходя на него, по скалам 3-4-й категории. В некоторых сложных и опасных местах провешаны канаты и металлический трос, что впрочем не отменяет необходимость наличия френд и закладок. Первые идут особенно хорошо.
Grand Corde, как уже говорилось - это цепь 30-40 метров длиной, за которую можно придерживаться и страховаться, вылезая по стенке на гребень.
На гребне уже прохладнее, может задувать ветерок. Движение идет, в основном, с левой стороны.
Скальные плиты сменяются скальными же плитами, но присыпанными снегом с весьма ограниченными возможностями страховки.
По пути мы встретили несколько замечательных "альпийских" гребней, по которым прошли балансируя на скальном или снежном ребре, расставив руки над пустотой с обеих сторон.
После неявно выраженной предвершинки Тиндаль, гребень раскололся на отдельные бастиончики, преодоление которых также доставило массу эмоций, так как падать есть куда, а возможностей страховки не так много.
Мы подошли к вершинной башне.
Сама башня впечатлила своей, 200-метровой высотой и почти отвесными стенами, на которых висят канаты и даже лестницы. Тут то и началась акробатика - смешанная, прерывающаяся виа-феррата, особенно запоминающаяся при наличии увесистого рюкзака.
Мы поднялись к кресту на Монте-Червино около 14.00.
Без пограничных формальностей, преодолев небольшой провальчик, мы перешли на более высокую Швейцарскую вершину к статуе Святого Бернара.
Облака закрывали все виды и, сделав несколько снимков, мы пошли вниз по гребню Хёрнли. Пошли, т.е. начали вешать дюльфера и скатываться вниз, благо различных анкеров и арматурин на гребне много, а скальные плиты слишком сильно заснежены для спуска ногами.
Так как вторую веревку, из соображений веса, мы оставили в хижине Карела, то скатываться получалось по 25 м. А до хижины Хёрнли внизу – 1200 м по высоте. Вообщем, мы вошли в ритм бесконечных продергиваний, спусков, снова продергиваний и снова спусков. По дороге догнали две связки швейцарцев, спускавшихся преимущественно лазанием.
После N-го количества дюльферов, мы обнаружили, что сбросили всего 500 м, солнце клониться к горизонту, а мы стоим прямо перед приютом Солвей.
Между спуском в темноте и ночевкой в тесном домике, выбрали последнее.
Так получилось, что мы выступили в роли «добрых нянек» для пятерых голодных швейцарцев и молодой пары из Польши, которые шли в альпийском стиле, т.е. без ничего. Напоили их чаем и картофельным пюре.
Был очень красивый закат.
А утром мы пошли вниз, пропуская связки из Хёрнли, идущие наверх.
После нескольких дюльферов, среди скал началась настоящая тропа, порой отвесная, порой достаточно пологая. Мы нашли её с помощью словенского гида, который вел вниз пожилую женщину из Монголии. Между собой они общались по русски.
А дальше наш ждал приятный обед на Хёрнли с замечательным видом на Маттерхорн, спуск в Цермат, прогулки по окружающим озерам и возвращение в Италию через перевал Теодул.
Маттерхорн царит над всеми окружающими долинами. Совершенно магическая гора.
Не скажу, что это был легкий маршрут. Он оказался достаточно протяженным и забрал много сил.
Хочу поблагодарить компанию adidas за отличную экипировку и за спонсорство нашего проекта, компанию Венто за отличные кошки, треккинговые палки и другое альпинистское снаряжение, компанию Kingston за быстрые и надежные карты памяти, компанию Nikon – за предоставленную фототехнику, компанию Cotton Carrier - за продуманную систему подвески фотокамеры, оставляющую руки свободными для лазания. Особая благодарность Анне Столбовой и Марине Сивоконь, за огромную помощь в реализации идеи, а также Анне Соден – представителю Министерства по туризму Италии в регионе Аоста, за коллосальную поддержку и гостеприимство!
И ещё. Спасибо нашим близким, которые заботятся о наших детях и несут на себе всю тяжесть «будней», пока мы носимся по горам со своими сумасшедшими идеями!
Комментарии: