Этот легендарный календарь в 2014 году отметил свое 50-летие. За эти годы в объективах лучших фотографов, среди которых Карл Лагерфельд, Марио Сорренти, Терри Ричардсон и Патрик Демаршелье успели побывать мировые супермодели и актрисы. Сотни городов, сотни самых прекрасных женщин планеты и сотни разных образов - каждый выпуск за эти 50 лет поражает размахом, интересным антуражем, красивейшими локациями - и, конечно, красотой женского тела.
История календаря Pirelli начинается в 1962 году, когда маркетолагам Pirelli пришла в голову мысль о создании некого подарочного продукта для своих клиентов. Первый блин вышел реально комом. На фотографиях Теренса Донована абсолютно заурядные девушки красовались на фоне различных автомобилей, "обутых" в продукцию Pirelli Ltd.
1964 год
Целевой аудиторией календаря были водители–дальнобойщики, а точками продажи — придорожные магазины и автозаправки. Но уже два года спустя было решено создать абсолютно индивидуальный и уникальный стиль для корпоративного издания - придав ему статус VIP...
Первое международное издание календаря Pirelli (более известного любителям фотографии как CAL) было выпущено в 1964 году. Повод — открытие филиала Pirelli Group в Великобритании. И сразу – с места в карьер. Для создания дебютного выпуска арт-директор Дерек Форсайт пригласил Роберта Фримана - ни кого нибудь, а официального фотографа группы Beatles.
Вместе с двумя моделями они отправились на Майорку, где им удалось создать серию фотографий, которые были достаточно эротичными, но в то же время деликатным и высокохудожественными. Это был эксклюзивный арт-продукт, культурная ценность которого выходила далеко за пределы классических представлений о моде, женской красоте и, тем более о производителях автомобильных шин.
1973 год
Календарь официально не продается. Его дарят исключительно важным представителям крупных промышленных предприятий, членам королевских семей и видным политикам, миллионерам, влиятельным деятелям финансовой сферы и мира культуры. Быть в числе "подписчиков" — значит принадлежать к международному кругу избранных. Статус культового сделал свое дело — календарь Pirelli считается большой ценностью для многих коллекционеров и приобрести его можно только на аукционах.
Календарь Pirelli заставил пересмотреть общепринятые правила фотографии и отношения к корпоративной продукции. Если прежде календарями завешивали стены гаражей и кухонь, то теперь его "страницы" украшают залы музеев и галерей на эксклюзивных выставках. Есть у него и особая социальная миссия. Он не раз становился предвестником трансформации женского образа в современном обществе.
Pirelli-арифметика: за 50 лет было выпущено сорок изданий календаря (с 1974 по 1984 год его не издавали из-за финансовых проблем компании). За это время Pirelli привлек к работе 34 именитых фотографа, 8 из которых работали над календарем дважды. В их числе четыре женщины. Один ежегодный выпуска выходит тиражом в 20 тысяч копий.
1970 год
На первую презентацию календаря в 1966 году в лондонском отеле Карлтон Тауэр было приглашено 85 журналистов, пришли однако только 12. На следующий день в издании The Sun появилось лишь упоминание о событии. В Pirelli тем временем ликовали. Презентация нового календаря постепенно превращалась в ежегодное событие, которого с нетерпением ожидал весь Лондон, что значительно добавляло популярности самой компании.
Съемки календаря 1968 года по накалу страстей могут поспорить с "бондианой". В то время арт-директор Дерек Форсайт задумал сделать из календаря иллюстрации к знаменитым стихам, пригласив для этого моделей с разным цветом кожи. Съемки проходили на острове Джерба в Тунисе, где на оголенное тело введено строгое табу.
В этот момент между Израилем и арабскими государствами началась очередная война, неожиданно райский остров за одну ночь заполонили танки. Фотографа задержала местная армия, у него отобрали все пленки, но по странному стечению обстоятельств забыли про ту, которая осталась в камере. Редкие кадры чудом удалось секретно отправить в Лондон. Эти события стали известны широкой общественности и лишь подогрели интерес к календарю.
Оглушительная популярность пришла к Pirelli в 1970-ом. Презентация "ежемесячника" заняла центральные полосы британской прессы, ей посвящали программы на телевидении. В список рассылки включили принцев Филиппа, Чарльза и Эндрю и премьер-министра Эдварда Хита. Чтобы заполучить календарь для участников своей группы, в офис Pirelli лично звонил Джон Леннон!
В 1972 году работу над календарем впервые доверили женщине — фотографу-импрессионисту Саре Мун. В качестве площадки для съемок была выбрана пустующая Вилла ле Тилёль в Париже. Некоторые представители сильного пола критиковали это издание календаря. Доходило даже до обвинений в лесбийской направленности. Прессе, однако, он пришелся по вкусу, а лишние домыслы лишь способствовали его успеху. В это же время на почве популярности календаря возникла целая подпольная индустрия: дельцы перекупали оригинал на черном рынке, вставляли отдельные фотографии в рамки и продавали как самостоятельное произведение искусства.
На презентацию 10-го юбилейного выпуска календаря пришли члены английского парламента. Во время пресс-конференции министр транспорта Великобритании Джон Пейтон в сердцах признавался: "Да, у меня есть календарь Pirelli! Он висит у меня дома в рабочем кабинете на дверце шкафчика".
27 марта 1974 года — черный день календаря. Из-за нефтяного конфликта на Ближнем Востоке и застоя автомобильной индустрии представители Pirelli публично сообщили о прекращении выпуска популярного ежегодника.
1971 год
"Пауза" затянулась на десять лет. Возвращение "девушек Pirelli" было не менее триумфальным, амбициозным и современным. Новый арт-директор Мартин Уолш в рекламных целях решил использовать на фотографиях продукцию компании. Правда, сделал это очень деликатно и, как всегда эротично. Автомобильные покрышки "фигурировали" в кадре чисто номинально, в виде умелых намеков: следы протектора новой линейки шин P6 на багамском песке или различных частях тела моделей.
Фотографом календаря образца 1985 года был выбран 70-летний Норман Паркинсон — персональный портретист членов английской королевской семьи. А в 1986-ом — Берт Штерн, прославившийся благодаря последней в жизни Мэрилин Монро фотосессии. Масштабная презентация календаря приняла неожиданный поворот: Герцог Вестминстерский предложил организовать аукцион по продаже исходных рисунков для сбора средств на благотворительность.
В 1987-ом на страницах календаря впервые появился мужчина, который использовался для создания контраста с девушками. (Этот опыт создатели повторят только спустя десять лет). А в 1988-ом на прилавках появилась биография The Pirelli Calendar Album за авторством Майкла Пая, моментально ставшая на Западе бестселлером.
Стратегически важным с точки зрения международного продвижения шиномонтажного бизнеса компании Pirelli стал образец 1991 года. В нем было решено раскрыть тему женщины в истории, определив для каждой модели определенную страну и конкретную историческую эпоху, в которой она представлена на фотографии.
1984 год.
Наоми Кемпбелл (фото Теренса Донована для Календаря Пирелли, 1987)
Кейт Мосс, 2006 год
Синди Кроуфорд, 1994 год
Наоми Кэмпбелл, 2005 год
Джулианна Мур, 2011 год
2009 год.
1990 год
Кэйт Мосс (фото Херба Ритса для Календаря Пирелли, 1994)
1987 год
Эротический календарь, собравший женщин из разных стран, способствовал развитию стратегии Pirelli по расширению представительства компании в мире.
Для съемок издания 1994 года был приглашен фотограф-легенда Херб Риттс, который помещает на его страницы самых соблазнительных и востребованных супермоделей того времени — Синди Кроуфорд, Хелену Кристенсен, Кейт Мосс и Карен Александер. С этого момента календарь становится мерилом успеха для моделей, которые считают за честь добавить его страницы в портфолио.
Искусство в массы! На рубеже веков — в 2000 году — к созданию календаря было решено привлечь самую известную и высокооплачиваемую женщину-фотографа — Анни Лейбовиц. На своих фотографиях она изобразила природную красоту женщины в классических позах, навеянных произведениями Рубенса и Боттичелли.
Нельзя не отметить и календарь 2007 года, главными героинями которого стали пять прославленных обнаженных голливудских актрис — Софи Лорен (в возрасте 72 лет она стала самой "взрослой" моделью, которая когда-либо позировала для издания), Пенелопа Крус, Хилари Суонк, Наоми Уоттс и Лу Дуайон.
В 2014 году знаменитому календарю Pirelli исполняется 50 лет, и к юбилею компания решила сделать очередной выпуск несколько необычным. Если в предыдущие разы для этого проекта приглашались самые актуальные мировые фотографы и модели текущего года, то теперь компания порылась в архивах и выпустила версию календаря, которая готовилась к 1986 году, но не была тогда выпущена.
В тот раз планы изменились: съемка, которая была заказана фотографу Хельмуту Ньютону, не могла быть закончена в срок, и компания в спешном порядке наняла другую знаменитость – Берта Стерна, который известен своими снимками Мэрилин Монро. Ньютон же доснял все что хотел, но его работы отправились в архив, минуя публикацию.
Календарь 2014 года по традиции украшен эффектными кадрами, на которых запечатлены модели порой в довольно откровенных позах. Но если в последние годы тематика снимков никак не связана ни с покрышками, ни с машинами, то в прежние годы, как мы видим, в кадре все же фигурировали автомобили.
Спустя почти 30 лет этот календарь, который по невероятному совпадению абсолютно соответствует 2014-му календарному году, теперь увидит свет как часть юбилейных торжеств Пирелли.
Комментарии: