error
Регистрация

ISO - присказка к пониманию UniWB

Рубрика: «Личное»
Автор: Сергей Банков
Опубликовано: 24.03.2014 в 09:31:46
Что говорят об ISO?  Зайдём на сайт (один из рассадников дилетантизма

http://freefotohelp.ru/class11.html и читаем:

 Урок 11. Что такое ISO в фотографии и фотоаппарате?

ISO в цифровом фотоаппарате и фотографии вообще обозначает уровень чувствительности пикселей фотоматрицы.  Нас будут интересовать цифры, стоящие после трёх букв ISO. Значение этих цтифр соответствует чувствительности фотоплёнки или матрицы фотоаппарата.

Такие уроки пример того как сапоги тачать берётся пирожник без должного на то умения и знаний. Это прохиндиада. Я бы не стал приводить здесь подобну чушь, но у читателя может сложиться впечатление, что я не слышал  "«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»  или сражаюсь с ветряными мельницами ... Моя цель уберечь читателя от бега на месте и показать ему путь к достойному результату.
 
ISO 
ISO - это не чувствительность матрицы / камеры. Чувствительность матрицы (квантовая эффективность) задаётся конструкторами матрицы, технологией, производителем. Чувствительность никогда не меняется для данной матрицы, на данной камере. Изменить её можно только сменив камеру или задник.
 

ISO - это коэффициент усиления принятых (накопленных) матрицей зарядов на пикселях матрицы. Настоятельно рекомендую самостоятельно разобраться как взаимосвязаны величина коэффициента усиления (ISO), шумы, размер пикселя и пр. В нашем контексте важно, что любая цифровая камера, при любом ISO снимает с одной и той же чувствительностью, заложенной в неё при разработке, производстве.

Из этого вытекают очень важные следствия, которые полностью определяют стиль съёмки многих фотографов, и мой в том числе. 

Поскольку при любых условиях освещения чувствительность матрицы не меняется, то при тусклом освещении нужно снимать при максимально возможной длительности выдержки и максимально возможном отверстии диафрагмы. Самый плохонький штатив во много крат лучше самого малого повышения ISO. Всегда надлежит "насыщать" датчики светом по максимуму. Это правило, в связи с новыми технологиями, несколько ослабло на современных камерах Nikon, но принцип остался прежним - отдавать предпочтение, максимизировать на матрице "поглощение" света. Количество света достигшего матрицу должно быть максимальным при любых условиях освещения, мы всегда предпочитаем максимально возможные выдержки перед усиление только той части зарядов, которые "успели" засветить матрицу за время котороткого воздействия. Снимаем при условии максимального количества света и минимальном усилении (ISO). Света много не бывает! Пошить кафтан из одних операций шитья невозможно, основа любого кафтана ткань!

Во множестве случаев осветлять плотные участки изображения предпочтительнее на ПК с мощным ПО, чем делать это собственными чипами камеры.
 
Частный случай съёмка различных видов движения и в движении, этому много учат в Нью- Йоркском институте фотографии, нужно только запомнить значения выдержек, при которых снимаются разные виды движение. В личном плане ещё важно приобрести и отработать соответствующие навыки.
 
Обращаю ваше внимание на резкость. Кадр, экспонированный с насыщенными красками, проработанными микроконтрастами, всегда резче кадра сделанного на короткой выдержке с "задранным" ISO. 

Нужно понимать, что смещать по оси плотностей тона и полутона сцены может только экспозиция. Кадр, получивший мало света и большое усиление всегда проигрывает кадру снятому на базовом или низком ISO с оптимальной выдержкой. Оправдания для укорочения выдержки и подъёма ISO могут быть только очень серьёзные, движение, например, но никак не отсутствие штатива. 

Существуют разные практики снимать недоэкспонируя или переэкспонируя на один - три, а то и пять стопов. Эти практики жизнеспособны до тех пор, пока не повышается ISO. Лучше снять с недодержкой -2 стопа, чем повышать ISO за границу шумовой зоны. RPP вытаскивает детализацию из глубоких теней, в общем-то, без нареканий, если кадр экспонирован правильно. Но вот спасти кадр в + 2 стопа сложнее, т.к. здесь детализация в светах может теряться при самой съёмке.


Настройка баланса белого

Если экспозиция смещает насыщение тонов по оси светлот, ISO усиливает то, что уже запечатлено матрицей, то что же делает настройка ББ (баланса белого)?

Выше речь шла о пикселе как о некотором "монолите", едином датчике яркости (L*). На деле же, пиксель состоит из четырёх датчиков, которые за красным, синим и двумя, чуть разными зелёными фильтрами, региструют "упавшие" фотоны. Поэтому пиксел выдаёт четыре результата Red, Green, Blue и Green. Мы чаще встречаем RGB, но это неправильное упрощение. Когда будете настраивать ББ в RPP быстро вспомните о забытом втором Green,  но пока я поддержу эту "экономию мышления". 

Из школьного курса физики мы знаем, что любой цвет можно получить смешением трёх основных цветов в разной пропорции. Что делает ББ, догадались? Задаёт пропорцию смешение основных цветов. В цифровой фотографии это смешение существенно усложняется тем, что в процессе смешения цветов участвует и плотность зарегистрированного цвета. Дело в том, что разные цветные каналы обладают разной квантовой эффективностью (на этот раз чувствительностью в собственном смысле слова). Да и в падающем на матрицу световом потоке дела с пропорциональностью цветов обстоят далеко не образцово...

Баланс белого это инструмент реагирования на состав светового потока с целью подготовить датчики пикселя к регистрации содержащихся в потоке цветов. Это достигается "преднастройкой чувствительности каждого канала к конкретному раскладу в световом потоке". ББ по-разному усиливает / осветляет полученные в каналах плотности... В результате, в RAW данных не только регистрируется  то, что было за разными фильтрами на датчиках пиксела, но и неконтролируемое фотографом повышение  внутриканального ISO одного канала против другого, других. Это одна из причит, почему так часто из камер "прёт цифрятина".

подобный шахер-махер производителей камер наблюдается когда фирменные, якобы светосильные объективы, распознаются камерой и именно втихаря, имитируя большую светосилу, камера повышает ISO.

 Однако это ещё всё!

И тут приходится плакать ... все камеры, прежде всего, ориентированы на производство изображений в формате внукамерного .jpg. Поэтому на мониторчике в гистограммах они показывают не реальное положение дел на матрице, а уже "подогнанное" под построение внутрикамерного jpg'а. Сместить каналы относительно друг друга не проблема при постобработке RAW данных, даже подобрать необходимые плотности  тоже не проблема. 

Проблема в том, что бы запечатлеть все до единой плотности цвета без потерь в каждом канале. В современных камерах для этого приходится идти на ухищрения.

Надеюсь, читатель согласится, что взаимная подвижка каналов Red, Green и Blue по зонам плотности (от 0 до 255 на шкале RGB, или, что то же самое, от 0 до 100% на шкале L*) возможна не только при съёмке, но и при постобработке. Более того, при постобработке она гибче и эффекттивнее. Разница же между настройкой ББ в камере и в ПО только в том, что в камере это "преднастройка чувствительности" в каналах до съёмки, а для ПО это подвижка уже отснятых плотностей в каналах. Отсюда и возникла идея задать  такой ББ, такую настройку, подгонку каналов RGBG при съёмке, чтобы все имеющийся плотности цвета сцены полностью "легли" в канал цвета без потерь и никакой внутрикамерный "настрой" не вмешивался.  Потери же плотностей цвета в каналах и искажения всегда имеют место при других настройках ББ.

Имея "до верхов" заполненные каналы, настроить ББ при постобработке действительно не сложно.

Скажу, что в UniWB я снимал и обрабатывал снимки ещё когда "вчистую сидел"  на Capture NX2. Первое, что я увидел при переходе на RPP - это резкий подъём качества конвертации RAW файлов, где смещение и перераспределение плотностей в каналах по зонам светлот в одном канале производится независимо от других каналов.


UniWB

Что бы все каналы были одинаково проэкспонированы, достаточно использовать особую настройку ББ (ручной режим, настройка по образцу) по кадрику, снятому с настройкой UniWB. Пользователи Nikon и Canon могут скачать такой образец здесь по ссылкам для вашей камеры http://www.dpreview.com/forums/post/51465551 или в любом друго месте. Составьте запрос по поиску UniWB с на званием своей камеры.

UniWB - это такая настройка баланса белого в камере (выполняется через "ручная настройка ББ"), при которой каналы Red, Green и Blue проэкспонированы одинаково. "Одинаково" понимай так: без потерь даже одной плотности цвета имеющейся в сцене. "Одинаково" каждый канал собрал всё, что было "по его теме / цвету" в сцене. немаловажно, что и всякие прочие вмешательства камеры в регистрацию RAW данных минимизированы.


В следующем посте мы разберём как конкретно настраивать баланс белого в RPP, если мы снимали с настройкой UniWB.


 

 
Просмотры: 4360
 

Комментарии: