Имиджевая фотография — результат долгой и кропотливой работы стилиста, визажиста, режиссера и, конечно же, фотографа. Если без первых еще можно обойтись, то без последнего — никак. Современный фотограф совмещает в себе качества многих профессионалов, но главное, именно он знает, как сделать снимок красивым, а человека на нем — безупречным. В современное понятие имиджевой фотографии входит портрет, снимки для модельного «бука», а также другие изображения конкретного человека. И вне зависимости от целей, для которых требуется фотография, она должна подчеркивать все достоинства и скрывать недостатки объекта съемки. Сфотографировать человека только на первый взгляд кажется простым. К счастью, в России для того чтобы сделать портфолио для профессиональных или личных целей, все чаще обращаются не к знакомым недорогим фотографам, а к настоящим профессионалам. Оно и верно — лучше заплатить в два раза больше и остаться довольным результатом, чем заплатить меньше, но в итоге остаться ни с чем. В этом номере журнала «Фотодело» мы собрали лучших фотографов имиджевой фотографии в России.
— Эдуард, вы QEP — квалифицированный европейский фотограф (сертификация Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP) и член Ассоциации профессиональных фотографов Америки PPA (Professional Photographers of America). Влияет ли это на востребованность вас как фотографа в России?
— С вашего позволения отвечу на этот вопрос в обратном порядке. Ко всему перечисленному, я являюсь и членом Гильдии рекламных фотографов России. Гильдия ощутимо помогает в продвижении на нашем рынке. Уже несколько лет я с удовольствием провожу мастер-классы и семинары на мероприятиях Гильдии, и, как правило, это общественная нагрузка, т.е. на благотворительных началах. Но в свою очередь, я получаю поддержку личных проектов и обучающих программ от Гильдии. Будь то выставочный проект или зарубежный семинар для наших (российских) фотографов — я всегда уверен в поддержке Гильдии и помощи от моих коллег. Со многими я не был знаком раньше, но теперь мы с удовольствием общаемся и дружим, по возможности оказывая друг другу содействие.
Что касается моего участия в PPA — это, скорее, для того, чтобы быть в курсе американского рынка профессиональной фотографии. Ассоциация Профессиональных фотографов Америки оказывает помощь фотографам, начиная от скидок при покупке или аренде оборудования, заканчивая рекомендациями услуг различных компаний по печати, страховых фирм и так далее. Плюс ко всему, как и каждый член РРА, я ежемесячно получаю журнал Professional Photographer, в котором собрана информация для профессионалов. Это и аналитические материалы, и обзор конкретных сегментов рынка, и полезные статьи по использованию фототехники и цифровой обработке. Ну и, конечно, всегда интересно читать интервью с профессионалами, истории успеха и их советы...
QEP — это, в первую очередь, личный экзамен и потом уже некий статус для заказчика. Конечно, заказчики, которые внимательно относятся к выбору фотографа, учитывают подобные вещи. В России до сих пор традиционно используется подход: работаем с Васей, потому что мы его лично знаем. Но серьезные РА и рекламные отделы крупных компаний уже давно отказались от такого подхода. Квалификация европейского профессионального фотографа имеет значение при участии в тендерах и выборе заказчиком фотографа.
Для тех, кто интересуется, — QEP невозможно получить по блату. Это абсолютно честная система определения достойных фотографов путем голосования членов жюри за работы, которые отпечатаны и представлены на заседание без каких-либо подписей и копирайтов. Если у членов жюри возникает сомнение (голоса 50/50), то претендента обсуждают отдельно на повторном собрании. Мне повезло оказаться в первой тройке фотографов из России, получивших QEP. Сейчас число сертифицированных фотографов из нашей страны уже приближается к десятке. Если у кого-то возникнут вопросы или желание попробовать свои силы, более подробно ознакомиться с материалами и условиями подачи заявки можно на сайте Гильдии рекламных фотографов: http://www.masterphoto.ru/pages/qep.
— Вы очень много времени проводите в США. Вы по большей части фотографируете для американских компаний или же удается снимать и у нас?
— За многие годы профессиональной работы в рекламной и fashion-фотографии я приобрел достаточно большое количество постоянных заказчиков из России. Конечно, имея плановые ежегодные съемки (в особенности производителей сезонных коллекций одежды или имиджевые съемки при выводе новых брендов на рынок), я с удовольствием снимаю в Москве и Питере. К тому же в последние годы, несмотря на кризис, я приобрел новых российских заказчиков и надеюсь, что сотрудничество с ними станет плодотворным и долгосрочным. Поэтому в год получается по несколько перелетов через океан. Что касается США, то это, пожалуй, один из самых больших в мире рынков потребления, где индустрия фотографии находится на очень серьезном уровне. При огромном спросе на каталожную и рекламную печатную продукцию фотографы, находясь в постоянной жесткой конкуренции, работают над собственным авторским стилем, расширяют границы специализации и стараются творчески и технически расти. Я не исключение. Мне приходится много работать и уделять много времени саморазвитию, повышать свой уровень. Но это интересно, и ко всему прочему укрепляет любовь к профессии. В принципе, не важно на каком континенте ты снимаешь. Главное — любить свое дело и отдаваться ему полностью.
— В чем принципиальная разница между западными заказчиками и российскими?
— Сложный вопрос. Цель моей работы — создание качественных фотографий в рамках той или иной задачи. И суть работы одинакова для любой страны. В одном случае, вы работаете с креативным директором или арт-директором, которому затем отдаете исходный материал. В другом — вы делаете работу под ключ — это и съемка, и обработка. А вот ясность понимания заказчиком того, чего он хочет и что будет происходить с материалом «на выходе», а также подход к организации съемок немного отличается. Но на сегодняшний день я могу привести в пример массу наших компаний и агентств, которые очень профессионально делают свою работу и умеют грамотно организовать процесс съемки. Основное отличие заключается в ментальности российского бизнеса. Большинство запросов от заказчиков из России начинаются с фразы «нам срочно нужно провести фотосъемку». За последний год таких писем было более двух десятков. Но не всегда такой запрос попадает в паузы между плановыми заказами, и, при всем желании, ты не можешь помочь. Например, сейчас я отвечаю на ваши вопросы, находясь в Бостоне. И на просьбу срочно снять коллекцию верхней одежды в Москве в течение ближайшей недели я вынужден ответить отказом, хотя с удовольствием бы отработал данный заказ, если бы его обозначили хотя бы за месяц. Накладки бывают и с уже утвержденными проектами. Причины — не пришла вовремя коллекция, или даже такие, как незапланированный отпуск директора фирмы, который хотел поприсутствовать на съемке. И смех, и грех. Понятно, что в нашей действительности каждый старается гибко вести дела, но когда ситуация доходит до абсурда, тут ничего не поделаешь. Страховаться приходится только условиями договора и личными беседами по телефону или при встрече. Одним словом, форс-мажорные обстоятельства у наших заказчиков чаще бывают нормой, а не исключением.
— Как отразился кризис на фэшн-фотографах? Снизились ли объемы заказов, бюджеты съемок, гонорары?
— Насколько я знаю из общения с коллегами, более всего пострадала Европа. Там многие фотографы отказались от содержания собственных студий в связи с резким снижением объема работы. В Америке тоже есть крупные студии и весьма громкие имена в селебрити-фотографии, которые подали иски о банкротстве. И если некоторые звездные фотографы стали банкротами из-за неправильного распоряжения кредитными ресурсами, то есть и те, которые не в состоянии были удержать запредельные цены на свои услуги. Но, на мой взгляд, просто лопнули «мыльные пузыри». Любой кризис как санитар вычищает неправильно устроенные предприятия, и фотографический рынок не исключение. То же самое происходит и с продавцами фототехники. В США успешные сети магазинов продолжают работать, но при этом в 2009-м прогремел ряд банкротств нескольких серьезных игроков. По собственному ощущению, я стал больше работать, чем раньше. Многие мои знакомые и друзья-фотографы по обе стороны океана — тоже. Конечно, и некоторые заказы (в начале года особенно) были сорваны кризисом. Но при гибком подходе и общении с заказчиком можно всегда найти компромиссные варианты оптимизации бюджетов. Кризис — это явление, которое заставляет всех думать немного иначе и находить свои решения для удержания или развития бизнеса. И к сожалению, исключений нет.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития фэшн-фотографии в России?
— Перспективы зависят от многих факторов. Один из самых важных — кто будет делать нашу модную фотографию модной — профессионалы или дилетанты. В нашей стране есть много профессиональных и интересных фотографов, которые могли бы развиваться и далее при наличии заказов, делая интересные работы. Но есть и конъюнктурщики — весьма посредственные фотографы, которые, успешно нахватавшись азов цифровой фотографии, накупили дорогое оборудование и, находясь «в тусовке», получают заказы. Это парадокс, который почему-то работает только в России. Однако если сами заказчики будут более разборчивы или хотя бы элементарно внимательны при выборе фотографа, а не зацикливаться на внешней оболочке и ценах, то им же будет лучше. Может, я жестковато отвечаю, но я не раз сталкивался с подобными ситуациями. Были случаи, когда в мое отсутствие заказчик нанимал фотографа и получал материал «в корзину». Потом я спрашивал людей, ну что же они мне не написали или не позвонили, я бы дал вам рекомендации при выборе или конкретно назвал несколько имен адекватных и профессиональных фотографов? Но кризис лишь ухудшил ситуацию. В поисках экономии частенько приходят к потерям. Так что уверен, о перспективах именно фотографии моды (fashion) должны заботиться и те, кто в этой индустрии работает. Думаю, нам (в России) нужно больше проводить фотоконкурсов и способствовать росту молодых фотографов. Сейчас проводится много семинаров, мастер-классов и курсов... Остается надеяться, что их качество и количество будет расти пропорционально. Что касается лично меня, то могу сказать, что по возможности я тоже стараюсь внести свою скромную лепту. На своих мастер-классах я говорю о реальных вещах, показываю и рассказываю о том, что действительно необходимо знать и помнить. Фэшн и рекламная фотография требуют много труда и знаний. Это внимательный подход ко всем составляющим и, главное, технически грамотная реализация ваших творческих замыслов. Изучение классики жанра, знание современных требований и тенденций в индустрии, а также большое желание и любовь к тому, что вы делаете, — вот необходимые условия для роста.
Я сам в начале 2000-х с огромным интересом начал посещал зарубежные тренинги и мастер-классы. Во многом благодаря тем знаниям и опыту, которые я получил, мне удалось серьезно поднять собственный уровень во многих аспектах. Это касается не только технической стороны съемки, но и self-promotion (собственное продвижение себя как фотографа на рынке), и элементарные понятия в вопросах организации съемок и собственного бизнеса в целом. Благодаря Гильдии рекламных фотографов еще несколько лет назад я начал сам проводить мастер-классы. Сейчас у меня много предложений о проведении различных семинаров и т.п., но я практикующий фотограф и не могу посвятить преподаванию слишком много времени. Я очень серьезно отношусь к каждому человеку, который пришел послушать или поучиться чему-то. Поэтому каждый раз я готовлюсь по заданной теме так, чтобы было и интересно, и познавательно — чтобы уходя люди знали, что открыли для себя что-то новое и практически применимое прямо сейчас.
— Чему будет посвящен ваш очередной мастер-класс?
— Наш следующий мастер-класс пройдет в Греции, думаю, он уже закончится на момент выхода этого номера. Мы едем с группой фотографов в Грецию на семь дней. Тема: «Рекламная и fashion-фотосъемка на выезде». Затем будет Питер в рамках «Фотоярмарки 2009»: съемка моды для каталогов и рекламы. Все анонсы мастер-классов я дублирую в своем блоге: http://eduardkraft.com/blog/.
— Занимаетесь ли вы творчеством, некоммерческой фотографией?
— Моя работа подразумевает постоянное творческое начало в любой съемке. Я рад, что есть заказчики, которые отдают на откуп творческие решения фотосъемок на заданную тему. Также я начал снимать еще год назад один из ретро-проектов, но пока на его продолжение не хватает времени. Я очень люблю ретро-фотографию (об этом может быть очень длинный разговор), но подробно о данном проекте говорить еще рановато. Надеюсь, в ближайшее время продолжу работу, и когда снимки сложатся в задуманную серию, можно будет сказать, что проект состоялся. Есть еще одна сторона творческого выброса «фотографической энергии». Это фотосъемка в путешествиях. Порой я рад почувствовать себя просто туристом, снять что-то на память для себя и, главное, сделать фотографии, которые были бы интересными не как семейный архив из серии «я и статуя Свободы», а скорее, как мое видение того или иного города, объекта или страны. Мне удалось проехать с фотокамерой через большую часть западного побережья США. Я начал снимать в поездках, и потом уже пришла идея объединить серию фотографий в альбом или фотокнигу. Я принял решение продолжать до тех пор, пока не почувствую, что «моя Америка» выглядит как цельный и действительно интересный проект. Думаю, еще год или два я потрачу на то, чтобы полностью закончить этот проект. Но главное, что каждый раз, доставая камеру, думаешь о том, что ты и есть самый сложный и строгий заказчик. Надеюсь, этот фактор поможет сделать действительно интересный проект. В свободное от основных заказов время я с удовольствием делаю для фотобанков серии фотографий с людьми (моделями, детьми, актерами). Это очень удобная творческая и в тоже время коммерческая комбинация. Подводя итог, можно сказать только одно: профессия фотографа — это и есть один большой творческий проект, который состоит из множества серий. Некоторые являются успешно коммерческими, некоторые делаются просто для души.
— Каковы ваши профессиональные планы? Связаны ли они с Россией?
— В планах много работы. И конечно, в России. Ближайшие несколько месяцев я планирую работать в Москве, и если будут выезды за рубеж, то на непродолжительный срок. Так же и с мастер-классами. Думаю, что проведу зимой пару тренингов по студийной фотосъемке и весной обязательно повторю выездной тренинг в одной из теплых и красивых стран.
Контакты:
www.eduardkraft.com
eduardkraft@gmail.com
+7 (905) 777-6112
Комментарии: