Игорь Шмель работает в жанре портретной съемки и воодушевляется реакцией людей, которым понравились сделанные им снимки. Фотографией он занимается, как признался сам, из любви к искусству. О жанре портрета, используемой технике и своем понимании творчества он рассказал в специальном интервью.
Игорь Шмель. Спокойствие и красота портретной фотографии
– Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
– Это совершенно обычная история. Когда мне было пять лет, родители подарили мне фотоаппарат, пленочный ФЭД.
– Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
– Я считаю, что эти понятия совсем не исключают друг друга; любой предмет можно изучить самостоятельно на профессиональном уровне.
– Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен?
– По всей видимости, портрет. Меня всегда привлекало человеческое лицо как объект художественного осмысления.
– Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
– Постановка долгосрочных целей в творческом процессе – это признак прагматичного, коммерческого отношения к нему. Я же занимаюсь фотографией из любви к искусству. К счастью, я не зарабатываю фотографией, у меня для этого есть работа, которая никак с фотографией не связана.
– Какое оборудование вы используете: Nikon, Canon, Carl Zeiss? Могли бы вы рассказать о свои впечатлениях от работы с этими объективами: чем они вам нравятся, в чем вы видите их преимущества? Или поведать какую-нибудь интересную историю из своей фотопрактики?
– Я снимаю на фотоаппарат Canon, объективом Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Расписывать преимущества цейсовской оптики бессмысленно, имя говорит само за себя: это Carl Zeiss – и все сразу понимают, о чем идет речь.
К сожалению, не всякий может позволить себе снимать объективами Carl Zeiss, они достаточно дороги, поэтому приведу более осязаемый пример. Наверняка многие наслышаны о харизматичных объективах «Гелиос», которые изготавливались для советского фотоаппарата «Зенит». Это действительно уникальная светосильная оптика с завораживающим рисунком, которая и по сей день пользуется бешеным успехом. Так вот, «Гелиос» – это лишь прототип оригинальных цейссовских решений.
– Если бы существовала возможность совершить путешествие во времени, куда бы вы отправились на фотосессию?
– Недалеко, в восьмидесятые. У меня очень мало детских фотографий, фотографий моих молодых родителей и близких мне людей.
– Насколько важен фотошоп в вашей работе?
– Фотошоп, безусловно, важен как инструмент проявления фотографии. Так же, как, еще сравнительно недавно, были важны фотоувеличитель, проявитель и фотобумага в небольшом помещении с красным фонарем. У многих были дома эти нехитрые приспособления, однако действительно хорошие снимки получались не у каждого. То, что происходило в этой темной комнатке, можно назвать шаманством, алхимией или даже магией. Проявка пленки, а затем и самого фотоснимка была увлекательным и нетривиальным процессом. Очень многое зависело от опыта и «прямизны рук» фотографа.
Но время меняется, прогресс идет вперед, и вот мы, неожиданно для себя, попали в будущее. Многое из того, что окружало нас, изменилось до неузнаваемости, но маленькая темная комната со всей ее магией осталась. Теперь это «Фотошоп» и «Лайтрум» (правда, в переводе «lightroom» – это уже «светлая комната»). Но главное осталось неизменным: все зависит от видения фотографа и его золотых рук. А магия – она в голове.
– В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
– Вдохновение в людях. Всегда очень воодушевляет искренний, почти детский восторг человека, которому понравилась его фотография. Это позитивная энергия в чистом виде. Люблю наблюдать за реакцией.
– Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу для того, чтобы добиться успеха в современной фотоиндустрии?
– Опять же, если рассматривать коммерческий успех, то фотограф в данном случае является бизнесменом, а его занятие – бизнесом. Черты характера должны быть соответствующими. А если мы говорим о творческом аспекте, то успех – понятие неоднозначное.
– Что значит для вас фотография?
– То же, что живопись – для художника или музыка – для музыканта.
– Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
– В фотографии нет правил. Неважно, какой у вас фотоаппарат. Не слушайте советов.
– Есть ли мастера отечественной и зарубежной фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
– Безусловно. Не буду называть конкретных людей, их много, скажу лишь, что ежедневно просматриваю десятки хороших и разных работ, которые меня впечатляют. Я постоянно открываю для себя новые имена.
Комментарии: