Этот фотограф занимается преимущественно портретной съемкой, хотя иногда снимает и свадьбы, и просто мир вокруг. Но больше всего Игоря интересуют все-таки люди.
Игорь Пичугин. Чувства и ощущения профессионального фотографа
– Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
– Очень хорошо помню свой первый фотоаппарат, простейшую советскую камеру «Этюд», которая работала на пленке 120 с форматом кадра 6 х 4,5. Это было в 1980 г. В том возрасте я еще не мог сам обрабатывать пленку и печатать снимки, и за меня это делал брат, но снимать мне очень нравилось. Сейчас сложно сказать, что тогда меня больше привлекало в фотографии: сама съемка или наблюдение за процессом печати в темной комнате при красном фонаре; а может быть, «Фотокор», оставшийся от деда, так на меня повлиял. Но совершенно точно уже тогда фотография стала занимать в моей жизни далеко не последнее место.
– Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
– Первые знания я получил от брата и из самоучителя по фотографии. Многое постигалось на практике, приходило с опытом, но всегда было ощущение отсутствия целостности в подходе к фотографии, и именно не с технической точки зрения, а с позиции смыслового наполнения. Несколько лет назад я попал на авторский курс Игоря Лысова в одной из московских фотошкол, и для себя считаю это знаковым событием. После многих лет увлечения фотографией я смог почувствовать и понять, в каком направлении мне следует двигаться. Я стал по-другому смотреть на этот вид искусства и на себя как фотографа.
– Какой из жанров наиболее вам интересен?
– Мне интересно снимать людей: их лица, выражение глаз – то, что принято называть одним словом портрет. Не выхватывать отдельные кадры из повседневной жизни, а снимать историю, передавая ее посредством глубины взгляда, движений рук.
Мне интереснее и легче работать с женщинами. Их природная эмоциональность, непонятная и непостижимая для мужчин энергетика позволяют в каждой съемке создавать новое настроение, новый образ.
– Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
– Сложно давать определение стиля, и потом точные определения накладывают рамки и границы.
– Насколько вам легко получить желаемый образ? Вы легко срабатываетесь с моделями?
– Это происходит по-разному. Иногда задуманный образ снимаешь за несколько первых кадров, а бывает, делаешь длинную серию и понимаешь, что мимо, что не получается. Тогда я прекращаю эти попытки и отпускаю себя, позволяя абсолютно безыдейную съемку. Она снимает напряжение и, как правило, дает возможность увидеть модель по-другому, не в рамках продуманного ранее образа, и вот тогда получается снять кадры, которые рождаются не от ума, кадры, которые снимаешь на чувствах, на ощущениях. Зачастую я прихожу на съемку без заранее продуманного сценария, а настроение и образ рождаются уже в процессе.
И для этого очень важен контакт с моделью. Надо создать на площадке такую атмосферу, чтобы не было ощущения работы. Без этого невозможно получить живой, эмоциональный, открытый портрет. Отношения между моделью и фотографом значительно важнее многих технических моментов, поэтому перед каждой съемкой я обязательно знакомлюсь с человеком, мы разговариваем на разные темы, я пытаюсь найти точки соприкосновения, почувствовать то напряжение, которое станет основой съемки, эмоциональной основой кадра.
– Оборудование – камеры и объективы – каких производителей вы используете?
– Я использую технику Canon, что сложилось исторически, еще со времен пленочных камер. Сейчас это EOS 5D Mark III и несколько объективов линейки L.
– В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
– Фотография для меня очень сильно перекликается с музыкой, и ассоциации и настроение, вызванные музыкой, порой становятся основой для снимаемого образа. Книги, но не те, где пишут про позы для портретов. И, конечно, сами люди, наблюдения за их эмоциями и чувствами.
– Что значит для вас фотография?
– На этот вопрос я отвечу, наверное, как и большинство фотографов. Это часть меня, часть моего я.
Комментарии: