error
Регистрация

Grand Tour: Русская Версия. Неаполь

Рубрика: «События»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 10.02.2016 в 11:26:18

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Grand Tour: русская версия. Неаполь» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых». Это вторая серия проекта «Grand Tour. Русская версия». Первая выставка, посвященная Риму, открылась в МАММ в декабре и вызвала огромный интерес публики. 
 

Джакомо Броджи. Рыбаки на пляже Марина Пиккола. о. Капри. 1900-е
Джакомо Броджи. Рыбаки на пляже Марина Пиккола. о. Капри. 1900-е

Путешествие в Кампанию входило в обязательную программу становления русских художников XIX века. Для пейзажиста С. Щедрина Неаполь был настоящей художественной Меккой. Виды неаполитанского побережья изображали И. Айвазовский, Ф. Матвеев, А. Иванов, О. Кипренский, В. Суриков. Картина «Гибель Помпеи» была написана К. Брюлловым после посещения знаменитых руин.

Джорджио Зоммер. Лаззарони. Неаполь. 1868
Джорджио Зоммер. Лаззарони. Неаполь. 1868

Русские путешественники, побывавшие в Неаполе, хотели увезти что-нибудь на память: акварельный портрет на фоне вулкана Везувия, копию античной вазы с раскопок в Помпеях или фотографию живописных видов. Отдельные или сброшюрованные в альбом снимки продавались в сувенирных магазинах, фотоателье, гостиницах и на вокзалах.

Роберто Риве. Неаполитанки. Неаполь. 1880-е
Роберто Риве. Неаполитанки. Неаполь. 1880-е

Ранняя история фотографии в Неаполе связана в основном с иностранными фотографами, которых привлекало его важное положение на маршруте Гран тура, а, значит, возможность зарабатывать, продавая снимки путешественникам. В течение трех десятилетий главным фотографом юга Италии считался уроженец Франкфурта Джорджио Зоммер. Конкуренцию ему составлял британец Роберто Риве, открывший в 1860 году свою студию в Неаполе. В середине 1870-х годов здесь появляются и местные фотомастерские, как правило, семейные предприятия, фотоателье Эспозито, Броджи, фотомастерская Акиле Маури. В 1870-м году в Неаполь переезжает знаменитый венецианский фотограф Карло Найя, который снимает сцены повседневной жизни на о. Капри.

Фотоателье Эспозито. Монте Соларо. о. Капри. 1880
Фотоателье Эспозито. Монте Соларо. о. Капри. 1880

Фотографический рынок Неаполя заполняли романтические «этюды природы»: панорамные виды города и его окрестностей, морские пейзажи и т.д. Одним из самых популярных сюжетов стал вид Неаполитанского залива с Везувием на заднем плане. Восхождение на кратер вулкана, символ города, было обязательным пунктом неаполитанского путешествия.

Фотоателье Эспозито. Неаполитанка. Неаполь. 1870-е
Фотоателье Эспозито. Неаполитанка. Неаполь. 1870-е

В 1858-1859 годах генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич совершил поездку в страны Средиземноморья. В плавание он пригласил фотографа, в роли которого выступил служивший по морскому ведомству граф Гавриил Рюмин, бравший уроки фотографии у Винсента Шевалье, ученика Луи Дагера. В результате этого путешествия была создана знаменитая серия крупноформатных видов юга Италии, включающая фотографии Помпей.

Джорджио Зоммер. Портрет бельсарьера. Неаполь. 1860-е
Джорджио Зоммер. Портрет бельсарьера. Неаполь. 1860-е

Представленные на выставке работы Джорджио Зоммера (1834-1914), Роберто Риве (1823-1889), Джакомо Броджи (1822-1881), Акиле Маури (1806-1883), Карло Найя (1816-1882), Гавриила Рюмина (1841-1871), издательства Эспозито и фотоателье Куччони, выполненные в технике печати на соленой и альбуминовой бумагах, дают уникальную возможность ознакомиться с ранней историей фотографии, возникшей в 1839 году и уже через 20 лет ставшей одним из самых популярных художественных медиа.

Роберто Риве. Вид на Неаполь и Неаполитанский залив. 1860
Роберто Риве. Вид на Неаполь и Неаполитанский залив. 1860

Фотографии юга Италии отличаются от строгих и сдержанных римских видовых и архитектурных снимков. Изображения Неаполя «населены» людьми: любимыми сюжетами местных фотографов становятся пойманные и постановочные сцены на улицах города (сценки на набережной, рынке, уличные танцы). Особое место занимают портреты темпераментных неаполитанцев: продавцов газет, рыбаков, нарядных девушек, беззаботных лаззарони и веселых скуниццо («уличный мальчишка»).

Джорджио Зоммер. Арена амфитеатра. Помпеи. 1870
Джорджио Зоммер. Арена амфитеатра. Помпеи. 1870

Представленные на выставке серии передают шумную атмосферу Неаполя («рая у подножия вулкана»), одновременно демонстрируя многогранную природу фотографии: ее сложную связь с живописной традицией, способность играть роль путевых заметок и быть источником для изучения меняющегося города.

 

 
Просмотры: 2477
 

Комментарии: