error
Регистрация

Градиентный фильтр и с чем его едят?

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Максим Фиськов
Опубликовано: 04.02.2016 в 20:04:37

Начнем с конца. Что такое градиентный фильтр и зачем он нужен? Это круглый или прямоугольный прозрачный стеклянный или пластиковый аксессуар, который закрашен с плавным переходом (градиентом) от одного края к другому. Сие приспособление одевается на объектив с помощью резьбового соединения либо же с помощью специального крепления для квадратных фильтров. 

Круглый градиентный фильтр
Круглый градиентный фильтр
Прямоугольный градиентный фильтр
Прямоугольный градиентный фильтр

Логичный вопрос, зачем оно надо? Все очень и очень просто. Градиентные фильтры придуманы для того что бы на одну часть фото попало меньше света чем на другую. Самый очевидный пример, это съемка пейзажа, при которой чаще всего верхняя часть снимка (небо) получается пересвеченной. При «обратной» настройке экспозиции получается нормальное небо, но черная земля. С помощью градиентного фильтра можно получить хороший снимок в один кадр. 

Градиентный фильтр
Градиентный фильтр

Еще одной важнейшей характеристикой градиентного фильтра есть переход от темной части к светлой. Этот переход имеет различную плотность и плавность, что позволяет применять фильтр в различных условиях.

Так же градиентные светофильтры могут быть цветными. 

Цветные градиентные фильтры
Цветные градиентные фильтры

Цветные градиентные фильтры применяются по отдельности или по несколько штук. Такие аксессуары позволяют придать изображению различные тона, иногда совершенно безумные. Все зависит только от фантазии и необходимостей автора фото.

Оранжевый градиентный фильтр
Оранжевый градиентный фильтр

Разница между круглым и прямоугольным фильтром

Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель. 

Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам. 

Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев. 

Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.

Градиентный фильтр Cokin
Градиентный фильтр Cokin

Таблица нейтрально-серых градиентных светофильтров

Градиентный фильтр
Градиентный фильтр

Таблица цветных градиентных светофильтров

Градиентный фильтр
Градиентный фильтр

Градиентный фильтр и его применение

Шаг № 1: съемка в ручном режиме

Используя градиентные фильтры, снимайте в ручном режиме. Если на объектив установлен такой фильтр то, скорее всего, у камеры возникнут проблемы с нормальным определением экспозиции. 

Шаг № 2: ручное наведение резкости

Если фотографируете пейзаж, то используйте значения диафрагмы 11-16. Резкость стоит наводить на объект, который удален от вас примерно на одну треть от всего расстояния до последнего объекта который имеет значение в кадре, к примеру, до линии горизонта.

Для эффективного и быстрого наведения на резкость, а так же во избежание ошибок используйте заранее заготовленные таблицы или пользуйтесь калькулятором для определения гиперфокального расстояния, что позволит вам использовать максимально возможную глубину резкости. Не стоит надеяться на свою память и смекалку, особенно на первых порах, пользуйтесь таблицами и это сильно облегчит вам жизнь! 

Шаг № 3: измерение уровня освещенности 

Для корректной оценки экспозиции используйте всю площадь кадра. Для этого подойдет оценочный или матричный метод оценки экспозиции. Другие режимы не подходят, так как камера может сильно ошибиться из-за слишком светлых частей кадра. 

Шаг № 4: оценка гистограммы

Сделайте пробный кадр. Вам нужно проследить, чтобы используемые градиентные фильтры уменьшали тоновый диапазон до такой степени, что бы в кадре пропали «пересветы» в светлой части и «провалы» в тёмной части снимка.

Если ваша гистограмма начинается далеко от правой стороны, то, вероятно, плотность фильтра слишком большая для данной съемочной ситуации. 

Градиентный фильтр - гистограмма
Градиентный фильтр - гистограмма

Градиентные светофильтры и их правильное расположение

Очень важно понимать, что расположение фильтра ниже или выше необходимого, может разрушить ваш снимок. Если вы сомневаетесь в этих словах, просмотрите тематические сайты с разделами пейзажей и постарайтесь найти снимки, при создании которых использовался светофильтр градиентный. Вы будете удивлены количеством фото, на которых видно границу перехода фильтра, а так же снимками, на которых заметно, что линия разделения светофильтра не соответствует линии горизонта! Именно такое фото приведено ниже:

Ошибки при использовании градиентного фильтра
Ошибки при использовании градиентного фильтра

Приблизительно так должно было выглядеть изображение с правильным расположением градиента:

Градиентный фильтр
Градиентный фильтр

Немного об особенностях градиентных фильтров

Будьте внимательны и не путайте градиентный фильтр нейтральной плотности с его ближайшим родственником фильтром нейтральной плотности (ND фильтр).

Градиентные фильтры обладают еще одной важной характеристикой: «быстрота» перехода. Фильтр с коротким переходом с успехом применяется в сюжетах с хорошо выраженной границей между пересвеченной и нормальной частями кадра, к примеру, при съемке морского пейзажа. Фильтр с длинным переходом, как вы уже догадались, используют в фото с размытой неравномерной границей. 

Покупая себе градиентный фильтр, не думайте, что это панацея для пейзажиста. Не следует заблуждаться. Такие фильтры спасают при съемке простых сюжетов с достаточно четко выраженной границей между темной и светлой частями кадра. Если же у вас на светлой части имеется дерево или холм, что еще более усложняет снимок, то градиентный фильтр затемнит и его. Возможно, при его использовании снимок станет хуже, чем без него. 

Однако же я не хотел отбивать у вас желание приобретать такой фильтр, это действительно полезный аксессуар в комплекте оборудования практически любого фотографа, а тем более пейзажиста! 

Удачных вам съемок! 

 
Просмотры: 48245
 

Комментарии:

Andrei Dolzhenko
Для современных камер с хорошими матрицами практически бесполезная опция. Все прекрасно тянется с одного кадра. А если сцена очень сложная, то брекетинг экспозиции решает все проблемы. Единственный случай, где в современной фотографии может пригодится градиентный фильтр - съемка со сверхдлинными выдержками.
05.02.2016 - 08:02:32
 
Максим Фиськов
В общем и целом согласен, только изначально вопрос был не в том, что в цифре это можно сделать, а в том, что так это сделать проще.

Мы же не говорим, что легче снимать на ч.б. пленку, так как там в разы шире диапазон)
07.02.2016 - 19:20:45