error
Регистрация

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Алексей
Опубликовано: 26.02.2014 в 11:15:03

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

  • Прим. переводчика – воспользуйтесь заранее составленными таблицами, формулой или калькулятором для расчёта гиперфокального расстояния, чтобы получить максимальную глубину резкости. С подробностями познакомьтесь, например, в последней части статьи «Наводим на резкость вручную».

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы не ней не наблюдаются «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J. Meyer


Источник: digitalcameraworld.com    Перевод: Марк Лаптенок

 
Просмотры: 4144
 

Комментарии: