error
Регистрация

Городская симфония

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Евгения Лауферова
Опубликовано: 24.10.2014 в 12:40:16

 

       Фотография художественная сродни поэзии. В поэтических строках обычные слова, используемые нами на бытовом уровне, магически приобретают образную силу, их творческое сочетание способно рассказать нам многократно больше, чем рассказывают все эти слова в отдельности. Мало того, они могут рассказать нам даже о том, о чём, собственно, ни одно из них и  не говорит. Вот вам четверостишие:

                                   "Просто встретились два одиночества,
                                    Развели у дороги костёр,
                                    А костру разгораться не хочется,
                                    Вот и весь разговор."
 

        Только человек с единственной извилиной в мозгу или инопланетянин могут подумать, что здесь идёт речь о двух, плохо подготовленных, неумелых туристах-одиночках. Хотя буквальное прочтение этих строк говорит именно об этом. Но мы-то знаем, что поэт говорит совсем о другом – как-никак сказывается наработанный поколениями уровень культуры восприятия литературных произведений сложившийся в обществе, бывшем когда-то самым читающим в мире.

      Аналогичным образом обстоит дело и в художественной фотографии, научившейся расщеплять факт, высвобождая огромную энергию постижения сущего. Посредством образов такая фотография передаёт идеи, а не только информацию. Она способна рассказать нам не только, а зачастую не столько, об изображенном, сколько о понятиях за ним стоящих, которые сами по себе могут вообще не иметь визуальной формы выражения. И если мы, например, видим на фотографии человека, дом и небо, то это вовсе не значит, что она повествует об этом человеке, этом доме и этом небе. Она может рассказывать о радости или горе, о любви или ненависти, о восторге бытия или его бренности.     Но если вы скажете, что художественная фотография рассказывает не только о том, что изображено на ней, но о гораздо большем,  для восприятия которого недостаточно одного зрения, то едва ли найдется и один человек на сотню, который всерьёз отнесётся к вашим словам. Потому что в подавляющем своём большинстве люди не способны к целостному восприятию самой творческой фотографии – они видят и оценивают лишь изображенное на ней. Красота фотографии для них определяется красотой объекта, хотя это совсем не одно и то же - объект может быть прекрасен, а фотография совершенно никчёмной.  В массовом сознании нет даже понимания разницы между фотографическим творчеством и заурядным фотографированием, не говоря уже о более высоких материях. К сожалению, это показатель низкого уровня фотографической культуры нашего общества, который определяется отнюдь не количеством фотокамер, находящихся на руках у населения.

       Когда-то, будучи чемпионом мира, гроссмейстер Тигран Петросян с горечью заметил, что в нашей стране немногие играют в футбол, но знатоков футбола великое множество. В то же время миллионы людей по городам и весям увлечённо играют в шахматы, но мало кто в них толком разбирается.

       Сегодня фотографировать можно уже чуть ли не поварёшкой. В фотографический водоворот втянуто едва ли не всё население страны, от младенцев до седых старцев. И, тем не менее, людей глубоко разбирающихся в фотографии, способных к полноценному восприятию и адекватной оценке произведений этого замечательного искусства, ещё меньше, чем разбирающихся в шахматах.

        Наглядным подтверждением сказанному является уже хотя бы то, что ни одно из самых проникновенных произведений любого гениального мастера мировой фотографии и за год не собирает в Интернете столько лайков и отзывов, сколько всего за сутки способно собрать даже бездарное изображение голой девицы, сварганенное каким-нибудь безвестным Васей Пупкиным.

       В наши дни стало возможно отправиться с фотографической целью практически в любую точку планеты. Это породило наивную иллюзию, будто много путешествуя, создашь много выдающихся работ, станешь фотохудожником, обретёшь известность. Но как зарифмованные строчки ещё не высокая поэзия, так и эффектные изображения красивого, экзотического, редкого далеко не всегда являются искусством. Мастерство и талант наиболее наглядно проявляются в умении находить прекрасное в обыденном, привычном, мимо чего другие проходят не замечая. А для этого вовсе не обязательно ехать в дальние края.

       Так для  замечательного, самобытного мастера чёрно-белой фотографии Галины Лукьяновой, «творческой мастерской» является подмосковная деревня Вышгород и её окрестности, куда она приезжает на протяжении многих лет. Здесь ею создана галерея великолепных работ, ставших известными в нашей стране и за рубежом. В них нет никакой экзотики, да и какая экзотика может быть в русской деревне! В них опоэтизированы простые ценности жизни, её дыхание, её движение, её наполненность. И в этом их необычайная притягательная  сила.

       А Лилия Ларкина, молодой художник фотографии из Тулы, создаёт удивительно поэтичные натюрморты. В моменты вдохновения она достаёт из разложенных по всей квартире коробочек свои сокровенные «ценности» - стекляшечки, веточки, засушенные листочки и прочие, вроде бы, пустяки, а в обывательском представлении вообще мусор. Но в руках талантливого человека с богатой фантазией эти простые предметы превращаются в новую утончённую реальность, глубоко и надолго западающую в душу человека.

       Вот уж, действительно, прав был классик греческой драмы, утверждавший, что величие жизни в её простоте!

        Тем более, нет надобности мчаться  за тридевять земель, в поисках сюжетов для творческого самовыражения, Виталию Тененёву. Напротив, это его работы, созданные в большинстве своём не выходя за пределы города, а порой даже и собственной квартиры, шествуют по странам и континентам, получая признание поклонников фотоискусства и высокую оценку специалистов. Хотя занимается он фотографированием отнюдь не натюрмортов.

       Мне уже приходилось рассказывать о творчестве фотохудожника в публикации «Отпечатки фрагментов Бытия», которую любой желающий может найти в Интернете. Здесь же напомню лишь кратко, что за плечами мастера не один десяток лет выступлений на международной фотографической арене. В его активе сотни авторитетных выставок фотоискусства по всему земному шару. А также золотые медали, полученные не только в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, в творческом соревновании с выдающимися мастерами мировой художественной фотографии.

       Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях произведений светописи многих стран. О творчестве мастера написано в  энциклопедиях, справочниках и периодических изданиях, выпущенных на разных языках и в разных странах.

       Международная федерация фотографического искусства (FIAP), всемирная организация в составе ЮНЕСКО, за высокое мастерство, достигнутые успехи и вклад в мировое фотоискусство, ещё в 1995 году удостоило Виталия Михайловича высшего почётного звания Excellence FIAP (E.FIAP), что в переводе с профессионального на язык общедоступных понятий означает – выдающийся фотохудожник международного класса. Лишь три фотомастера России стали обладателями такого престижного титула в ХХ веке. И хотя здесь сказано далеко не обо всём, но и малой доли перечисленного было бы достаточно, чтобы считать творческую биографию состоявшейся.

       В настоящее время мастер работает над циклом фотографий «Люди на улицах моего города». Тема эта многогранна и практически неисчерпаема. И здесь следует сразу подчеркнуть: Виталий хорошо понимает, что в мире много горькой правды, но не считает, что выход в том, чтобы показывать на неё пальцем. К тому же, занимающихся именно этим и так предостаточно. Поэтому выходит на съёмку уже изначально настроенным на позитив, что органично сочетается и с его многолетней творческой практикой, и с его характером. Хотя порой бывает, что из песни, действительно, слово не выбросить.

       Но, что интересного можно найти на улицах небольшого города, в котором родился и вырос, который исходил вдоль и поперёк за годы жизни и в котором не только каждый дом, но едва ли не каждый камень хорошо знаком? Кто-то спешит по своим делам, кто-то праздно прогуливается, кто-то присел на скамейку отдохнуть – обычная жизнь, повседневная круговерть. Как найти в этой повседневности что-то примечательное, достойное художественного отображения?

       Однако мастер умеет находить поэзию и в самых обыденных, ничем вроде бы не примечательных ситуациях, которые, пройдя через призму его восприятия, становятся незаурядными, интересными.

       Вот мы видим молодую маму, фотографирующую мальчика и девочку («Фотосессия»). Насколько ярко выражена разность характеров детей, баланс и гармония противоположностей, тех самых философских Инь и Янь, даже в отношении к обычной фотосъёмке!

       А здесь уже главное не разность характеров («Каждому – своё»). Здесь ярко выражена разность жизненных ценностей, противоположность мировоззрений.

       О чём думает согбенный старик, опирающийся на палку у обочины дороги, глядя на стройных девушек? («Где ты, молодость?»). Быть может о том, что жизнь имеет странное свойство – тянется медленно, а проходит быстро? Что годы летят в одностороннем движении, словно все эти автомобили, которые мчатся теперь перед ним, и ничего нельзя вернуть назад?

       А, не так ли происходит таинство зарождения симпатий и светлых чувств? («Треугольник», «Обычная история»).

       Два человека, достойно прожившие жизнь («Опалённые войной»). Мы не знаем, что тихо говорит мужчина женщине. Но по её взгляду, обращённому внутрь себя, можно безошибочно определить, что сейчас она находится не здесь, в этом праздничном дне, а в той далёкой юности, опалённой пламенем войны.

       Вам часто доводилось видеть изображение человека с взглядом, обращённым внутрь себя?

     Эти сюжеты, творчески интерпретированные автором, дают яркое представление о времени и его контрастах. Их лаконичность  мастер великолепно сочетает с простотой визуальной структуры изображения: две-три яркие подробности, характерный жест – вот и всё. Но это сложная простота! За нею скрыты отточенность композиционных построений, чёткость ритма, соразмерность деталей, цветовая гармония. И самое главное – мысль, та неотъемлемая часть художественного образа, без которой его существование невозможно. Было бы правильнее говорить, что мастер снимает не отдельных людей, которые идут, стоят, сидят или даже лежат на улице, как бы интересны они ни были сами по себе, и чем обычно довольствуется большинство стрит-фотографов. Он снимает ситуации, в которые вовлечены люди на улице. В его работах, за редкими исключениями, которые того стоят, присутствует не менее двух человек, и они обязательно, так или иначе, взаимосвязаны между собой. А это задача уже многократно более трудная!

       Однажды, на улице Нью-Йорка, мне довелось видеть человека, который неожиданно совал в лицо, шарахающимся от него прохожим, свою фотокамеру с широкоугольником и быстро растворялся в толпе. Был ли это городской сумасшедший или знаменитый фотограф – не знаю. А может быть и то, и другое в одном флаконе, что по нашим временам уже и не редкость.

       Виталий не приемлет такой варварский метод съёмки. Он старается не нарушать естественное течение событий, не беспокоить людей своим присутствием. Поэтому, вопреки канонам стрит-фотографии, использует мощную длиннофокусную оптику.

      Работы фотохудожника отмечены печатью таланта, вкусом, лиричностью и уважительным отношением к фотографируемым. По сути, каждая из них - это маленькая новелла и автор предлагает зрителю самому домыслить их, задавая названиями лишь направление, некий вектор мысли. А все вместе они сливаются в полифоническую жизнеутверждающую симфонию, несущую заряд глубокого эмоционального воздействия на каждого, кто способен понимать образный язык фотоискусства, для кого оно не пустой звук.

 

  Часть работ данного проекта находится в свободном доступе. Этот блок          фотографий в виде  презентации можно найти по адресу:

https://yadi.sk/d/9MuwHWnNcEd6K

 Скачивайте. Смотрите. И не забудьте включить динамики! Думаю, это будет  неплохим мастер - классом и не только для стрит-фотографов.

 

P.S.  Прошло не так уж много времени после размещения этого поста в моём блоге и моего предложения всем желающим стать первыми зрителями творческого проекта фотохудожника. И вот теперь могу с глубоким удовлетворением констатировать, что фотографии цикла «Люди на улицах моего города» уже успешно демонстрировались на международных смотрах фотоискусства в галереях Аргентины, Франции, Италии, Бельгии, Ирландии, Сербии, Индии, Китая, Японии. И даже на Всемирной выставке "Земля - мать Человечества" в Иране, где к  изображениям людей традиционно предъявляются специфические требования. Причём, после демонстрации в Тегеране и других городах страны, экспозиция выставки отправится в мировое турне по пяти континентам планеты. Таким образом, сотни тысяч  поклонников светописи далеко за пределами нашей страны уже познакомились  с новыми авторскими работами мастера и ещё большему их числу предстоит с ними познакомиться. А коллекция  призов фотохудожника пополнилась новыми престижными наградами. Весьма достойное ознаменование 40-летия своих выступлений на международной арене!

        Всё это ещё одно убедительное свидетельство того, что для художественной фотографии человек ценен сам по себе, невзирая на его положение на ступенях социальной лестницы. Здесь талантливое изображение простой крестьянки может стоять гораздо выше парадного портрета королевы со всеми её регалиями. Поэтому сюжеты повседневной жизни на улицах обычного российского города, наполненные чистотой и искренностью человеческих отношений, выполненные талантливо и с душевной теплотой, способны вызвать понимание и отклик в душах людей в любом месте планеты, независимо от цвета их кожи, образа жизни или вероисповедания. В этом очарование и сила фотографического искусства!

 

 

 
Просмотры: 4612
 

Комментарии:

Николай Семёнов
Евгения, Ваша статья подтверждает то, что все свое мы носим с собой, т.е. являемся авторами своей реальности, и вовсе необязательно ехать за сюжетом за тридевять земель. Хорошая статья, как по содержанию, так и по стилю.
26.10.2014 - 12:37:29
 
Artur Stern
Конечно, статья хорошая и написана со знанием дела. Но я отношусь к числу тех, кто не только прочитал ее, но и, пройдя по указанной ссылке, скачал и посмотрел саму презентацию, что по логике вещей соответствует замыслу автора. Потому и позволю себе сказать куда больше.
Стрит-фотография по своей сущности предметна и документальна более чем любая другая. Попытки творческих обобщений здесь требуют огромного такта и художнической интуиции и мало кому оказываются по силам. Большинство стрит-фотографов не рискуют даже использовать цвет, понимая с какими проблемами можно столкнуться. Поэтому тут доминирует фотография черно-белая.
Нередко уличная фотосъемка привлекает фотографирующую братию своей кажущейся необременительностью: ни тебе фонов, ни светильников, ни ветродуев, да и студия вообще не нужна – камеру в руки и щелкай все подряд. Увы, в результате этого, зачастую, искать какой-то смысл в таких фотографиях бывает бесполезно. Порой невозможно даже понять, зачем автор сделал свою фотографию «ни о чем», почему нажал на спуск именно в этом месте и в это время. Сделай он это раньше или позже на час, на неделю, на год – получил бы то же самое. А если у случайно попавшего в кадр человека окажется, к примеру, высунутым язык или фингал под глазом, то это считается уже творческой удачей. Это характерно не только для работ отечественных, но и зарубежных фотографов, в том числе и именитых, которые как раз и задают такой тренд. Кто-то пытается даже проповедовать некую «теорию» о том, что банальность, бессодержательность и композиционная беспомощность подобных фотографий позволяют якобы «наиболее полно передать психологию улицы». Таких фотографий в Интернете – не меряно! Просматривать их – тоска зеленая!
Представленный здесь блок фотографий из авторского цикла мастера, действительно, производит глубокое впечатление. Грамотно выполненные, с умелым использованием возможностей фотографической оптики, гармонизированные по цвету, логичные и ясные в выражении мысли фотографии цикла наглядно показывают, что простое вовсе не значит банальное. Автор чутко улавливает момент максимального развития события, когда оно наиболее внятно «говорит о себе». Упусти он это мгновение и закончится активная фаза «планерки» частных извозчиков, умчится из поля зрения девчонок паренек на скейтборде, а мачо примется сканировать пространство в поисках нового объекта наблюдения…
Да, нечасто можно увидеть стрит-фотографии, в которых автор по-роденовски отсек рамкой видоискателя всю лишнюю суету современных улиц, оставив в кадре только главное!
Кстати, очень правильно сделано, что работы фотохудожника представлены не обычным способом, а в виде презентации. Во-первых, так их намного комфортнее просматривать на мониторе. А, во-вторых, чтобы их увидеть, необходимо некоторое усилие – нажать пару клавиш на клавиатуре. Сделает это не каждый, а потому и фотографии увидит только тот, кто на самом деле заинтересован в этом. Правда, кому-то это не понравится. Но, как я понимаю, фотографии показаны здесь вовсе не ради лайков.
26.12.2014 - 19:30:11
 
Евгения Лауферова
Николай и Артур, спасибо за внимание к моей статье. А Вам, Артур, еще раз спасибо за развернутый и содержательный комментарий, который органично ее дополняет.
Вы правы – не лайками едиными жив человек. Тем более, если учесть, что с творчеством мастера познакомилось и оценило его и без того уже порядка десяти миллионов человек по всей планете. Этим людям пришлось сделать, куда большее усилие, чем нажать на пару кнопок клавиатуры. Надо было оторваться от дивана, добраться до галереи, да еще и заплатить отнюдь не символические деньги за вход. А количество тех, кто посмотрел работы мастера в каталогах, альбомах, книгах, журналах и газетах, выпущенных в разных странах, вообще не поддается никакому подсчету.
Цикл фотографий, о котором говорится в моей статье, станет составной частью предстоящих персональных выставок творчества фотохудожника в Европе и за океаном. Вот как раз для того, чтобы друзья и коллеги мастера в нашей стране и за рубежом, которые не смогут посетить эти выставки, могли познакомиться с его новыми работами, и дана такая ссылка. То же самое могут сделать и все желающие. А вот воспользуются они такой возможностью или нет – это уже их проблема.
28.12.2014 - 12:51:56
 
Василий Пригов
В настоящее время в мировой фотографии четко просматривается крен в сторону всего экзотического, с точки зрения жителей цивилизованных стран. Международные выставки осаждают бесчисленные изображения азиатских джонок с рыбаками в традиционных конических шляпах, закидывающих свои снасти; сморщенных, как печеное яблоко, беззубых стариков и старух, с опиумными курительными трубками в руках; буддийских монахов в оранжевых хламидах, особенно юных, скачущих по выступам своих храмов; замотанных в красные чалмы индусов в сочетаниях со священными коровами и виданная перевиданная на протяжении многих десятков лет прочая лабуда. В особой чести все убогое, зачуханное, задрипанное и антисанитарийное. Здесь и малолетние дети, копающиеся вместе с курами в дорожной пыли, и спящие в хлеву вместе с животными, и т.д, и т.п.
Жюри выставок недвусмысленно отдает предпочтение именно таким изображениям, стимулируя их тиражирование. Уловив, куда дует ветер, толпы фотографов из Европы, и России в том числе, ринулись в развивающиеся и слаборазвитые страны Азии и Африки, запечатлевать тамошних аборигенов. И потому, если раньше авторами перечисленных выше сюжетов были соотечественники изображенных, что было естественно и понятно, то теперь сплошь и рядом ими являются фотографы из Парижа, Амстердама, Лондона и Рязани, фиксирующие лишь внешную сторону чуждой для них жизни, ее пеструю обертку.
На этом фоне особенно приятно узнать об успехах российского фотохудожника, который вместо поисков пресловутой экзотики в дальних краях, выходит с камерой на улицы своего родного города и создает замечательные фотографии, рассказывающие о земляках, среди которых живет и которые для него по-настоящему интересны, понятны и дороги.
Возможно, кажущуюся простоту работ мастера кто-то отождествит с простотой их получения. Но тот, кто сам попробует наснимать подобных фотографий, очень скоро убедится, что для создания даже дюжины работ такого уровня ему может не хватить и всей оставшейся жизни. Ведь когда мы рассматриваем удачную не постановочную фотографию, выполненную спонтанно, то даже не задумываемся о том, что перед нами результат удивительного и неповторимого сочетания колоссального количества факторов, сложившихся на долю секунды в данном месте пространства. Где и когда произойдет следующее подобное сочетание нам не дано знать и совершенно от нас не зависит. К тому же само пространство необъятно, а время нашего пребывания в нем, увы, ограничено. И потому куда проще смотаться в Эфиопию, Сомали или Нигерию и нащелкать по быстрому кучу этой самой экзотики, которая там буквально валяется под ногами в прямом и переносном смысле.
Ну, а если кому-то удастся собрать свою подборку фотографий, на его взгляд, ничуть не худшую, то останется сущий «пустяк» - пусть эти фотографии получат такое же признание во всем мире.
А заслуженному фотомастеру и автору замечательной статьи о нем и о фотоискусстве в целом мое искреннее почтение!
29.03.2016 - 11:39:54