Для начала стоит понять, что собственно такое эта самая глубина резкости? Общеизвестный факт – объектив способен навестись на резкость только на определенном расстоянии. Объекты, которые находятся на маленьком или большом расстоянии от того что мы снимаем могут оказаться достаточно резкими. Так же, может быть так, что зона резкости, то есть то, что мы видим хорошо может быть такой маленькой, что ее едва ли можно разглядеть. Она же может быть настолько широкой, что все объекты до самого горизонта будут четкими. Эти все примеры одновременно отвечают на вопрос, что такое глубина резкости, которую еще можно назвать зоной визуальной резкости.
Глубина резкости
Совершенно четкое изображение можно получить только при условии идеальной фокусировки. При этом предметы, которые располагаются дальше или ближе, покажутся тоже резкими. Их размытие настолько ничтожно, что не заметно глазу человека. Объекты начинают терять резкость на значительном отдалении от точки фокусировки, это зависит от нескольких характеристик, одной из самых заметных является глубина резкости объектива.
Каждый из жанров съемки имеет свои характеристики глубины резкости. К примеру, снимая пейзаж, в большинстве случаев, нам хочется что бы была большая глубина резкости, которая начинается почти от камеры и заканчивая горизонтом. Следует знать, что такое положение вещей не является законом, это скорее негласное правило, благодаря которому легче получить хороший классический пейзаж. Часто при съемке портретов и почти всегда при спортивной съемке, фотограф стремится к максимальному размытию всего, что не касается объекта его съемки. Иногда это создает красивые эффекты, иногда подчеркивает то, самое главное, но чаще всего, резкие соседние предметы отвлекали бы внимание от объекта съемки. Опять-таки малая глубина резкости в этом жанре не является законом.
Как настроить глубину резкости и от чего она зависит?
Как уже говорилось выше, ГРИП зависит от нескольких технических нюансов, разберем подробнее каждый из них:
Диафрагма и глубина резкости
Чем больше мы открываем диафрагму нашего объектива, тем меньше становится глубина резко изображаемого пространства. Следует запомнить, что f/22 означает меньшую диафрагму, так как отверстие объектива закрыто, а f/2,8 – это большая диафрагма (объектив открыт). Зеркальные и качественные псевдозеркальные фотоаппараты, впрочем, как и дешевые «мыльницы» оборудованы различными режимами съемки, каждый из которых, кроме прочего, устанавливает и определенное значение диафрагмы.
Если у вас зеркальная камера и для идеи съемки, которой вы сейчас занимаетесь, глубина резкости изображения имеет значение, то переведите ваш фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы или же в ручной режим. В режиме приоритета диафрагмы вы фиксируете значение последней, к примеру f/4, а камера подставляет определенное значение выдержки что бы получилось хорошее фото.
Такой режим, это конечно хорошо, но он не всегда позволяет получить именно то, что необходимо. Тогда на помощь приходит:
Фокусное расстояние и его влияние на глубину резкости
В данном и конкретном случае намного проще привести пример, чем вдаваться в сложные теоретические рассуждения о физических свойствах линз, фотоаппаратов и окружающего нас пространства.
К примеру, используя фокусное расстояние 8 мм, вы получите практически абсолютно четкое изображение, при этом диафрагма не особо играет роль. Используя более длинное фокусное расстояние, например 28 мм, вы будете иметь большую, но не абсолютную глубину резкости, с которой уже можно работать при помощи диафрагмы. Если же вы используете длиннофокусный объектив, более 100 мм, то будете получать очень малую глубину резкости. Чем длиннее объектив, тем меньше глубина резкости.
Расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки
Как и во всем, что связано с глубиной резкости, в расстоянии между камерой и объектом съемки тоже есть свой закон – чем ближе объект, те меньше глубина резкости. Как пример отлично подойдет макросъемка. За счет огромного приближения фотограф практически полностью теряет ГРИП и как следствие получает на снимке только мельчайшие детали и так очень мелкого объекта.
Мы получили общее впечатление о трех факторах наиболее влияющих на глубину резкости. Теперь стоит уделить немного внимания ситуации, когда все эти три фактора начинают работать одновременно. К примеру, вы захотели сделать фото с большой глубиной резкости и для этого решили использовать широкоугольный объектив. Тут вы обнаруживаете, что объект съемки стал слишком мал, тогда вы приблизились к объекту съемки, но и это не помогло. То есть, вы получили более крупный объект, но потеряли глубину резкости, к которой стремились в самом начале.
Рассмотрим три способа изменения ГРИП
Продолжим использовать все три фактора описанных выше, но теперь добавим схемы – это нам поможет лучше разобраться в ситуации. На схемах, красным цветом отмечены те места, в которых объекты попадают в глубину резкости.
Настройка глубины резкости – изменяем диафрагму
Чем больше мы открываем диафрагму, тем меньшую глубину резкости получаем. Это не есть проблема, это есть способ, исключить из кадра лишние предметы, сделав их размытыми.
Как сделать глубину резкости с помощью расстояния до объекта?
Вспоминаем то, что описано немного выше. Чем дальше предмет съемки, тем больше глубина резкости, а если наоборот, то приближая объект, мы теряем глубину резкости.
Глубина резкости фотоаппарата с изменением фокусного расстояния
Несколько абзацев выше шла речь о том, что разные фокусные расстояния по-разному влияют на глубину резкости. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости.
В качестве закрепления разобранного материала предлагаю практическое упражнение, благодаря которому вы сами во всем разберетесь. Для качественного результат вам потребуется небольшое пространство, к примеру, стол. Я использую карту от настольной игры «Монополия». Вы же можете использовать все что угодно. Очень хорошо будет, если вы воспользуетесь штативом, тогда любые погрешности резкости будут зависеть исключительно от настроек. Если штатива нет, тогда снимайте в хорошо освещенных условиях с низким ISO и короткой выдержкой (1/200 и короче).
Используйте фокусное расстояние 50 мм. Сфокусируйте объектив на ближайшей к вам точке. Перейдите в режим приоритета диафрагмы, где выберите самое минимальное значение (зачастую f/3,5-5,6). Сделайте кадр.
Теперь мы снимем фото, глубина резкости которого будет большая. Для этого мы закроем диафрагму на максимальное значение и сделаем второй снимок.
Далее измените фокусное расстояние на 18 мм и повторите две фотографии с открытой и закрытой диафрагмой.
Теперь рассмотрите все четыре изображения. Увеличивайте их и уменьшайте, что бы понять, где и в каких условиях отсутствует или наоборот присутствует глубина резкости.
Надеюсь, данный материал был для вас полезен! Не забывайте глубина резкости, это очень важное понятие в фотографии, разобравшись в нем вы станете снимать на порядок лучше!
Комментарии:
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть."
А.С.Пушкин.
Но это всего лишь эпиграф. А вот цитата: "Чем длиннее объектив, тем меньше глубина резкости"
Начнем сначала. Каждое слово этой цитаты - заблуждение. И автор пытается ввести в него читателей. Глубина резкости НИКАК НЕ ЗАВИСИТ от фокусного расстояния объектива. Она зависит только от величины диафрагмы, масштаба съемки и физического размера матрицы. Чем меньше матрица, тем глубже резкоизображаемое пространство. Поэтому я до конца уже не читал. Возражающих против этого тезиса могу адресовать к Михаилу Афанасенкову, к его статье "Разумно о фото". Название там действительно соответствует... http://www.afanas.ru/ROF/