Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.
Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов, и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотоискусство )
Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.
Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.
В случае, если фотограф систематически отражает культурные и общественные события, имеющие культурную и историческую значимость, такой тип фотожурналистики относится к фотохронике.
( http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотожурналистика )
Коммерческая фотография — это ремесло фотографа. Здесь нет того простора, который дают творческие и художественные съемки: фотограф зажат в узкие рамки задачи, поставленной заказчиком. Но именно этим и интересна коммерческая фотография. Она требует от фотографа максимального профессионализма и понимания того, что и как он делает....
( http://prophotos.ru/masterclass/7830-kommercheskaya-reportazhnaya-fotografiya )
Очень часто слышу от фотографов разного уровня одну и ту же фразу - Я фотохудожник, я так вижу ! Под этим лозунгом можно представлять зрителю абсолютно любые фотографии, это утверждение ,как бы, прощает все достоинства и недостатки одним махом идаёт автору право называть свои работы уникальными во всех отношениях. Но, так ли это на самом деле , или есть что-то ещё?
В начале статьи я постарался привести более или менее яркие определения разных стилей фотографии, чтобы дать определения тому, что я пытаюсь сравнить. Но даже такие определения показывают насколько размыты границы этих направлений и насколько они пересекают друг друга.
Я хочу попробовать разобраться в этом вопросе с другой стороны, с точки зрения мотивации создания того или иного изображения. С точки зрения мотивации, фотоискусство это зеркало внутреннего мира и переживаний фотографа, преломлённое в его образных идеях и воплощённое в изображении целью которого является , в большей степени. демонстрация миру того самого индивидуального мировоззрения, не более того. Создание таких фотографий зачастую претендует на уникальность и отсутствие тиража. Это есть единичный фотобраз характеризующий определённую идею, коорый определяется уникальным композиционным и смысловым решением.
Теперь рассмотрим журналистику. Мотивацией для этого направления является чёткая и достоверная фотофиксация действия, события или объекта. В такой фиксации важно точно предать все характерные детали, замкнуть их в единое композиционное решение, чтобы у зрителя создавалось вполне достоверное и однозначное видение сюжета глазами автора, который в тот момент находился внутри этого события. Точность и достоверность - вот главные задачи журналистики. Видение автора ситуации, в данном случае, должно остаться за кадром.
Что же такое коммерческая фотография и в чём её мотивация? Вполне чёткое определение - это ремесло! Ремесло, которое является неким симбиозом фотоискусства и журналистики в угоду клиенту, который платит за эту работу или может за неё заплатить.Естественно , главная мотивация такой фотографии - получение вознаграждения за фотографию. В данном случае эта мотивация может быть прямой и косвенной. Прямая, когда фотография делается непосредственно на заказ, косвенная, когда создаются образы и композиционные шаблоны, которые в последствии можно продать.
Кое кто может вполне аргументированно возразить, приведя в пример шедевры мировой живописи, которые создавались на заказ. Действительно, такой универсальный подход имеет место быть, но, давайте посмотрим, как авторы создавали эти произведения. Заказчик, понимая потенциал автора не вмешивался в создание произведения, больше являлся спонсором, который преследовал свою дальнейшую выгоду от обладания произведением. Тем самым автор в полной мере мог реализовать своё видение без оглядки на то понравится заказчику или нет. Это с одной стороны, с другой , автор не пользовался шаблонными решениями и образами, а создавал при этом уникальную композицию.
Рассматривая собственное портфолио, я редкую фотографию выделяю, как художественную, немного больше определяю, как журналистику, которая определяет момент съёмки, а большинство фотографий вижу либо, как откровенно коммерческие, либо, как заготовки для коммерческих фотографий. В этом нет ничего плохого или хорошего, оно просто так есть и я не хочу обманывать своих потенциальных клиентов тем, что я фотохудожник, который сделает за Ваши деньги уникальные фотографии лишь потому, что я так вижу. Быть хорошим грамотным и честным ремесленником намного лучше, чем горе-фотохудожником со своим видением !
А что Вы думаете по этому поводу?
http://machaon.in.ua/news.htm
Комментарии:
Готов подписаться под этими словами.
А кто вам вообще сказал, что журналистика - жутко объективная наука? ;) Да, она должна быть объективной и бла-бла-бла... Но никогда она таковой не была. Любой журналист, а равно и фотокорр вносит в нее свое личное видение. Неосознанно, но вносит. И поэтому лучше осознать это еще на начальном этапе, чем с гордостью говорить об объективности.
Любое событие мы пропускаем через себя, мы не можем иначе. А камера - в руках человека, пропускающего событие через себя. Поэтому зачастую съмека одного и того же события у разных фотокорров будет разительно отличаться. Кто-то снимет певца на фоне пожарного крана КП 13, а кто-то быстро скинет пять фотографий с нарушенным ББ, лишь бы быть первым в новостной ленте, лишь бы успеть, а кто-то наплевав на время и условности, подчистит фотографии, приведя их в божеский вид. Каждый человек вносит свое отношение в работу, и это видно невооруженным взглядом.
Я , как типичный журналист, утверждаю и буду утверждать, нет объективности в журналистике. )) Ну, правда, нет. Забудьте об этом, сейчас время субъективизма. Это модно. особенно модно подражать блогерам.
Ну, и о "я художник - я так вижу". Даже на здесь, на Фото-кто, видно, что все индивидуальности. Каждый снимает так, как он видит или обучен. У кого-то больше темных снимков, мрачных, у кого-то легкий флер романтики, у кого-то полный фэшн, кто-то любит исключительно архитектуру... Все разные, все со своим видением жизни. И оно влияет на их вкус, стиль работы, фотопривычки. Кому-то что-то может нравится, а кому-то - нет. И вот теперь подходим к самому главному )
Горе-фотохудожники, как вы их назвали, в любом случае должны существовать. Потому что каждый из них находит таки своего клиента. Да, он так видит, но видит, как и его клиент. Если клиент глуп и недальновиден, если не разбирается в том, зачем ему фотограф и что такое реклама, они найдут друг друга. Здесь играет все: цена вопроса (многие рекламодатели ищут лишь по цене - чем дешевле услуга фотографа, тем лучше), опыт фотографа, сарафанное радио и прочее, прочее.
Ну, поймите, такие фотохудожники должны быть )) От них никуда не денешься, потому что есть спрос на них. Как ни парадоксально, но у большинства населения планеты с художественным вкусом туго. Им достаточно увидеть блюрчик, яркие цвета и модную обработку а-ля Инстаграм - и все, сердце их тает.
Вы честно говорите клиентам, что шедевра не будет. Но, поверьте, они шедевра и не ждут в большинстве своем ;) Если совсем уж углубиться в клиентоведение, то можно выделить несколько типов:
- "снимите всё!"
- "недорого"
- "чтобы как у (имя рек)"
- " я не знаю чего я хочу, но хочу чего-то эдакого"
- "я сам себе режиссер, поэтому руководить съемкой буду я"
- "да вы вообще не умеете работать" (такое отношение у него ко всем, даже к собственным сотрудникам, он будет всегда недоволен, таким вот на свет родился)
- "я полагаюсь на вас, как на профессионала"
Как видите только последний тип открыт к сотрудничеству с фотографом, особо не навязывая ему своего жесткого мнения. Я люблю работать именно с такими людьми. С ними проще добиться нужного результата. Оно говорят, что им необходимо в конечном результате, а я уже строю концепцию работы.
Что касается фотоискусства и фотожурналистики - к чему такое четкое разграничение? Разве не может фотожуналистика одновременно быть и фотоискусством? А как же тогда фотографии-победители различных местных и престижных международных репортажных фотоконкурсов - разве они не имеют права называться искусством? А фотографии таких репортеров, как Сергей Максимишин - разве это не искусство? Мне кажется, вводить какие-то рамки и разграничения - мол, вот это искусство, а это так, репортаж - неправильно и ошибочно.
То же касается и ремесла. Иной "ремесленник" такие фото на свадьбе сделает - глаз не оторвать, а другой - ухх, кошмар, глаза бы не смотрели. Хотя оба они занимаются одним ремеслом, и оба, по такой логике "простые ремесленники". Но ремесло у них на разном уровне, получается.
На мой взгляд, все эти деления - "искусство" и "не искусство", искусство классическое и современное - все это надумано, в общем-то, для оправдания того засилия дешевых работ, эпатажа и обычных "понтов", которое мы сейчас наблюдаем.
Вот с Ириной согласен абсолютно и на все 100:
"Как ни парадоксально, но у большинства населения планеты с художественным вкусом туго. Им достаточно увидеть блюрчик, яркие цвета и модную обработку а-ля Инстаграм - и все, сердце их тает."
Ведь так и есть. Возьмите канадский фоторесурс 500px и попробуйте найти на нем обыкновенную репортажную фотографию. Возможно, вы и найдете, но рейтинг у этой фотографии будет 0.0 - т.к. в топе 500px всегда фотографии яркие, больше похожие на компьютерные коллажи, привлекающие глаз своей внешностью - но не смыслом. Большинство людей не хочет думать над фотографией, им достаточно красивого визуального пятна. То, что просто радовало бы глаз.
Где-то я читал, что людей "с обостренным чувством" прекрасного на Земле - всего около 10%, а то и меньше. Зато доля нарциссов среди населения гораздо больше. Люди самовлюбленные также хотят выделяться из общей массы. Но, не чувствуя прекрасного и не умея не то что создавать, а хотя бы фиксировать красоту, как раз и создают ту общую массу дешевых эпатажных снимков. Отсюда и идет современное засилие некрасивого "ню", псевдопорнографии, "фотографий с закосом под мрачность" и прочего, мягко говоря, неинтересного материала.
ИМХО, конечно. Это лишь мое субъективное мнение.
Да, я фоторепортер, и пожалуй это самая давняя моя специализация. И как репортер, я имею свой взгляд на происходящее вокруг, и от того нравится мой взгляд на окружающее или нет, заказчику моих репортажей, меня либо приглашают на мероприятия, либо нет.
Да, я снимаю предметку и интерьеры, и от уровня моего мастерства моими услугами как ремесленника от фотокамеры и фотошопа, меня либо приглашают на проекты, либо нет.
И таки Да, я фотохудожник ))) А вот тут, в то что я делаю, и хочу ли тем что я делаю делиться с уважаемой публикой, я стараюсь никого не пускать ))) И мнение окружающих в данном направлении моей деятельности, меня, мягко говоря, не волнует. Если человек готов видеть то что я показываю, я рад. Если он способен прочитать те знаки и символы которые я сознательно закладываю в картинку, я рад еще больше. Но если он думает на другой волне, так зачем же мне тратить свои нервы и время на общение с ним )))
И да, среди моих друзей и коллег фотографов, очень много тех, для кого слово Фотохудожник является ругательным ))) И мы с ними прекрасно общаемся и даже с достаточной регулярностью работаем на общих проектах.
Просто дело в том, что далеко не всегда можно вылезти на одном мастерстве ремесленника, а художнику всегда надо помнить о бесконечных возможностях в оттачивании собственного ремесленного мастерства.
Пы Сы, написанное выше - не для дискуссии, а лишь констатация личного мнения сиё написавшего )))
Удачи всем )))
Мне очень близко то, что сказал Низами.
Добавлю от себя:
- Фотохудожник - не ругательство, как думает большинство, а метод творческого освоения мира и образ жизни. Во все времена художники испытывали непонимание и презрение толпы (изучайте историю).
- "...У населения с художественным вкусом туго..." Ну и что? Спросите у "населения" кто такой Бранкузи, кто такой Генри Мур, кто такой Хокусай? И сравните мизерное количество слышавших эти имена с местом, которое они занимают в мировой культуре! Как и тысячу лет назад, "населению" до этого нет никакого дела. Что самое интересное – если спросите фотографов, процент будет тот же (а то и ниже) ;-)))
- Ремесло - великое дело! Ага ...особенно если бить лурики на свадьбах. ;-)) Что бы быть художником нужно в совершенстве знать ремесло, но совсем не обязательно бомбить свадьбы и похороны. Хотя, у кого поднимется рука кинуть камень в человека, желающего зарабатывать с помощью фотоаппарата?! В среде музыкантов есть понятие «лабух». Нельзя сказать, что лабух плохо играет, просто он играет как умеет ;-)))))
- Свобода творчества - не ругательство и не миф. Нужно только помнить главное: свобода приходит НА ПИКЕ мастерства, а не ВМЕСТО мастерства!
- «Современное искусство» - не ругательство и не «фигура речи». В культурологии есть точные определения этого понятия. Если вы будете больше интересоваться искусством, вы можете с удивлением обнаружить, что работаете например как модернист, или пост модернист. А то, глядишь, обнаружится, что ваши работы имеют все признаки классического искусства. ;-)))) (учите матчасть) ;-)
- То что вы не разбираетесь в значении слов, обозначающих жанры и виды искусства, и не совсем хорошо понимаете разницу между ними, вовсе не означает что вы можете фонтанировать этими словами налево и направо. Представь на секунду, что кто-то знает их точное значение ;-))
- "Поиск смысла" в фотографии не так прост, как кажется. Для кого-то понятен только первый круг ассоциаций (нищие дети африки, менты избивающие бомжа, белочка на ветке и т.д.). А кто-то едет за тридевять земель, что бы увидеть картину Ротко. Нахождение, или не нахождения смысла в чём-то - производная от уровня культуры и образованности ищущего.
- "Я художник - я так вижу..." – это шутка из кинофильма (кажется "Достояние республики"). Если она вас раздражает, значит вы не любите советских комедий ;-)))))
- В предложенном выборе, быть "горе-художником", или "честным ремесленником" - на самом деле выбора НЕТ! Это как выбор - кем хочешь быть, дебилом, или имбецилом? ;-)) Если существуешь в искусстве, выбор один - будь ХОРОШИМ художником. Если бомбишь свадьбы - "делай приятно" заказчику ;-)
- И самое главное. Сколько бы умных слов здесь не писали, в галерее «самое популярное» всегда будет побеждать БЕЛОЧКА! ;-))) В крайнем случае, «церковь на холме». Не тешьте себя надеждами на понимание вашей «тонкой натуры», мир обеспокоен только одним – что от вас можно взять! И брать он будет то, что попроще, то что будет понятно этому миру. Искусство обретает цену только тогда, когда художник лежит в гробу в белых тапочках. Ну а когда художника благополучно закопали в землю, произведение искусства, опять же, теряет своё основное назначение – нести людям радость, и становится всего лишь объектом спекуляции.
Так что – такова селяви! ;-))))) Имхо…
1. Имеет талант;
2. Много работает над собой, совершенствуя свои творческие методы и творческое видение.
Немного сумбурно, но я вот так вижу. Не рискую назвать себя фотохудожником. Думаю, это должны сказать обо мне другие люди.