error
Регистрация

Фотоискусство, журналистика и коммерческое портфолио.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Юрий Бершадский
Опубликовано: 27.03.2013 в 23:37:11

 

Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется фотожурналистике, целью которой является констатация фактов, и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.   ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотоискусство  )

Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

В случае, если фотограф систематически отражает культурные и общественные события, имеющие культурную и историческую значимость, такой тип фотожурналистики относится к фотохронике.

(  http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотожурналистика   )

Коммерческая фотография — это ремесло фотографа. Здесь нет того простора, который дают творческие и художественные съемки: фотограф зажат в узкие рамки задачи, поставленной заказчиком. Но именно этим и интересна коммерческая фотография. Она требует от фотографа максимального профессионализма и понимания того, что и как он делает....

(  http://prophotos.ru/masterclass/7830-kommercheskaya-reportazhnaya-fotografiya  )

Очень часто слышу от фотографов разного уровня одну и ту же фразу - Я фотохудожник, я так вижу ! Под этим лозунгом можно представлять зрителю абсолютно любые фотографии, это утверждение ,как бы, прощает все достоинства и недостатки одним махом идаёт автору право называть свои работы уникальными во всех отношениях. Но, так ли это на самом деле , или есть что-то ещё?

В начале статьи я постарался привести более или менее яркие определения разных стилей фотографии, чтобы дать определения тому, что я пытаюсь сравнить. Но даже такие определения показывают насколько размыты границы этих направлений и насколько они пересекают друг друга.

Я хочу попробовать разобраться в этом вопросе с другой стороны, с точки зрения мотивации создания того или иного изображения. С точки зрения мотивации, фотоискусство это зеркало внутреннего мира и переживаний фотографа, преломлённое в его образных идеях и воплощённое в изображении целью которого является , в большей степени. демонстрация миру того самого индивидуального мировоззрения, не более того. Создание таких фотографий зачастую претендует на уникальность и отсутствие тиража. Это есть единичный фотобраз характеризующий определённую идею, коорый определяется уникальным композиционным и смысловым решением.

Теперь рассмотрим журналистику. Мотивацией для этого направления является чёткая и достоверная фотофиксация действия, события или объекта. В такой фиксации важно точно предать все характерные детали, замкнуть их в единое композиционное решение, чтобы у зрителя создавалось вполне достоверное и однозначное видение сюжета глазами автора, который в тот момент находился внутри этого события. Точность и достоверность - вот главные задачи журналистики. Видение автора ситуации, в данном случае, должно остаться за кадром.

Что же такое коммерческая фотография и в чём её мотивация?  Вполне чёткое определение - это ремесло!  Ремесло, которое является неким симбиозом фотоискусства и журналистики в угоду клиенту, который платит за эту работу или может за неё заплатить.Естественно , главная мотивация такой фотографии - получение вознаграждения за фотографию. В данном случае эта мотивация может быть прямой и косвенной. Прямая, когда фотография делается непосредственно на заказ, косвенная, когда создаются образы и композиционные шаблоны, которые в последствии можно продать.

Кое кто может вполне аргументированно возразить, приведя в пример шедевры мировой живописи, которые создавались на заказ. Действительно, такой универсальный подход имеет место быть, но, давайте посмотрим, как авторы создавали эти произведения. Заказчик, понимая потенциал автора не вмешивался в создание произведения, больше являлся спонсором, который преследовал свою дальнейшую выгоду от обладания произведением. Тем самым автор в полной мере мог реализовать своё видение без оглядки на то понравится заказчику или нет. Это с одной стороны, с другой , автор не пользовался шаблонными решениями и образами, а создавал при этом уникальную композицию. 

Рассматривая собственное портфолио, я редкую фотографию выделяю, как художественную, немного больше определяю, как журналистику, которая определяет момент съёмки, а большинство фотографий вижу либо, как откровенно коммерческие, либо, как заготовки для коммерческих фотографий. В этом нет ничего плохого или хорошего, оно просто так есть и я не хочу обманывать своих потенциальных клиентов тем, что я фотохудожник, который сделает за Ваши деньги уникальные фотографии лишь потому, что я так вижу. Быть хорошим грамотным и честным ремесленником намного лучше, чем горе-фотохудожником со своим видением ! 

А что Вы думаете по этому поводу?

 

 http://machaon.in.ua/news.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Просмотры: 1844
 

Комментарии:

Аркадий Голод
" Быть хорошим грамотным и честным ремесленником намного лучше, чем горе-фотохудожником со своим видением !"
Готов подписаться под этими словами.
27.03.2013 - 23:54:43
 
Ирина Романова
Да, быть хорошим и честным ремесленником лучше, чем горе-фотохудожником, НО...
А кто вам вообще сказал, что журналистика - жутко объективная наука? ;) Да, она должна быть объективной и бла-бла-бла... Но никогда она таковой не была. Любой журналист, а равно и фотокорр вносит в нее свое личное видение. Неосознанно, но вносит. И поэтому лучше осознать это еще на начальном этапе, чем с гордостью говорить об объективности.
Любое событие мы пропускаем через себя, мы не можем иначе. А камера - в руках человека, пропускающего событие через себя. Поэтому зачастую съмека одного и того же события у разных фотокорров будет разительно отличаться. Кто-то снимет певца на фоне пожарного крана КП 13, а кто-то быстро скинет пять фотографий с нарушенным ББ, лишь бы быть первым в новостной ленте, лишь бы успеть, а кто-то наплевав на время и условности, подчистит фотографии, приведя их в божеский вид. Каждый человек вносит свое отношение в работу, и это видно невооруженным взглядом.
Я , как типичный журналист, утверждаю и буду утверждать, нет объективности в журналистике. )) Ну, правда, нет. Забудьте об этом, сейчас время субъективизма. Это модно. особенно модно подражать блогерам.

Ну, и о "я художник - я так вижу". Даже на здесь, на Фото-кто, видно, что все индивидуальности. Каждый снимает так, как он видит или обучен. У кого-то больше темных снимков, мрачных, у кого-то легкий флер романтики, у кого-то полный фэшн, кто-то любит исключительно архитектуру... Все разные, все со своим видением жизни. И оно влияет на их вкус, стиль работы, фотопривычки. Кому-то что-то может нравится, а кому-то - нет. И вот теперь подходим к самому главному )
Горе-фотохудожники, как вы их назвали, в любом случае должны существовать. Потому что каждый из них находит таки своего клиента. Да, он так видит, но видит, как и его клиент. Если клиент глуп и недальновиден, если не разбирается в том, зачем ему фотограф и что такое реклама, они найдут друг друга. Здесь играет все: цена вопроса (многие рекламодатели ищут лишь по цене - чем дешевле услуга фотографа, тем лучше), опыт фотографа, сарафанное радио и прочее, прочее.
Ну, поймите, такие фотохудожники должны быть )) От них никуда не денешься, потому что есть спрос на них. Как ни парадоксально, но у большинства населения планеты с художественным вкусом туго. Им достаточно увидеть блюрчик, яркие цвета и модную обработку а-ля Инстаграм - и все, сердце их тает.

Вы честно говорите клиентам, что шедевра не будет. Но, поверьте, они шедевра и не ждут в большинстве своем ;) Если совсем уж углубиться в клиентоведение, то можно выделить несколько типов:
- "снимите всё!"
- "недорого"
- "чтобы как у (имя рек)"
- " я не знаю чего я хочу, но хочу чего-то эдакого"
- "я сам себе режиссер, поэтому руководить съемкой буду я"
- "да вы вообще не умеете работать" (такое отношение у него ко всем, даже к собственным сотрудникам, он будет всегда недоволен, таким вот на свет родился)
- "я полагаюсь на вас, как на профессионала"
Как видите только последний тип открыт к сотрудничеству с фотографом, особо не навязывая ему своего жесткого мнения. Я люблю работать именно с такими людьми. С ними проще добиться нужного результата. Оно говорят, что им необходимо в конечном результате, а я уже строю концепцию работы.
29.03.2013 - 08:35:38
 
Игорь Исаченко
"Я фотохудожник, я так вижу!" - да, часто приходилось слышать в оправдание работ абсолютно "нехудожественных" и бездарных. Кстати, такие вот "горе-художники" и сделали слово "фотохудожник" чем-то отрицательным. Мне самому гораздо больше нравится обыкновенное "фотограф".

Что касается фотоискусства и фотожурналистики - к чему такое четкое разграничение? Разве не может фотожуналистика одновременно быть и фотоискусством? А как же тогда фотографии-победители различных местных и престижных международных репортажных фотоконкурсов - разве они не имеют права называться искусством? А фотографии таких репортеров, как Сергей Максимишин - разве это не искусство? Мне кажется, вводить какие-то рамки и разграничения - мол, вот это искусство, а это так, репортаж - неправильно и ошибочно.

То же касается и ремесла. Иной "ремесленник" такие фото на свадьбе сделает - глаз не оторвать, а другой - ухх, кошмар, глаза бы не смотрели. Хотя оба они занимаются одним ремеслом, и оба, по такой логике "простые ремесленники". Но ремесло у них на разном уровне, получается.

На мой взгляд, все эти деления - "искусство" и "не искусство", искусство классическое и современное - все это надумано, в общем-то, для оправдания того засилия дешевых работ, эпатажа и обычных "понтов", которое мы сейчас наблюдаем.

Вот с Ириной согласен абсолютно и на все 100:

"Как ни парадоксально, но у большинства населения планеты с художественным вкусом туго. Им достаточно увидеть блюрчик, яркие цвета и модную обработку а-ля Инстаграм - и все, сердце их тает."

Ведь так и есть. Возьмите канадский фоторесурс 500px и попробуйте найти на нем обыкновенную репортажную фотографию. Возможно, вы и найдете, но рейтинг у этой фотографии будет 0.0 - т.к. в топе 500px всегда фотографии яркие, больше похожие на компьютерные коллажи, привлекающие глаз своей внешностью - но не смыслом. Большинство людей не хочет думать над фотографией, им достаточно красивого визуального пятна. То, что просто радовало бы глаз.

Где-то я читал, что людей "с обостренным чувством" прекрасного на Земле - всего около 10%, а то и меньше. Зато доля нарциссов среди населения гораздо больше. Люди самовлюбленные также хотят выделяться из общей массы. Но, не чувствуя прекрасного и не умея не то что создавать, а хотя бы фиксировать красоту, как раз и создают ту общую массу дешевых эпатажных снимков. Отсюда и идет современное засилие некрасивого "ню", псевдопорнографии, "фотографий с закосом под мрачность" и прочего, мягко говоря, неинтересного материала.

ИМХО, конечно. Это лишь мое субъективное мнение.
29.03.2013 - 13:00:51
 
Низами Софиев
Вы путаете кислое с квадратным )))
Да, я фоторепортер, и пожалуй это самая давняя моя специализация. И как репортер, я имею свой взгляд на происходящее вокруг, и от того нравится мой взгляд на окружающее или нет, заказчику моих репортажей, меня либо приглашают на мероприятия, либо нет.
Да, я снимаю предметку и интерьеры, и от уровня моего мастерства моими услугами как ремесленника от фотокамеры и фотошопа, меня либо приглашают на проекты, либо нет.
И таки Да, я фотохудожник ))) А вот тут, в то что я делаю, и хочу ли тем что я делаю делиться с уважаемой публикой, я стараюсь никого не пускать ))) И мнение окружающих в данном направлении моей деятельности, меня, мягко говоря, не волнует. Если человек готов видеть то что я показываю, я рад. Если он способен прочитать те знаки и символы которые я сознательно закладываю в картинку, я рад еще больше. Но если он думает на другой волне, так зачем же мне тратить свои нервы и время на общение с ним )))
И да, среди моих друзей и коллег фотографов, очень много тех, для кого слово Фотохудожник является ругательным ))) И мы с ними прекрасно общаемся и даже с достаточной регулярностью работаем на общих проектах.
Просто дело в том, что далеко не всегда можно вылезти на одном мастерстве ремесленника, а художнику всегда надо помнить о бесконечных возможностях в оттачивании собственного ремесленного мастерства.
Пы Сы, написанное выше - не для дискуссии, а лишь констатация личного мнения сиё написавшего )))
Удачи всем )))
30.03.2013 - 20:41:17
 
Vladimir (Volf) Kirilin
Ну что, завтра воскресенье. Повысим рейтинг блога? ;-))))

Мне очень близко то, что сказал Низами.
Добавлю от себя:

- Фотохудожник - не ругательство, как думает большинство, а метод творческого освоения мира и образ жизни. Во все времена художники испытывали непонимание и презрение толпы (изучайте историю).

- "...У населения с художественным вкусом туго..." Ну и что? Спросите у "населения" кто такой Бранкузи, кто такой Генри Мур, кто такой Хокусай? И сравните мизерное количество слышавших эти имена с местом, которое они занимают в мировой культуре! Как и тысячу лет назад, "населению" до этого нет никакого дела. Что самое интересное – если спросите фотографов, процент будет тот же (а то и ниже) ;-)))

- Ремесло - великое дело! Ага ...особенно если бить лурики на свадьбах. ;-)) Что бы быть художником нужно в совершенстве знать ремесло, но совсем не обязательно бомбить свадьбы и похороны. Хотя, у кого поднимется рука кинуть камень в человека, желающего зарабатывать с помощью фотоаппарата?! В среде музыкантов есть понятие «лабух». Нельзя сказать, что лабух плохо играет, просто он играет как умеет ;-)))))

- Свобода творчества - не ругательство и не миф. Нужно только помнить главное: свобода приходит НА ПИКЕ мастерства, а не ВМЕСТО мастерства!

- «Современное искусство» - не ругательство и не «фигура речи». В культурологии есть точные определения этого понятия. Если вы будете больше интересоваться искусством, вы можете с удивлением обнаружить, что работаете например как модернист, или пост модернист. А то, глядишь, обнаружится, что ваши работы имеют все признаки классического искусства. ;-)))) (учите матчасть) ;-)

- То что вы не разбираетесь в значении слов, обозначающих жанры и виды искусства, и не совсем хорошо понимаете разницу между ними, вовсе не означает что вы можете фонтанировать этими словами налево и направо. Представь на секунду, что кто-то знает их точное значение ;-))

- "Поиск смысла" в фотографии не так прост, как кажется. Для кого-то понятен только первый круг ассоциаций (нищие дети африки, менты избивающие бомжа, белочка на ветке и т.д.). А кто-то едет за тридевять земель, что бы увидеть картину Ротко. Нахождение, или не нахождения смысла в чём-то - производная от уровня культуры и образованности ищущего.

- "Я художник - я так вижу..." – это шутка из кинофильма (кажется "Достояние республики"). Если она вас раздражает, значит вы не любите советских комедий ;-)))))

- В предложенном выборе, быть "горе-художником", или "честным ремесленником" - на самом деле выбора НЕТ! Это как выбор - кем хочешь быть, дебилом, или имбецилом? ;-)) Если существуешь в искусстве, выбор один - будь ХОРОШИМ художником. Если бомбишь свадьбы - "делай приятно" заказчику ;-)

- И самое главное. Сколько бы умных слов здесь не писали, в галерее «самое популярное» всегда будет побеждать БЕЛОЧКА! ;-))) В крайнем случае, «церковь на холме». Не тешьте себя надеждами на понимание вашей «тонкой натуры», мир обеспокоен только одним – что от вас можно взять! И брать он будет то, что попроще, то что будет понятно этому миру. Искусство обретает цену только тогда, когда художник лежит в гробу в белых тапочках. Ну а когда художника благополучно закопали в землю, произведение искусства, опять же, теряет своё основное назначение – нести людям радость, и становится всего лишь объектом спекуляции.

Так что – такова селяви! ;-))))) Имхо…
31.03.2013 - 03:27:14
 
Игорь Попов
Быть хорошим грамотным и честным ремесленником намного лучше, чем горе-фотохудожником со своим видением ! Подписываюсь под этими словами вслед за Аркадием Голодом. Разум от безумия отделяет тонкая красная линия. Не помню, кто сказал эти замечательные слова. Такая же линия отделяет истинного мастера от выскочки или бездарности, возомнившего себя мэтром. Удача мастера не случайна, она - плод кропотливого постижения методов и материала, с которым он работает. Она как бы "запрограммирована". Представьте ситуацию. Некто показывает Вам свои фото, желая услышать критику. Вы как опытный фотограф видите массу недоработок: с композицией, экспозицией, и т. д. Высказываете своё мнение,, присовокупив к нему вполне правильные слова: "Вам надо много работать над собой, читать литературу". А в ответ: " Я Так вижу". Это кто? Явно "горе-фотохудожник". С проблемами со зрением)))). Возникает вопрос: кто имеет право сказать "Я так вижу", не рискуя прослыть параноиком? Только тот, кто, считая себя фотохудожником:

1. Имеет талант;
2. Много работает над собой, совершенствуя свои творческие методы и творческое видение.
Немного сумбурно, но я вот так вижу. Не рискую назвать себя фотохудожником. Думаю, это должны сказать обо мне другие люди.
31.03.2013 - 19:46:23
 
Игорь Попов
И мнение моё - не факт, что правильное:-)
31.03.2013 - 19:51:37