Недавно мне сказали, что в Петрозаводске количество свадебных фотографов достигло четырех десятков человек. Новые студии рождаются и исчезают, как грибы под елкой в теплый сентябрьский денек. Стало модно ходить на фотосессии, показывать друзьям портфолио, держать в офисе на видном месте студийную фотку своей семьи. И это прекрасно! Пусть оно будет.
С другой стороны, вдохновленные гламуром любители снимают мобильными телефонами друг друга дома на фоне мятой простыни и радостно выкладывают свои шедевры в социальных сетях. В общем-то, тоже ничего страшного в этом нет.
Но все это как-то заставляет задуматься о том, что есть фотография, а есть фотография. В общем, это совершенно разные вещи. И если снимок, сделанный мобильным телефоном на фоне простыни, проживет ровно столько, сколько времени будет интересен его хозяину, то истинные шедевры живут веками.
Вопрос, что и как снимать, рано или поздно встает перед любым фотографом. И каждый на него отвечает по-своему. И я тоже решила на него ответить.
Когда я просыпаюсь утром, я никогда не знаю наверняка, что я буду фотографировать и буду ли вообще. Я не могу сказать: «Вот сегодня мне хочется запечатлеть прекрасную девушку во всей ее юной красе на фоне щербатой кирпичной стены, которая подчеркнет всю прелесть ее нежной кожи!» Во-первых, слишком часто фотографы снимали этих несчастных девушек среди развалин. А во-вторых, меня не очень интересуют столь конкретные сюжеты, в фотографии мне прежде всего хотелось бы отобразить вещи нематериальные, те, что нельзя потрогать руками. К счастью, я далеко не первопроходец на этом пути. И значит, есть какие-то ориентиры в безбрежном море вариантов по крайней мере у тех, кто мыслит похоже.
ВРЕМЯ
(выдержка)
Почему на старых снимках у людей такие необыкновенно одухотворенные глаза? Иногда мне кажется, это оттого, что в их глазах отразился поток времени. Всего несколько секунд или минут, пока герои должны были неподвижно сидеть перед камерой, но за это время в их головах успевало пронестись немало мыслей, ведь выдержки раньше были другие, не то что во времена цифровых фотоаппаратов. Или натюрморты Йозефа Судека, впитавшие в себя вместе со светом пятнадцать минут выдержки – время звучания одной стороны пластинки с концертом Вивальди «Времена года».
Мне бы хотелось исследовать в снимках время, его влияние на жизнь людей и предметов, его решающие моменты, которые в одно мгновение могут изменить мир. Я не знаю, как это будет выглядеть на снимках. Но я знаю точно, что мне нужна выдержка, чтобы найти этотобраз.
Когда-тонесколько минут помогли никому не известному фотографу Юсуфу Каршу стать знаменитым. Ему разрешили сделать всего два снимка великого Черчилля. И когда тот появился в дверях кабинета, Карш позволил себе одну вольность: он извинился перед Черчиллем и вынул из его рта сигару. Политик был столь изумлен, что позволил фотографу сделать больше дублей. И пока продолжалась фотосъемка, всеми забытая сигара тихо тлела в дорогой пепельнице, и ее плоть медленно превращалась с комочки пепла. Если бы какой-то неведомый фотограф вовремя открыл крышку объектива и все это время снимал одним кадром, как секунда за секундой сгорают мгновения, выигранные Юсуфом Каршем у судьбы, то в снимке соединились и прошлое в виде очертаний еще нетронутой тлением сигары, и ее медленное превращение в прах.
ПРЕДЧУВСТВИЕ
(композиция)
Предчувствие – это чувствование будущего времени, времени, которое что-то круто изменит. Как передать в фотографии что-то, что еще не случилось, но обязательно произойдет? То, чего еще нет? У Ральфа Гибсона есть один снимок, который завораживает своей простотой и ужасом будущих событий. На фоне безмятежного летнего неба в солнечный день — напряженная мужская рука с пистолетом. Жертва, в которую целится мужчина, еще не вошла (не влетела) в кадр, но наши уши уже готовы услышать хлопок выстрела. Явное отсутствие важной композиционной детали рождает напряжение снимка, заставляя предчувствовать будущую трагедию.
Хотя, впрочем, я бы лучше запечатлела предчувствие любви :-)
ПОСЛЕВКУСИЕ
(цвет)
В городе Кракове недалеко от старинной крепости Вавель есть замечательный ресторан польской кухни, где вместе с кожаной книжкой, в которой спрятан ракунек, как называется по-польски счет, приносят маленькую рюмочку вишневой наливки. Напиток так сладок и приятен, что расставание с деньгами становится скорее радостным, чем грустным событием. Послевкусие ягоды, напоенной медовым июльским солнцем, с чуть легкой горчинкой синильной кислоты из вишневой косточки, еще долго остается на губах и на языке, напоминая о чудесном обеде, который уже давносъеден.
Когда-тоученики художника Матюшина искали сочетания двух цветов, которое давало бы третий, так называемый симулянтный цвет. Его нет на картине, но мы явственно видим его глазом. Возможно, почти также сочетание разных красок в фотографии может вызвать рождение ощущения разных вкусов, тем самым обогатив восприятие сюжета.
… А тот самый привкус вишневой наливки я чувствую, когда смотрю на фотографию нашего петрозаводского фотографа Сергея Вараксина «Июльское утро». Две рюмочки сладкого яда причастности к настоящему искусству. Есть фотография, и есть фотография. Какую выбрать?
P.S.: Когда-то этот текст я писала для своего фотоблога на одном из карельских государственных сайтов, но потом пришел новый редактор, который решил, что специальный раздел, посвященный фотографии, не нужен, Так что хорошо, что на ФотоКто можно не только выкоалывать свои снимки, но и вести своеобразный дневник. Буду иногда выкладывать здесь что-нибудь и из старых записей :-)
Комментарии: