Сергей, достаточно ли одного только желания чтобы стать фотографом или все-таки нужны какие-то задатки? Нет такой профессии «Фотограф». Фотографы бывают разные. Так, фотограф, снимающий на паспорт, отличается от фотографа, снимающего для журнала, не менее, чем токарь от пекаря. Научить фотографировать на паспорт можно кого угодно. А вот чтобы стать успешным арт-фотографом, фэшн-фотографом или фотожурналистом, нужны способности. В фотографии как в музыке – есть люди просто со слухом, есть с абсолютным слухом, а есть, которым медведь на ухо наступил. Хоккеист без ноги – можете себе такого представить? Так и у фотографа – если человек не видит ничего, он не может быть хорошим фотографом. На кнопку нажимать умеют все. Например, меня всегда удивляет: снимают Путина человек 50 журналистов с одной точки: у 48 из них всегда получится фотография среднего качества, а у двоих всегда великолепная картинка.
И один из них – Вы?
Я Путина (и политику вообще) уже давно не снимаю. Один из них, скажем, Миша Джапаридзе.
Будучи по образованию физиком-ядерщиком, в 1996 году, Вы пошли учиться на факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Опыт съемки к тому времени у Вас уже был?
До этого я снимал только в армии, на Кубе, где меня назначили фотографом Центрального клуба Группы советских военных специалистов. А учиться пошел исключительно из-за того, что было интересно. От чего люди идут на курсы кройки и шитья? Вот и я также. При этом я не предполагал, что буду заниматься этим профессионально. У меня была хорошая высокооплачиваемая работа, я и думать не думал, что стану профессиональным фотографом. Но аппетит приходит во время еды. Важно начать! Начал – получается, а чем дальше, тем интересней. Фотография – это болезнь. Я заболел – и все, крышу снесло.
Какие основные уроки Вы вынесли для себя из процесса обучения?
Прежде всего, мне показалось, я понял, что такое хорошо и что такое плохо. Но это не вербализуется. Если бы я знал, как объяснить, что такое хорошая фотография в четырех предложениях, я был бы гением. А так, качество фотографии для меня определяется просто: «торкает – не торкает».
Можно ли зарабатывать на фотографиях, будучи фотолюбителем?
Конечно. Если журналу позарез нужен снимок какого-то человека или события, то подойдет даже работа, снятая любителем, если другого ничего нет. Кроме того, я знаю многих любителей, снимающих лучше профессиональных фотожурналистов. Профессионал – не есть категория качества. Профессионал – это всего лишь тот, кто живет на доходы от занятий фотографией... Кроме того, журналы бывают разные: есть журнал «Свиноводство» и есть журнал «Тайм». Критерии отбора фотографий в каждом издании свои.
Какова специфика публикации фотографий в отечественных и зарубежных изданиях?
Если говорить об общественно-политических изданиях, с которыми преимущественно я работаю, то отличия следующие. Прежде всего – бюджет. У хорошего западного издания он в разы больше, чем у любого нашего. Поэтому на Западе журналы меньше зависят от рекламы, а больше от подписки, розницы. Как следствие, там намного проще опубликовать сюжеты, скажем, на социальную тематику. У нас в этом отношении действует жесткая диктатура. Острый социальный материал в российском журнале увидишь нечасто, потому что рекламодатель не соглашается ставить свою рекламу рядом с подобного рода вещами. Культура верстки совсем другая. Но везде есть свои исключения – бывают плохие западные журналы и хорошие российские.
Два года назад Вы говорили, что основная проблема наших печатных изданий в непрофессионализме фоторедакторов. Сегодня что-то изменилось?
Да ничего не изменилось. У нас нет ни одного заведения, где этому специально учат. Есть единицы действительно профессиональных людей – такие как Андрей Поликанов, Ира Меглинская, Алексей Белянчев, Наташа Ударцева и еще несколько имен. Надеюсь, ситуация улучшится после серии специальных семинаров, которые прошли уже или планируются в этом году. Интерес к семинарам большой, значит, надежда есть.
Чему важно, в первую очередь, научиться начинающему фотографу?
Английскому языку. Нашим фотографам вообще очень важно понять, что не бывает российской фотографии, а есть фотография вообще. Фоторепортер, скажем, газеты «Гудок», должен понимать, что его конкурент – не фотограф газеты «Московский комсомолец», а Джеймс Нахтвэй. Рынок фотографии глобален. Поэтому, если фотожурналист хочет добиться успеха, он не должен ограничивать себя национальными рамками. Очень много фотографов ничего не добиваются только потому, что считают себя местными журналистами.
Фотографии Максимишина: http://www.maximishin.com
Комментарии: