Дорогие друзья!..))
Сегодня я хочу представить вам пятый выпуск рубрики "Диалоги"... Здесь вы можете не только вдохновляться, но и получать фотографический опыт и знания, делиться своими наблюдениями и открытиями...))
Рубрика "Диалоги" построена по следующему принципу: в самом начале общения я проведу небольшое интервью, тем самым создав атмосферу благожелательного и доброго диалога, а впоследствии любой желающий сможет задать свой вопрос автору на тему фототворчества...))
Убедительно прошу в процессе диалога не вступать в межличностные перепалки с автором работ и с другими гостями "Диалога"... Уверен, что для этого есть другие места и ресурсы...))
Приятного всем времяпровождения!..)) От себя хочу добавить, что авторы не всегда могут моментально отвечать на ваши вопросы в силу своей занятости и загруженности, поэтому просто оставляйте их в ветке обсуждения и это гарантирует получение вами ответа...))
Сегодня я хочу представить вам профессионального фотографа из города Москвы
МИХАИЛА ГЕЛЛЕРА
Профессиональный фотограф, член Союза фотохудожников России с 1992 года. Фотографический стаж 50 лет. Сотрудничает с отечественными и зарубежными газетами и журналами. Публикации в Geo, The Times, Observer, Business Week, Профиль, Карьера, Компания, Мегаполис-экспресс, Путь и Водитель, и т.п. Участник выставок, член жюри фотоконкурсов, автор учебных пособий по фотографии и авторских курсов. Руководитель одной из московских фотошкол. Педагогический стаж 40 лет. В прошлом - врач–хирург. Кандидат медицинских наук.
Комментарии:
Мне было лет семь. Папа нашел на пляже в Крыму бесхозный ФЭД-2. Я выпросил его и… Нет, ничего особенного не случилось. Просто волшебный запах кожаного футляра, медовая картинка в круглом глазке видоискателя и осознанная неожиданно возможность отныне уносить с собой все, что показалось интересным, видимо, что-то навсегда сдвинули во мне, что-то подтолкнули. Я не стал сумасшедшим фотолюбителем, наоборот, увлекался совершенно другими вещами, спелеологией, например. Или подводной охотой. Или песнями под гитару. Но фотография все время существовала где-то на параллельном курсе. Все-таки, были и сидение в душной ванне с увеличителем Ленинград, и школьная фотолаборатория на пятом этаже, куда мы с другом, став постарше, приглашали одноклассниц «поучиться печатать»; все эти унибромы-бромпортреты, Шостка и Свема, запах фиксажа, выставки в Манеже, альбомы литовских мастеров и журнал «Чешская фотография», первые собственные удачные карточки и членство в Союзе Фотохудожников России. Медленно, постепенно фотография стала главным из моих многочисленных увлечений. Это, однако, не помешало окончить медицинский институт и двадцать лет проработать хирургом. Хирургия, в свою очередь, не мешала любить фотографию, они уживались вполне мирно, даже и помогали друг другу. Во всяком случае, оппоненты на защите диссертации говорили, что слайды к докладу выполнены очень профессионально.
Еще был клуб «Странник», объединявший путешествующих фотографов. Я увлекся слайдфильмами. Оказалось, что этот странный гибрид фотографии музыки и кино позволяет решать вполне серьезные задачи. На огонек моих слайдфильмов прилетели первые заказчики. Так что в перерывах между обходами и операциями я снимал обложки для виниловых дисков и портреты кандидатов в народные избранники, что было неплохим любительским дополнением к скудной докторской зарплате.
Когда в 1995 году Российский Центр хирургического лечения бронхиальной астмы, ведущим хирургом которого я работал, пал под финансовыми и административными ударами, долгих колебаний не было. Мне предложили место фотокорреспондента одной московской газеты, я подумал, что раз в сорок лет надо менять жизнь, и, удивляясь собственной смелости, с радостью согласился. Надо сказать, пригласившие меня газетчики проявили известную снисходительность, за что я им безмерно благодарен. Положа руку на сердце, умел я тогда, мягко говоря, не все. Во всяком случае, работа в газете стала отличной школой. Чего я только не снимал: уличный жанр, репортаж, портреты деятелей и попсовых звезд, спорт, обнаженку на обложку (что само по себе было неслабым спортом), натюрморты, пейзажи, рекламу и вообще все, что требовалось. С удовольствием познакомился с Интернет-фотографией, принимал бурное участие в работе нескольких сайтов. Ездил на съемки в разные страны, участвовал во всевозможных выставках, руководил фотостудией, стал капиталистом, возглавив собственную фотошколу, преподавал всякие фотографические премудрости, печатался в газетах и журналах, был членом жюри фотоконкурсов,. Не заметил, как прошло двадцать лет.
Получилось, что благодаря фотографии, я прожил не одну жизнь, а две, приобретя в придачу замечательную возможность, говорить на языке, не признающем языковых барьеров.
Думаю, свидетелям нашего диалога лучше почитать о визуальной структуре у Юрия Гавриленко или, скажем, у Антона Вершовского. У Лапина, наконец.
Михаил, как рождается тема для будущих ваших работ?
В конце концов, задача фотографа, как и любого художника, - не столько изображать мир, сколько его интерпретировать. И решается она, в частности, с помощью всевозможных искажений "правильного" изображения.
Второй подход, о котором Вы написали, мне, честно говоря, ближе. Никак не вмешиваясь в происходящее, нужно дождаться момента, когда все складывается так, как было автором давно задумано. Это вовсе не так трудно, как многие думают. Если придумано хорошо, вероятность того, что искомое произойдет перед вашими глазами, весьма высока.
Георгий, спасибо за поздравление!
Но важно - кто критикует. Не все мнения одинаково полезны :). Вообще, фотографы делятся на три категории: новички слушают всех, опытные - избранных, старые не слушают никого. Я как раз приближаюсь к третьей группе: делаю то, что считаю нужным. Кому не нравится - пусть не смотрят :).
Хотя, конечно, когда хвалят, люблю. А кто не любит?
Расскажите вкратце о своём фотографическом арсенале… Какими фотоаппаратами и объективами пользуетесь при работе в том или ином жанре?
Впрочем, могу ответить: снимаю, в основном, Кэноном. Сейчас Canon 1 DX. Последние несколько лет для вспомогательных целей использую системные беззеркалки Sony: ex 5n, 6, 6000.
В юности я ходил на все, какие были в Москве, фотовыставки, покупал фотоальбомы, выписывал "Советское фото" и т.п. И я очень боялся, что буду подражателем, буду снимать так, как все эти корифеи, только хуже. Вот, прошло много лет и, кажется, опасения не оправдались. Я таки снимаю, как я.
Так что я думаю, что надо ощупью находить свой путь среди множества путей единомышленников и противников. А уж сколько времени это займет, зависит от многих иногда довольно иррациональных вещей. У меня много времени заняло. Я же еще и оперировал :).
1. Прочел и ничего не понял (или автор высказался неточно или зритель - ... скажем так, не подготовлен).
2. Точно понял, что хотел сказать автор.
3. Понял, что хотел сказать автор, но вижу и другую трактовку: а) которую сам автор не заметил; б) для которой автор сознательно оставил место.
Конечно, третий вариант мне нравится больше второго. Первый не нравится совсем :).
Портрет без эмоций никому не нужен. Первейшая задача портретирования - показать характер человека. Но по сути, любой хороший портрет еще немного и автопортрет фотографа. Он не меньше говорит об авторе, чем о модели.
И еще один момент. Фотограф - интерфейс между моделью и зрителем. Персонаж смотрит со стены в глаза зрителя тем взглядом, которым он смотрел на фотографа. Значит, фотограф должен понять, как его персонаж относится к людям и вызвать тем или иным способом такое отношение к себе. Спровоцировать персонажа на нужный взгляд, необходимую мимику. Для этого надо немного разбираться в жизни. Чем больше у фотографа жизненного опыта, тем интереснее у него портреты.
Фоторепортаж - фотографический отчет о событии (как правило, общественно значимом), из которого ясно, что произошло, где, с кем, а если это хороший репортаж, еще и - почему.
И когда в разделе "репортаж" выставляют фотографию, скажем, с сидящими на скамейке бабушками или целующимися в подъезде девушками, хочется спросить: а что, собственно, произошло? О каком событии речь?
Жанровая фотография по определению имеет дело не с событиями, а с повседневной жизнью. Путаница происходит потому, что и репортаж и жанр делаются (извините за тавтологию) одним и тем же - репортажным методом. То есть без вмешательства в происходящее.
Серия может быть и репортажной и жанровой. В любом случае, она должна раскрывать заявленную тему. Здесь опять уместна аналогия с литературой. Надо рассказать о чем-то коротеньким текстом из шести фраз. Или серией из шести фотографий. Каждая фотография - фраза.
Вообще, существует два подхода.
1. Репортер абсолютно беспристрастно излагает факты: было так-то и так-то. Что все это означает - судить вам, дорогие зрители.
2. Репортер объективно представляет факты, но сопровождает изложение субъективной и даже эмоциональной оценкой. Если пользоваться Вашей терминологией, зеркало может быть искривлено в ту или иную сторону.
Мне ближе второй вариант. С одной оговоркой. Субъективная оценка должна быть искренней и независимой. В противном случае получается пропаганда.
04.10.2014 - 15:41:21 | удалить
https://www.facebook.com/mihail.geller/media_set?set=a.10151569157792354.1073741826.778282353&type=3
Мир в принципе цветной, поэтому применение цвета может быть не только приемом, но и простой констатацией факта.
Наконец, приемом (и способом интерпретации окружающего мира) может быть отказ от цвета, как например, в этой серии:
https://www.facebook.com/mihail.geller/media_set?set=a.10151607860442354.1073741827.778282353&type=3
Есть пограничные ситуации, когда цвет мешает. Например, создает ненужные акценты. В этом случае приходится переходить на монохром вынужденно не из смысловых, а из композиционных соображений.
Вообще, с переходом на цифру стало легче. Когда в свое время таскали на одном плече камеру с цветной слайдовской пленкой, а на другом с ч/б, весьма плавились мозги :).
Далее. "Трамвайные думы" - не тема. Это, как говаривали раньше - взгляд и нечто. Думы о чем?
Как дорога возвращает - об этом давно сказано у Визбора: "Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог / Штопаем ранения души".
Пока тема любая, ничего не получится. Об этом, кстати, Ролов очень внятно написал. Тема должна быть выстрадана.
Ладно. Не буду занудствовать. Речь, в конце концов, о цветовом решении. Повторю, что каждой теме соответствует свое цветовое исполнение. В частности, пестрота, о которой Вы написали, может, например, проиллюстрировать царящую кругом безвкусицу... И т.п.
А что касается иллюстрации безвкусицы в цвете, тогда больше и рассказать-то будет зрителю нечего...)) Цвет - это всего лишь вспомогательный инструмент, а не основная задумка сюжета... Он помогает выделить главное в сюжете, сакцентировать внимание на каких-то важных деталях, которые помогут раскрыть тему...
Впрочем, как говорил один сын турецкоподданного, к фотографии, которую я в настоящее время представляю, это отношения почти не имеет :).
Впрочем, все это - техника. А суть, как известно, не в ней :).
"...Техническое качество необходимо доводить до абсолютного мастерства, чтобы не быть невежей по отношению к своему же творчеству, но если это качество бездушно поглощает эмоциональную составляющую вашего творчества, то забудьте всё, что я написал выше..."
Так вот к вопросу о техническом качестве, хоть и не в нём суть, что же всё-таки делать начинающему фотографу: искать суть или использовать техническое качество в качестве маршрутного листа для поиска сути, иначе этот поиск может быстро закончиться так и не начавшись?..
Думаю, что техническое качество должно быть достаточным для раскрытия темы, не более того (хотя оно еще никому не помешало). Но если в фотографии нет ни смысла, ни структуры, качество выходит на передний план. Если совсем просто - фигня, снятая очень качественно, фигней и останется. Интересная вещь, снятая не очень качественно, останется интересной вещью.
Тридцать лет назад хорошим фотографом считался тот, кто умел получать резкие и правильно экспонированные изображения. Этому учились годами и далеко не все преуспевали. Теперь такие изображения получаются автоматически. Надо еще постараться, чтобы снять нерезко. Кого же сейчас можно назвать хорошим фотографом? Я считаю, того, кому есть, что сказать. Того, кто владеет фотографическим языком. Поэтому я учу своих студентов не столько технике, сколько подходам, пониманию того, что и зачем они делают.
Николай, конечно, Вы правы. Но ведь по смыслу мой вариант отличается не сильно, правда?
Предлагаю немного сменить тему разговора... Вы сотрудничаете с достаточно известными российскими и зарубежными газетами и журналами… Как молодым талантливым фотографам попасть в поле зрения газет и журналов?.. Какие темы и жанры в настоящее время наиболее востребованы на рынке журнальной индустрии?..
спасибо Михаил,
спасибо Сергей...)
На вопрос Сергея.
Не знаю, как это делается сейчас. Несколько лет назад, когда я еще интересовался вопросом, было довольно просто. Нужно было придти в какую-нибудь редакцию и показать фотографии. Как правило, никого не интересовало, кто ты и откуда. Если у тебя были кондиционные фотографии, их брали и просили принести еще. Понятно, что в первую очередь брали фотографии, снятые в стиле данного издания или иллюстрирующие актуальные на момент обращения материалы. Так можно было стать внештатным автором. Был в середине девяностых один светский фотограф, который нигде не числился, но снимал более-менее и был очень трудоспособен - казалось, он просто не вылезал со всевозможных тусовок. Его фотографии были во всех московских газетах соответствующей направленности. Жена ходила по редакциям желтых газет и разносила пачками фотки с "мероприятий".
Попасть в штат было труднее. Помимо стабильно качественных фотографий, требовалось иметь и немного удачи. Например, надо было отследить момент, когда в одной из редакций, публикующих твои карточки, увольнялся штатный фотокор, и быстренько предложить свои услуги.
Михаил, вы являетесь профессиональным фотографом… Что в настоящее время требуется от фотографа и какими качествами должен обладать фотограф, чтобы быть успешным профессионалом и востребованным на современном рынке спроса?..
А требования, видимо, не изменились. Необходимы профессионализм, неутомимость и, естественно способности или даже талант. Впрочем, похоже, начинает появляться одно новое требование: необходимость соответствовать, как это раньше говаривалось, "генеральной линии партии". Правда, теперь это волнует меня только из общих соображений, потому что я перестал быть действующим репортером и в основном занимаюсь преподаванием фотографии
А линию партии соблюдать элементарно. Очевидно, что один и тот же объект или одно и то же событие можно снять как с положительной оценкой, так и с отрицательной. В условиях свободы выбор оценки диктуется личными предпочтениями, в других условиях - той самой генеральной линией. Посмотрите советские газеты.
Хорошо... С отечественными изданиями всё понятно... А как обстоят дела с зарубежными изданиями?.. Например, если фотограф любит фотографировать пейзажи, животных и возможно предел его мечтаний - быть опубликованным в журнале National Geographic... Где-то же они находят своих фотокорреспондентов... Как вы были замечены иностранными изданиями?..Или вы сами открыли к ним дверь?..
Еще один важный компонент деятельности - организация фототуров в разные страны, во время которых участники знакомятся с особенностями страны посещения и учатся трэвел-фотографии. Кстати, не будет большим преувеличением, если я скажу, что был одним из первых, кто стал заниматься этим делом в Москве. Приоритетные направления - Венеция, Неаполь, Сицилия и Сардиния, Амальфитана, Прованс, Бельгия, Голландия, Израиль.
Ближайший фототур - в Венецию.
Анонсируется все это на моей странице в Фэйсбуке https://www.facebook.com/mihail.geller
и на моем сайте www.gellerm.com
Видимо, теперь можно найти анонсы и на фотокто.
Что касается онлайн семинаров, я этим не занимаюсь. Я - актер разговорного жанра и предпочитаю личный контакт :)
И в заключении интервью я хотел бы задать вам крайний вопрос...
Вы сказали, что 20 лет работали хирургом, и эта профессия не мешала вам любить фотографию… Даже наоборот, они помогали друг другу… Какие качества хирурга вам пригодились в фотографии?..))
Дорогие друзья!..)) Я приглашаю вас принять участие в диалоге с Профессионалом, Мастером фотографии и просто интересным человеком - Михаилом Геллер!..)) Задавайте свои вопросы, дискутируйте, просто общайтесь на тему, которая нас всех связывает и объединяет - на тему ФОТОГРАФИЯ!!!
И конечно, я готов ответить на вопросы посетителей сайта. Как говорится, на любой вопрос - любой ответ :).
Пока только благодарность.
Спасибо Сергей огромное за проделанную работу и столь интересный диалог.Я открыла для себя нового интересного фотографа, и просто хорошего человека.
Сергей,Михаил-удачи вам во всём! Ещё раз спасибо!
Михаил,очень хотелось бы видеть Ваши работы на сайте...
Евгеша, спасибо.
Сергей, важно, чтобы рюмочка не была слишком большой, а то возможны варианты :).
Миша, в Палестинах я буду в первых числах января. Обязательно тебе напишу.
Елена, Пожалуйста!
Всегда с удовольствием смотрю работы Михаила на ФБ, а теперь с удовольствием открыл для себя интересного человека и собеседника. О важном просто и доходчиво - это великое мастерство, как в риторике, так и в фотографии. И получается это у Вас, Михаил, замечательно. Успехов Вам и удачи!
И попробую, заочно, стать учеником (правда, весьма великовозрастным :-) ), чтобы (хотя бы в собственных мыслях) полагать себя фотографом (любителем, конечно), а не "кнопочником", каковых, действительно, в силу относительной доступности хорошей техники, стало немерено
По поводу "генеральной линии партии" : действительно правда многогранна, но на какую грань покажет государь, то и будет лицезреть народ, что к сожелению вводит массы в заблуждение и восхваление диктатора. Теперь вопрос: Как бы Вы показали в своих фотоработах нынешнюю ситуацию в России?!
И в заключении хочу сказать огромное спасибо за интересные фотоработы с юморными названиями! Вам крепкого мужского здоровья и дальнейших творческих успехов!
Вопросик как вы относитесь к обработке фото много ли тратите на обработку фото ,считаете ли это важным ,например убрать шумы ,подправить баланс ,цвет -это да,в зависимости от цели использовать ЧБ ,а вот дальше стоит ли заморачиваться фотошопом ,или важнее сюжет?используете ли вы кадрирования для придания правильности кадру
Судьба быть кем бы то ни было зависит от личности, вернее, от личных склонностей.
Я практически никак не показываю нынешнюю ситуацию в России, ибо вызывает она (ситуация) у меня глубокое уныние. Так что я предпочитаю показывать ситуацию в Венеции :).
Vadim77755 :
Я считаю, что в обработке нуждается любая фотография. Мой типовой алгоритм выглядит так:
1. Коррекция перспективных искажений.
2. Кадрирование.
3. Коррекция яркости и контраста.
4. Коррекция цвета (если надо).
5. Техническая ретушь. Редко - сюжетная, если речь не идет о репортаже.
6. Коррекция резкости
7. Ресайзинг (если надо)
8. Создание превьюшки.
9. Сохранение.
Кадрирование использую обязательно в тех случаях, когда это диктуется обстоятельствами.
Общие принципы такие:
1. Уши фотошоповского вмешательства торчать не должны. Никто никогда не должен понять, что и как шопилось. Поэтому: не умеешь - не шопь!
2. Фотошоп такой же инструмент, как и увеличитель, ванночки, т.п. и никаких мистических свойств не имеет.
3. Улучшить пустую фотографию с помощью фотошопа, как и с помощью каких-либо приемов, принципиально невозможно.
Ваши работы, Михаил, таинственным образом удерживают взгляд на себе, смотреть на них хочется ещё и ещё, а потом ещё не раз вернуться! Спасибо!
Что же касается таких диалогов, их следует не заучивать, а отливать в золоте, высекать в камне и вносить в анналы :).
В меру отстранённо профессиональные, в меру туристские:))
Больше всего понравился многоплановый динамичный жанровый ухват:
.
http://s3.fotokto.ru/topics/preview/9/90901.jpg?r289
.
«Вещь проходит мимо нас как бы запакованной, мы знаем, что она есть, по месту, которое она занимает, но видим только её поверхность... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание: приёмом искусства является приём «остранения» вещей и прием затруднённой формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлён; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно». (Выготский Л.С. Психология искусства).
Обновлённое представление, ощущение и чувствование предметов и явлений можно увидеть в очередном выпуске избранных студенческих работ Курса NYIP:
http://fotokto.ru/id540/blog?view=18061
http://fotokto.ru/id540/blog
Обязательно напишите своё мнение (ТАМ — внизу — в блоге — в комментариях), ставьте лайк, если в целом подборка фотографий понравилась! Создавайте в ответ свои творческие произведения — ещё виртуознее.
Студенческие работы посмотрю чуть позже, хотя не понимаю, какое отношение они имеют к настоящему интервью. Если хотите, выскажусь. Но выскажусь честно. Если не понравится, так и напишу. Впрочем, если понравится, напишу тоже :).
Всё остальное работает менее креативно:)
Пожалуйста, Михаил, обязательно напишите критику -- чем жёстче, тем лучше:)
Это полезно студентам.
Критика продуктивнее похвалы.
Спасибо за интересную беседу. Подборка фоторабот замечательная
Кстати, меня последнее время мучает один вопрос, который хотел бы задать вам...
Решающий момент по Брессону... Что всё-таки это?.. Удачное стечение обстоятельств по месту, времени, событию (другими словами, счастливая случайность) или же это композиционный круговорот, созданный глубиной харизмы автора, который вовлекает в себя и организует вокруг себя всё окружающее пространство, включая объекты и персонажи, создавая тем самым психологизм и драматизм сцены?.. Звучит несколько мистически, но по другому я не могу сам себе объяснить факт слияния ожидаемого и случайного в решающий момент...
Приятно было узнать что мы в известной степени коллеги - медицина дает миру не только хороших врачей, но и замечательных фотографов.
Спасибо Сергею Андрейчуку за эту рубрику.