error
Регистрация

Фотограф Михаил Геллер (рубрика "Диалоги")

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Сергей Андрейчук
Опубликовано: 02.10.2014 в 21:58:40

Дорогие друзья!..))

Сегодня я хочу представить вам пятый выпуск рубрики "Диалоги"... Здесь вы можете не только вдохновляться, но и получать фотографический опыт и знания, делиться своими наблюдениями и открытиями...))

Рубрика "Диалоги" построена по следующему принципу: в самом начале общения я проведу небольшое интервью, тем самым создав атмосферу благожелательного и доброго диалога, а впоследствии любой желающий сможет задать свой вопрос автору на тему фототворчества...))

Убедительно прошу в процессе диалога не вступать в межличностные перепалки с автором работ и с другими гостями "Диалога"... Уверен, что для этого есть другие места и ресурсы...))

Приятного всем времяпровождения!..)) От себя хочу добавить, что авторы не всегда могут моментально отвечать на ваши вопросы в силу своей занятости и загруженности, поэтому просто оставляйте их в ветке обсуждения и это гарантирует получение вами ответа...))

Сегодня я хочу представить вам профессионального фотографа из города Москвы

МИХАИЛА ГЕЛЛЕРА


Профессиональный фотограф, член Союза фотохудожников России с 1992 года. Фотографический стаж 50 лет. Сотрудничает с отечественными и зарубежными газетами и журналами. Публикации в Geo, The Times, Observer, Business Week, Профиль, Карьера, Компания, Мегаполис-экспресс, Путь и Водитель, и т.п. Участник выставок, член жюри фотоконкурсов, автор учебных пособий по фотографии и авторских курсов. Руководитель одной из московских фотошкол. Педагогический стаж 40 лет. В прошлом - врач–хирург. Кандидат медицинских наук.

http://www.gellerm.com/

http://www.photoline.ru/author/0107

Антонио Вивальди
Антонио Вивальди
Арль
Арль
Аська
Аська
Балет Трокадеро
Балет Трокадеро
Блик
Блик
Бурано
Бурано
В очередь!
В очередь!
Вокзал
Вокзал
Все самое дорогое
Все самое дорогое
Высшее общество
Высшее общество
Вьетнам
Вьетнам
Деревня Родакино, Крит
Деревня Родакино, Крит
Золотой дождь
Золотой дождь
Из серии "Коллеги"
Из серии "Коллеги"
Киска
Киска
Коррида по-французски
Коррида по-французски
Мастеркласс Влада Гансовского
Мастеркласс Влада Гансовского
Может, в Венецию поехать?..
Может, в Венецию поехать?..
Мост для вздохов и поцелуев
Мост для вздохов и поцелуев
Не ангелы
Не ангелы
Неаполитанка
Неаполитанка
Ночное такси
Ночное такси
О чем просить?..
О чем просить?..
Олег Янковский
Олег Янковский
Посетитель рынка
Посетитель рынка
Разговоры за жизнь
Разговоры за жизнь
Сельский поп
Сельский поп
Сельский поп
Сельский поп
Синагога
Синагога
Спешащий
Спешащий
Сплетники
Сплетники
Старики
Старики
Стирка
Стирка
Танжер
Танжер
Тексты
Тексты
Три корнера - пеналь!
Три корнера - пеналь!
Фотограф от Бога
Фотограф от Бога
Хозяин гарема
Хозяин гарема
Черно-белая жизнь
Черно-белая жизнь
Черно-белая жизнь
Черно-белая жизнь
Черно-белая жизнь
Черно-белая жизнь
Альпы
Альпы
Крым
Крым
Субкультура
Субкультура
Фотограф Михаил Геллер (рубрика "Диалоги") - №45
Fondamenta della Madonna del Orto
Fondamenta della Madonna del Orto
Fondamenta Zattere
Fondamenta Zattere
Presto
Presto
Wanted!
Wanted!
Антикварный салон
Антикварный салон
 
Просмотры: 9820
 

Комментарии:

Сергей Андрейчук
Михаил, я приветствую вас в своей рубрике "Диалоги" и, прежде, чем начать интервью я хочу попросить вас рассказать немного о себе и о том, как вы пришли в фотографию...
04.10.2014 - 12:28:28
 
Михаил Геллер
Здравствуйте. Рад знакомству с Вами и предстоящему знакомству с теми, кто будет читать все, что мы напишем.
Мне было лет семь. Папа нашел на пляже в Крыму бесхозный ФЭД-2. Я выпросил его и… Нет, ничего особенного не случилось. Просто волшебный запах кожаного футляра, медовая картинка в круглом глазке видоискателя и осознанная неожиданно возможность отныне уносить с собой все, что показалось интересным, видимо, что-то навсегда сдвинули во мне, что-то подтолкнули. Я не стал сумасшедшим фотолюбителем, наоборот, увлекался совершенно другими вещами, спелеологией, например. Или подводной охотой. Или песнями под гитару. Но фотография все время существовала где-то на параллельном курсе. Все-таки, были и сидение в душной ванне с увеличителем Ленинград, и школьная фотолаборатория на пятом этаже, куда мы с другом, став постарше, приглашали одноклассниц «поучиться печатать»; все эти унибромы-бромпортреты, Шостка и Свема, запах фиксажа, выставки в Манеже, альбомы литовских мастеров и журнал «Чешская фотография», первые собственные удачные карточки и членство в Союзе Фотохудожников России. Медленно, постепенно фотография стала главным из моих многочисленных увлечений. Это, однако, не помешало окончить медицинский институт и двадцать лет проработать хирургом. Хирургия, в свою очередь, не мешала любить фотографию, они уживались вполне мирно, даже и помогали друг другу. Во всяком случае, оппоненты на защите диссертации говорили, что слайды к докладу выполнены очень профессионально.

Еще был клуб «Странник», объединявший путешествующих фотографов. Я увлекся слайдфильмами. Оказалось, что этот странный гибрид фотографии музыки и кино позволяет решать вполне серьезные задачи. На огонек моих слайдфильмов прилетели первые заказчики. Так что в перерывах между обходами и операциями я снимал обложки для виниловых дисков и портреты кандидатов в народные избранники, что было неплохим любительским дополнением к скудной докторской зарплате.

Когда в 1995 году Российский Центр хирургического лечения бронхиальной астмы, ведущим хирургом которого я работал, пал под финансовыми и административными ударами, долгих колебаний не было. Мне предложили место фотокорреспондента одной московской газеты, я подумал, что раз в сорок лет надо менять жизнь, и, удивляясь собственной смелости, с радостью согласился. Надо сказать, пригласившие меня газетчики проявили известную снисходительность, за что я им безмерно благодарен. Положа руку на сердце, умел я тогда, мягко говоря, не все. Во всяком случае, работа в газете стала отличной школой. Чего я только не снимал: уличный жанр, репортаж, портреты деятелей и попсовых звезд, спорт, обнаженку на обложку (что само по себе было неслабым спортом), натюрморты, пейзажи, рекламу и вообще все, что требовалось. С удовольствием познакомился с Интернет-фотографией, принимал бурное участие в работе нескольких сайтов. Ездил на съемки в разные страны, участвовал во всевозможных выставках, руководил фотостудией, стал капиталистом, возглавив собственную фотошколу, преподавал всякие фотографические премудрости, печатался в газетах и журналах, был членом жюри фотоконкурсов,. Не заметил, как прошло двадцать лет.

Получилось, что благодаря фотографии, я прожил не одну жизнь, а две, приобретя в придачу замечательную возможность, говорить на языке, не признающем языковых барьеров.
04.10.2014 - 12:37:35
 
Сергей Андрейчук
Технически грамотно выполненная фотография, фотография, имеющая интересную историю или фотография, вызывающая эмоции у зрителя… Какие, на ваш взгляд, основные признаки шедевра, по которым можно было бы с большой вероятностью его распознать? Или это чисто субъективное понятие, зависящее во многом от самого зрителя?..
04.10.2014 - 12:42:22
 
Михаил Геллер
Вы назвали три необходимых компонента более-менее грамотно выполненной работы. Есть и четвертый компонент: наличие в снимке не тривиальной визуальной структуры. Можно придумать и другие компоненты. При этом ни один из них в отдельности, ни все они вместе взятые не гарантируют получение "шедевра".
04.10.2014 - 12:48:12
 
Михаил Геллер
Я вообще не думаю, что автор должен заботиться о том, чтобы у него получались шедевры. Он должен всего лишь честно и талантливо говорить о том, что его волнует или интересует. В конце концов, по слову одного хорошего поэта, "...произведение искусства отличается от факта на величину души автора".
04.10.2014 - 12:51:49
 
Сергей Андрейчук
Михаил, а можно поподробнее остановиться на четвёртом компоненте?.. Что это такое в вашем понимании?..
04.10.2014 - 12:52:25
 
Михаил Геллер
Знаете, об этот вопрос было сломано столько копий на самых разнообразных фотосайтах, что возвращаться к нему, честно говоря, не хочется. Если ответить вполне примитивно, объекты должны располагаться в кадре не как попало, а "по заранее придуманному плану". По предварительному сговору. Даже если это совершенно репортажная съемка.
Думаю, свидетелям нашего диалога лучше почитать о визуальной структуре у Юрия Гавриленко или, скажем, у Антона Вершовского. У Лапина, наконец.
04.10.2014 - 12:57:03
 
Сергей Андрейчук
Что для вас является обязательным и важным в сюжете жанровой фотографии?..
04.10.2014 - 13:03:23
 
Михаил Геллер
Добавлю, пожалуй, что я не сторонник излишнего теоретизирования. Опыт показывает, что умение рассуждать о фотографии и умение снимать - суть умения разные и, как правило, не пересекающиеся.
04.10.2014 - 13:03:40
 
Михаил Геллер
Его (сюжета) наличие.
04.10.2014 - 13:05:16
 
Сергей Андрейчук
Кратко и точно!..))
Михаил, как рождается тема для будущих ваших работ?
04.10.2014 - 13:08:09
 
Михаил Геллер
Вдруг понимаешь, что есть нечто, о чем необходимо рассказать. Что это "нечто" будет беспокоить, зудеть, даже мучить до тех пор, пока как-то не выплеснешь его - не напишешь текст или стихотворение, не снимешь карточку...
04.10.2014 - 13:12:06
 
Сергей Андрейчук
Название работы как кульминационный штрих работы, помогающий зрителю не только глубже понять смысловую линию сюжета, но и настроить зрителя на высокую тональность эмоционального сопереживания персонажам или событиям, отражённым в той или иной работе… Насколько важно, на ваш взгляд, венчать работу названием?..
04.10.2014 - 13:12:53
 
Сергей Андрейчук
Этичность сюжетов - по сути это отражение внутреннего мира фотографа, и зависит от того, с каким оттенком раскрывается та или иная тема: в смаковании её неэтичных деталей или в набате души, который акцентирует внимание зрителя на существующих проблемах?..… Есть ли у вас темы, которые на ваш взгляд не этичны или требуют более глубокого и тонкого подхода для её раскрытия?..
04.10.2014 - 13:24:42
 
Михаил Геллер
Это тоже давний спор. Многие говорят, что "хорошей фотографии название не нужно, потому что она должна говорить сама за себя, а плохую фотографию название не спасет". Я же считаю, что название весьма желательно, а если речь идет о начинающем фотографе, строго необходимо. Потому что если фотограф не в состоянии придумать название к собственной картинке, это с высокой вероятностью говорит о том, что он сам не понимает, что и для чего снял. Позволю себе дать совет начинающим. Просмотрите свое портфолио и попробуйте придумать названия. Если в каких-то случаях возникнут проблемы, подумайте о том, не выкинуть ли эти карточки :).
04.10.2014 - 13:24:42
 
Михаил Геллер
Неэтичных тем не бывает. Бывают неэтичные авторские трактовки. Это, между прочим, не только к фотографии относится. А "глубокий и тонкий подход для раскрытия темы" требуется всегда.
04.10.2014 - 13:27:58
 
Сергей Андрейчук
У вас есть серия фотографий «Венеция. Издавая тишину», работы этой серии, по моему убеждению, должны восприниматься не столько разумом, сколько чувствами… Бывает снимок не резкий, мутный, на нем могут быть проявлены какие-то оптические дефекты или искажения, но при этом момент на фотографии очень сильный в эмоциональном плане. А бывает наоборот – резкий снимок, все идеально, хоть на обложку журнала печатай, но при этом он «пустой» по содержанию и не вызывает никаких эмоций. Какой снимок для вас является качественным и почему?..
04.10.2014 - 13:37:06
 
Михаил Геллер
Резкость или нерезкость - это всего лишь инструменты. Применяемый инструмент должен быть адекватен замыслу. Так что я не имею ничего против нерезких фотографий :).
В конце концов, задача фотографа, как и любого художника, - не столько изображать мир, сколько его интерпретировать. И решается она, в частности, с помощью всевозможных искажений "правильного" изображения.
04.10.2014 - 13:44:39
 
Сергей Андрейчук
Михаил, на ваш взгляд, возможны ли в жанровой фотографии постановочные сцены? И чтО можно считать постановочной сценой: срежиссированный от начала до конца сюжет, где каждый персонаж осознанно выполняет определённую роль или же это предвидение автором развития событий, например: ожидание решающего момента в данном конкретном месте применительно к определённому бэкграунду (архитектуре, свето-теневой геометрии, афише и т.п.), где персонажи не осознают, что являются актёрами в замысле автора?..
04.10.2014 - 13:49:07
 
Михаил Геллер
В жанровой фотографии возможны постановочные сцены. Это блестяще доказал один из Ваших предыдущих собеседников Владимир Ролов. Иногда осуществления задуманного приходится ждать долго. Поэтому автор может явно или неявно подтолкнуть персонажей к той мизансцене, которая ему нужна. Важно только, чтобы осуществлялись лишь те ситуации, которые в принципе могут происходить. Тут все зависит от честности фотографа.
Второй подход, о котором Вы написали, мне, честно говоря, ближе. Никак не вмешиваясь в происходящее, нужно дождаться момента, когда все складывается так, как было автором давно задумано. Это вовсе не так трудно, как многие думают. Если придумано хорошо, вероятность того, что искомое произойдет перед вашими глазами, весьма высока.
04.10.2014 - 13:58:25
 
Сергей Андрейчук
Что вам наиболее близко в творчестве: геометрия свето-теневых форм, гармония цветовой палитры или же эмоциональная история внутри сюжета?..
04.10.2014 - 13:59:38
 
Георгий Розов
Жги, Миша! И в с днем варенья тебя, прости, что закрутился, не поздравил во время!!!!
04.10.2014 - 14:00:24
 
Михаил Геллер
Прежде, чем ответить, замечу, что я никогда бы не рискнул назвать то, чем я занимаюсь, творчеством: уж больно серьезное слово. Так, картинки снимаю. Творчество - это у великих. Так вот. В том, что я делаю, для меня важна гармония трех названных Вами компонентов. Удалите любой из них, и фотографии, скорее всего, не будет.
Георгий, спасибо за поздравление!
04.10.2014 - 14:06:48
 
Сергей Андрейчук
Михаил, как вы относитесь к критике и вообще вас кто-то критикует?..))
04.10.2014 - 14:08:33
 
Михаил Геллер
И критикуют и хвалят и ругают. И это хорошо, потому что если только хвалят, скорее всего фотография малоинтересна. По-настоящему интересная работа должна вызывать противоречивые оценки.
Но важно - кто критикует. Не все мнения одинаково полезны :). Вообще, фотографы делятся на три категории: новички слушают всех, опытные - избранных, старые не слушают никого. Я как раз приближаюсь к третьей группе: делаю то, что считаю нужным. Кому не нравится - пусть не смотрят :).
Хотя, конечно, когда хвалят, люблю. А кто не любит?
04.10.2014 - 14:15:18
 
Сергей Андрейчук
Кто из авторов-классиков своими работами вдохновляет вас на новые творческие поиски? Творчество каких современных авторов в настоящее время вам наиболее интересно и почему?..
04.10.2014 - 14:17:59
 
Михаил Геллер
В настоящее время меня интересуют как раз не классики, а современные авторы. Упоминать в этом контексте Киврина, Максимишина или Розова - это уже общее место. Тут все понятно. Но есть два современных фотографа из поколения "сорокалетних", работы которых производят на меня весьма сильное впечатление. Это Анзор Бухарский и Дима Зверев. Они легко и изящно делают то, к чему стремлюсь и я; но у меня пока получается трудно и довольно коряво.
04.10.2014 - 14:25:34
 
Сергей Андрейчук
Надеюсь в будущих диалогах они обязательно согласятся принять участие...))

Расскажите вкратце о своём фотографическом арсенале… Какими фотоаппаратами и объективами пользуетесь при работе в том или ином жанре?
04.10.2014 - 14:29:18
 
Михаил Геллер
Но Вы же не будете спрашивать у поэта или писателя, какой марки авторучку он использует? Какая разница?
Впрочем, могу ответить: снимаю, в основном, Кэноном. Сейчас Canon 1 DX. Последние несколько лет для вспомогательных целей использую системные беззеркалки Sony: ex 5n, 6, 6000.
04.10.2014 - 14:37:22
 
Сергей Андрейчук
Вопрос, который больше волнует фотографов, живущих в социальных сетях… На чтО ориентироваться начинающему фотографу: на местные ТОПы, которые в большей степени формируются голосованием самих же начинающих фотографов или же сверять своё творчество с творчеством признанных фотографов? И вообще, допустимо ли в творческих изысканиях ориентироваться на КОГО-ТО или ЧТО-ТО?.. Не вышелушивается ли при этом творческая индивидуальность автора, в результате чего творческие крылья превращаются в руки ремесленника?..
04.10.2014 - 14:38:21
 
Михаил Геллер
Как ни странно, социальные сети, вернее фотосайты, - хороший инструмент для "настройки" начинающего фотографа. Думаю, надо смотреть все подряд - и таких же чайников, как ты и серьезных мастеров. Через несколько месяцев присутствия на сайте начинаешь постепенно понимать, что к чему. Что такое банальность и что такое настоящая фотография, например. Хотя бы по процентному соотношению работ определенной стилистики :). Постепенно среди множества возможных подходов начинает вырисовываться твой собственный.
В юности я ходил на все, какие были в Москве, фотовыставки, покупал фотоальбомы, выписывал "Советское фото" и т.п. И я очень боялся, что буду подражателем, буду снимать так, как все эти корифеи, только хуже. Вот, прошло много лет и, кажется, опасения не оправдались. Я таки снимаю, как я.
Так что я думаю, что надо ощупью находить свой путь среди множества путей единомышленников и противников. А уж сколько времени это займет, зависит от многих иногда довольно иррациональных вещей. У меня много времени заняло. Я же еще и оперировал :).
04.10.2014 - 14:49:35
 
Сергей Андрейчук
Михаил, в искусстве всегда есть недосказанность, ни одно произведение не заканчивается точкой… А как, на ваш взгляд, обстоит дело с жанровой фотографией? Должно ли в сюжете оставаться место для заполнения содержанием зрителя?..
04.10.2014 - 14:51:39
 
Михаил Геллер
Любая хорошая фотография - текст. Есть варианты его прочтения:
1. Прочел и ничего не понял (или автор высказался неточно или зритель - ... скажем так, не подготовлен).
2. Точно понял, что хотел сказать автор.
3. Понял, что хотел сказать автор, но вижу и другую трактовку: а) которую сам автор не заметил; б) для которой автор сознательно оставил место.
Конечно, третий вариант мне нравится больше второго. Первый не нравится совсем :).
04.10.2014 - 14:57:48
 
Сергей Андрейчук
Психологический портрет… Где проходит граница между психологическим и обычным жанровым портретом? Как научиться фотографу распознавать и запечатлевать внутренние эмоции и переживания персонажа или этот аспект лежит в субъективной плоскости восприятия зрителя, которое во многом зависит от психологической подготовленности зрителя?..
04.10.2014 - 14:59:01
 
Михаил Геллер
Прежде чем о чем-либо говорить, надо определить термины. Что такое "психологический" портрет? Что такое "обычный жанровый"?! Так что я не вполне понимаю суть вопроса. На всякий случай, скажу несколько общих фраз.
Портрет без эмоций никому не нужен. Первейшая задача портретирования - показать характер человека. Но по сути, любой хороший портрет еще немного и автопортрет фотографа. Он не меньше говорит об авторе, чем о модели.
И еще один момент. Фотограф - интерфейс между моделью и зрителем. Персонаж смотрит со стены в глаза зрителя тем взглядом, которым он смотрел на фотографа. Значит, фотограф должен понять, как его персонаж относится к людям и вызвать тем или иным способом такое отношение к себе. Спровоцировать персонажа на нужный взгляд, необходимую мимику. Для этого надо немного разбираться в жизни. Чем больше у фотографа жизненного опыта, тем интереснее у него портреты.
04.10.2014 - 15:10:08
 
Сергей Андрейчук
Фоторепортаж – это не только интересные моменты самого действа, но и эмоциональная атмосфера вокруг этого события… Почему авторы, выставляя свои тематические фотографии, в одном случае называют их репортажем, а в другом – просто серией работ?..
04.10.2014 - 15:13:43
 
Михаил Геллер
Чаще всего это происходит опять-таки из-за непонимания значения термина.
Фоторепортаж - фотографический отчет о событии (как правило, общественно значимом), из которого ясно, что произошло, где, с кем, а если это хороший репортаж, еще и - почему.
И когда в разделе "репортаж" выставляют фотографию, скажем, с сидящими на скамейке бабушками или целующимися в подъезде девушками, хочется спросить: а что, собственно, произошло? О каком событии речь?
Жанровая фотография по определению имеет дело не с событиями, а с повседневной жизнью. Путаница происходит потому, что и репортаж и жанр делаются (извините за тавтологию) одним и тем же - репортажным методом. То есть без вмешательства в происходящее.
Серия может быть и репортажной и жанровой. В любом случае, она должна раскрывать заявленную тему. Здесь опять уместна аналогия с литературой. Надо рассказать о чем-то коротеньким текстом из шести фраз. Или серией из шести фотографий. Каждая фотография - фраза.
04.10.2014 - 15:25:13
 
Сергей Андрейчук
В продолжении темы репортажа хочу спросить у вас: в чём заключается основная задача репортажа: выполнить роль зеркала, в котором отражается то или иное событие или это поиск каких-то эмоциональных нюансов вокруг события, передающих атмосферу его настроения? Можно ли сказать, что репортаж - это преломление события через харизму и настроение самого фотографа?..
04.10.2014 - 15:26:50
 
Михаил Геллер
Можно.
Вообще, существует два подхода.
1. Репортер абсолютно беспристрастно излагает факты: было так-то и так-то. Что все это означает - судить вам, дорогие зрители.
2. Репортер объективно представляет факты, но сопровождает изложение субъективной и даже эмоциональной оценкой. Если пользоваться Вашей терминологией, зеркало может быть искривлено в ту или иную сторону.
Мне ближе второй вариант. С одной оговоркой. Субъективная оценка должна быть искренней и независимой. В противном случае получается пропаганда.

04.10.2014 - 15:41:21 | удалить
04.10.2014 - 15:43:46
 
Сергей Андрейчук
Цветная или чёрно-белая фотография… Что является для вас определяющим в вопросе выбора окончательного цветового варианта постобработки вашей работы?..
04.10.2014 - 15:44:54
 
Михаил Геллер
Бывают фотографии, в которых "приключения цветовых пятен" являются самостоятельной темой. Такие карточки снимаются именно ради цвета и без цвета смысла не имеют. Использование сочетаний тщательно подобранных цветов является в таком случае художественным приемом. Примеры здесь:
https://www.facebook.com/mihail.geller/media_set?set=a.10151569157792354.1073741826.778282353&type=3
Мир в принципе цветной, поэтому применение цвета может быть не только приемом, но и простой констатацией факта.
Наконец, приемом (и способом интерпретации окружающего мира) может быть отказ от цвета, как например, в этой серии:
https://www.facebook.com/mihail.geller/media_set?set=a.10151607860442354.1073741827.778282353&type=3
Есть пограничные ситуации, когда цвет мешает. Например, создает ненужные акценты. В этом случае приходится переходить на монохром вынужденно не из смысловых, а из композиционных соображений.
Вообще, с переходом на цифру стало легче. Когда в свое время таскали на одном плече камеру с цветной слайдовской пленкой, а на другом с ч/б, весьма плавились мозги :).
04.10.2014 - 16:12:26
 
Сергей Андрейчук
Михаил, проанализировав вышесказанное, представим себе банальную ситуацию: я живу не на о. Бурано, где цветовой бэкграунд сделали за меня (здания покрасили в гармоничные цвета и жителям с детства прививали колористику применительно к одежде, бытовым предметам... в конце концов даже к цвету лица...)), а в обычном городе Екатеринбурге, где люди одеваются в одежды разных цветов, преимущественно в серые и чёрные, где вокруг установлены разнопёстрые рекламные щиты... Я вышел поснимать на наболевшую тему, которую я вынашивал всю рабочую неделю... И вот есть сюжет, а гармонии цвета нет... Ляпистость предметов как специально пытается увековечить себя в сюжете... Как быть в такой ситуации? Переводить в чёрно-белый цвет не целесообразно, потому что по моему убеждению ЧБ наиболее гармоничен, где есть какая-та светотеневая фактурность и лаконичность предметов... Всегда ли оправдан переход к монохрому? Можно ли сохранить цвет, но при этом сделать так, чтобы главный объект не боролся в кадре за внимание зрителя?..
04.10.2014 - 18:38:53
 
Михаил Геллер
А что за тема? Ведь универсальных рецептов нет. Все зависит именно от темы.
04.10.2014 - 18:51:39
 
Сергей Андрейчук
Да тема может быть любая, например: ...трамвайные думы или как дорога возвращает нас к самим себе...
04.10.2014 - 19:46:00
 
Михаил Геллер
Тема не может быть любой. Для каждой темы свое решение.
Далее. "Трамвайные думы" - не тема. Это, как говаривали раньше - взгляд и нечто. Думы о чем?
Как дорога возвращает - об этом давно сказано у Визбора: "Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог / Штопаем ранения души".
Пока тема любая, ничего не получится. Об этом, кстати, Ролов очень внятно написал. Тема должна быть выстрадана.
Ладно. Не буду занудствовать. Речь, в конце концов, о цветовом решении. Повторю, что каждой теме соответствует свое цветовое исполнение. В частности, пестрота, о которой Вы написали, может, например, проиллюстрировать царящую кругом безвкусицу... И т.п.
04.10.2014 - 19:55:21
 
Сергей Андрейчук
Но на счёт темы я с вами не соглашусь, т.к. тема может быть абсолютно любая, если у неё есть потенциал быть незавершённой, т.е. если в ней невозможно поставить точку или подвести какой-то конкретный итог...
А что касается иллюстрации безвкусицы в цвете, тогда больше и рассказать-то будет зрителю нечего...)) Цвет - это всего лишь вспомогательный инструмент, а не основная задумка сюжета... Он помогает выделить главное в сюжете, сакцентировать внимание на каких-то важных деталях, которые помогут раскрыть тему...
04.10.2014 - 20:06:31
 
Михаил Геллер
Я ровно это и сказал. А завершенность/незавершенность темы - вообще не критерий, на мой взгляд. Есть темы вполне завершенные. Например: "Национализм - последнее прибежище негодяя". Есть тут с чем спорить? По-моему, нет. А вот рассказать об этом, чтобы кто-нибудь неразумный прозрел стоит.
04.10.2014 - 20:12:01
 
Сергей Андрейчук
...но эта тема будет мелковатым прудиком, хотя углубить и её можно, т.к. очень много абсолютно нормальных людей не являются негодяями... Их принципы построены на сохранении своей национальной традиции, языка, культуры... А негодяи и без национализма уживаются легко и просто... Не будет национализма, будет какой-нибудь другой ареал, например фанатизм: футбольный, религиозный, политический...
04.10.2014 - 20:23:20
 
Михаил Геллер
Сохранение национальной традиции не имеет ничего общего с национализмом. И тема эта отнюдь не мелка, к сожалению, особенно, если учитывать нынешние реалии. С остальными тезисами соглашусь.
Впрочем, как говорил один сын турецкоподданного, к фотографии, которую я в настоящее время представляю, это отношения почти не имеет :).
04.10.2014 - 20:37:46
 
Сергей Андрейчук
Да, мы немного отвлеклись от основного вопроса...)) Так всё-таки что будем делать с цветом, если он в кадре не гармоничен? Может его как-то приглушить, сделав менее контрастным, более светлым или более тёмным, в зависимости от цветовой гаммы основного объекта, вокруг которого развивается сюжет... Он же должен помогать раскрыться сюжету... В жизни, когда мы глядим на тот или иной сюжет, мозг через зрение отсекает менее значимое, делая его практически не видимым для человека, а на основном объекте взгляд наоборот сконцентрирован, пытаясь разглядеть его в деталях, т.е. создавая контрастную картинку для обратной связи с мозгом...
04.10.2014 - 20:53:49
 
Михаил Геллер
Как в жизни, так и на фотографии. Мозг тоже кое-что просчитывает и адаптирует. Кроме того, бывают ведь не только цветовые акценты. Есть и тональные, и геометрические, и смысловые и резкостные... С их помощью можно организовать пространство так, чтобы "неправильный" цвет не мешал. А уж если не получается - тогда переводить в монохромный вид. В принципе, можно попробовать слегка десатурировать картинку. Тоже иногда помогает.
Впрочем, все это - техника. А суть, как известно, не в ней :).
04.10.2014 - 21:00:47
 
Сергей Андрейчук
Посмею себя процитировать, потому что особенно актуально в данный момент диалога переросшего в дискуссию:
"...Техническое качество необходимо доводить до абсолютного мастерства, чтобы не быть невежей по отношению к своему же творчеству, но если это качество бездушно поглощает эмоциональную составляющую вашего творчества, то забудьте всё, что я написал выше..."

Так вот к вопросу о техническом качестве, хоть и не в нём суть, что же всё-таки делать начинающему фотографу: искать суть или использовать техническое качество в качестве маршрутного листа для поиска сути, иначе этот поиск может быстро закончиться так и не начавшись?..
04.10.2014 - 21:19:24
 
Николай Семёнов
Михаил, очень добротные и объемные работа. Названия серьезно расширяют контекст. Кстати, в оригинале "Патриотизм - последнее прибежище негодяя" (сказано доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 года).
04.10.2014 - 21:54:26
 
Михаил Геллер
Сергей.
Думаю, что техническое качество должно быть достаточным для раскрытия темы, не более того (хотя оно еще никому не помешало). Но если в фотографии нет ни смысла, ни структуры, качество выходит на передний план. Если совсем просто - фигня, снятая очень качественно, фигней и останется. Интересная вещь, снятая не очень качественно, останется интересной вещью.
Тридцать лет назад хорошим фотографом считался тот, кто умел получать резкие и правильно экспонированные изображения. Этому учились годами и далеко не все преуспевали. Теперь такие изображения получаются автоматически. Надо еще постараться, чтобы снять нерезко. Кого же сейчас можно назвать хорошим фотографом? Я считаю, того, кому есть, что сказать. Того, кто владеет фотографическим языком. Поэтому я учу своих студентов не столько технике, сколько подходам, пониманию того, что и зачем они делают.

Николай, конечно, Вы правы. Но ведь по смыслу мой вариант отличается не сильно, правда?
05.10.2014 - 00:44:06
 
Сергей Андрейчук
Михаил, большое спасибо за ответ!..))
Предлагаю немного сменить тему разговора... Вы сотрудничаете с достаточно известными российскими и зарубежными газетами и журналами… Как молодым талантливым фотографам попасть в поле зрения газет и журналов?.. Какие темы и жанры в настоящее время наиболее востребованы на рынке журнальной индустрии?..
05.10.2014 - 15:48:41
 
Айдимир .
..и вновь мы имеем честь видеть настоящую фотографию,
спасибо Михаил,
спасибо Сергей...)
06.10.2014 - 16:58:10
 
Михаил Геллер
Спасибо, Айдимир :).
На вопрос Сергея.
Не знаю, как это делается сейчас. Несколько лет назад, когда я еще интересовался вопросом, было довольно просто. Нужно было придти в какую-нибудь редакцию и показать фотографии. Как правило, никого не интересовало, кто ты и откуда. Если у тебя были кондиционные фотографии, их брали и просили принести еще. Понятно, что в первую очередь брали фотографии, снятые в стиле данного издания или иллюстрирующие актуальные на момент обращения материалы. Так можно было стать внештатным автором. Был в середине девяностых один светский фотограф, который нигде не числился, но снимал более-менее и был очень трудоспособен - казалось, он просто не вылезал со всевозможных тусовок. Его фотографии были во всех московских газетах соответствующей направленности. Жена ходила по редакциям желтых газет и разносила пачками фотки с "мероприятий".
Попасть в штат было труднее. Помимо стабильно качественных фотографий, требовалось иметь и немного удачи. Например, надо было отследить момент, когда в одной из редакций, публикующих твои карточки, увольнялся штатный фотокор, и быстренько предложить свои услуги.
06.10.2014 - 18:07:19
 
Сергей Андрейчук
Но сейчас видимо журналы завалены такими предложениями, потому что действительно очень много талантливых фотографов могут предложить качественные услуги... Как я понял здесь во многом всё зависит от ситуации и удачи...))
Михаил, вы являетесь профессиональным фотографом… Что в настоящее время требуется от фотографа и какими качествами должен обладать фотограф, чтобы быть успешным профессионалом и востребованным на современном рынке спроса?..
06.10.2014 - 18:19:18
 
Михаил Геллер
Да. Сейчас, похоже, предложение превышает спрос. Кондиционных фотографов больше, чем должностей фотокора в редакциях. К тому же, число печатных СМИ неуклонно сокращается.Так что удача необходима. В результате (и это должны иметь в виду соискатели штатных рабочих мест) заработок фотографа стал не так высок, как было раньше и как хотелось бы. Когда в середине девяностых я пришел "от операционного стола" в редакцию газеты, я сразу стал зарабатывать в пятнадцать раз больше, чем зарабатывал, будучи хирургом. Теперь, думаю, ситуация кардинально поменялась.
А требования, видимо, не изменились. Необходимы профессионализм, неутомимость и, естественно способности или даже талант. Впрочем, похоже, начинает появляться одно новое требование: необходимость соответствовать, как это раньше говаривалось, "генеральной линии партии". Правда, теперь это волнует меня только из общих соображений, потому что я перестал быть действующим репортером и в основном занимаюсь преподаванием фотографии
06.10.2014 - 18:34:18
 
Сергей Андрейчук
А разве возможно в фотографическом деле соблюсти какую-то линию партии?.. Возможно впоследствии фотографии выдаются под определённым текстовым сопровождением... А, кстати, как на ваш должен относиться фотограф к тому, что он снимал одно, а текст говорит совсем другое и самое интересное, что под фотографией написано, например: Фото Михаила Геллера?.. И потом вся нагрузка ложится уже не на анонимного автора текста, а на фотографа...
06.10.2014 - 18:40:26
 
Михаил Геллер
Просто надо тщательно выбирать, на кого работать. К примеру, я никогда не стал бы работать на издания коммунистической направленности. Голодал бы, но не пошел. Если ты работаешь на издание, взгляды и подходы которого разделяешь, стыдно за использование твоих фотографий не будет. В конце концов, при возникновении разногласий можно и уволиться.
А линию партии соблюдать элементарно. Очевидно, что один и тот же объект или одно и то же событие можно снять как с положительной оценкой, так и с отрицательной. В условиях свободы выбор оценки диктуется личными предпочтениями, в других условиях - той самой генеральной линией. Посмотрите советские газеты.
06.10.2014 - 18:47:36
 
Сергей Андрейчук
Вот, кстати, мы как раз и вернулись к репортажам, в которых событие показано не просто как неодушевлённая констатация факта, а с некоторым субъективизмом или, я бы даже сказал, с присутствием изюминки одушевления события фотографом...
Хорошо... С отечественными изданиями всё понятно... А как обстоят дела с зарубежными изданиями?.. Например, если фотограф любит фотографировать пейзажи, животных и возможно предел его мечтаний - быть опубликованным в журнале National Geographic... Где-то же они находят своих фотокорреспондентов... Как вы были замечены иностранными изданиями?..Или вы сами открыли к ним дверь?..
06.10.2014 - 19:02:19
 
Михаил Геллер
Нет, просто случай. Стечение обстоятельств.
06.10.2014 - 19:03:54
 
Сергей Андрейчук
Михаил, проводите ли вы мастер-классы или онлайн семинары?.. Где они анонсируются и какие темы вы затрагиваете на своих мастер-классах?..
06.10.2014 - 19:07:00
 
Михаил Геллер
Как-то так сложилось, что я всю жизнь преподаю. С семнадцати лет руководил секцией спелеологии Московского Дворца пионеров, потом еще и вел кружок "Юный медик" там же, потом учил школьников ходить в экстремальные походы в Заполярье. Потом преподавал хирургию в медицинском институте и т.п... В конце девяностых предложили преподавать фотографию. Конечно, я согласился, потому что всегда считал, что важно - не что преподавать, а КАК. Вел фотостудию в Еврейском культурном центре, потом несколько лет работал в школе Fotoplay (теперь, пожалуй, это лучшая школа в Москве). Последние восемь лет был хозяином и руководителем собственной фотошколы (пятая позиция в рейтинге московских фотошкол). А полгода назад у нас отняли помещение. Так что я теперь продолжаю обучение желающих в режиме репетиторства, как это делалось в старые добрые времена. Помимо этого провожу мастер-классы и семинары для тех, кто хочет меня пригласить для этого. Могу выехать в любой город и в любую страну.
Еще один важный компонент деятельности - организация фототуров в разные страны, во время которых участники знакомятся с особенностями страны посещения и учатся трэвел-фотографии. Кстати, не будет большим преувеличением, если я скажу, что был одним из первых, кто стал заниматься этим делом в Москве. Приоритетные направления - Венеция, Неаполь, Сицилия и Сардиния, Амальфитана, Прованс, Бельгия, Голландия, Израиль.
Ближайший фототур - в Венецию.
Анонсируется все это на моей странице в Фэйсбуке https://www.facebook.com/mihail.geller
и на моем сайте www.gellerm.com
Видимо, теперь можно найти анонсы и на фотокто.
06.10.2014 - 19:24:20
 
Михаил Геллер
Да, забыл ответить на вопрос о темах занятий. В последнее время я предпочитаю заниматься с начинающими фотографами. Скажем, у меня есть такой базовый курс (десять трехчасовых занятий) "От покупки камеры до первых интересных снимков". В этом курсе, помимо основных технических вопросов, которые обсуждаются без занудства, физики, химии и прочих формул, я пытаюсь сделать так, чтобы студент понял, для чего он берет в руки камеру, что он хочет сказать с ее помощью. Кодовая фраза звучит так: "Если в результате вы поймете, что фотография - вовсе не то, что вы думали, я буду считать свою задачу выполненной". Потому что фотография вовсе не сводится к технике получения изображений.
Что касается онлайн семинаров, я этим не занимаюсь. Я - актер разговорного жанра и предпочитаю личный контакт :)
06.10.2014 - 19:30:18
 
Сергей Андрейчук
Это точно, Михаил...))
И в заключении интервью я хотел бы задать вам крайний вопрос...
Вы сказали, что 20 лет работали хирургом, и эта профессия не мешала вам любить фотографию… Даже наоборот, они помогали друг другу… Какие качества хирурга вам пригодились в фотографии?..))
06.10.2014 - 19:31:12
 
Михаил Геллер
О качествах хирурга... Дело тут не в качествах. К тому же, у хирургов никаких особых качеств и нет. Люди, как люди. Может быть, уровень ответственности несколько выше, чем у остальных. Тут дело вот в чем. Я убежден, что сильные фотографии могут получаться только тогда, когда автору есть, что сказать. Когда он успел пожить, подумать, понять, что такое радость и что такое горе, т.п. Так вот, если бы у меня не было хирургии, я бы меньше знал о жизни и о смерти и о других важных вещах. И был бы менее интересен моим зрителям.
06.10.2014 - 19:36:26
 
Сергей Андрейчук
Михаил, я благодарю вас за интересное интервью и желаю вам доброго здоровья, интересных идей и красивой их реализации в своих работах!..))
Дорогие друзья!..)) Я приглашаю вас принять участие в диалоге с Профессионалом, Мастером фотографии и просто интересным человеком - Михаилом Геллер!..)) Задавайте свои вопросы, дискутируйте, просто общайтесь на тему, которая нас всех связывает и объединяет - на тему ФОТОГРАФИЯ!!!
06.10.2014 - 19:46:17
 
Михаил Геллер
И Вам спасибо! Было интересно.
И конечно, я готов ответить на вопросы посетителей сайта. Как говорится, на любой вопрос - любой ответ :).
06.10.2014 - 20:03:48
 
Олег Лукьянов
Спасибо Сергею за организацию и возможность живого приобщения к интересному Человеку-отличному фотографу Михаилу! Понравилось,что у Михаила всегда есть "запасн-ой аэродром" и он как профессионал использует любые возможности для продолжения своего выбранного фото-дела! Когда пришел в 90 гг. в "бизнес" попал(за деньги!)на семинар для предпринимателей-бизнес тренер(заграничный!) ввел новую для меня мысль:поднимаешься в мастерстве,когда начинаешь передавать или обучать других,тому что у самого хорошо получается... Пусть Михаил Ваши ученики снимают ...лучше Вас=)))Полагаю,что Ваша Душа будет рада этому=)) Самого наилучшего Вам! Спасибо за мои новые и переосмысленные мысли о фото=))
06.10.2014 - 22:14:02
 
Евгеша Сафронова
Так много рассказано,что затрудняюсь с вопросами пока...
Пока только благодарность.
Спасибо Сергей огромное за проделанную работу и столь интересный диалог.Я открыла для себя нового интересного фотографа, и просто хорошего человека.

Сергей,Михаил-удачи вам во всём! Ещё раз спасибо!
06.10.2014 - 23:00:40
 
Евгеша Сафронова
Забыла...
Михаил,очень хотелось бы видеть Ваши работы на сайте...
06.10.2014 - 23:04:46
 
Александр Борисов
Интересный "Диалог", особенно понравилось суждение Михаила о портретах. И что удивительно, я сам часто говорю модели - смотри на меня, как на своего любимого, и так ты будешь смотреть на всех из рамочки на стенке. Обычно срабатывает, правда иногда для "растормаживания" требуется рюмочка коньяка. Спасибо, удачи.
06.10.2014 - 23:10:56
 
Михаил Левит
Миша,когда собираешься в наши палестины?
07.10.2014 - 00:08:13
 
Елена Волкова
Спасибо!!!!
07.10.2014 - 09:09:28
 
Михаил Геллер
Олег, спасибо на добром слове. Да, у меня есть ученики, которые снимают лучше меня - иначе, что бы я был за преподаватель? Их работами я горжусь. Свои только терплю :).
Евгеша, спасибо.
Сергей, важно, чтобы рюмочка не была слишком большой, а то возможны варианты :).
Миша, в Палестинах я буду в первых числах января. Обязательно тебе напишу.
Елена, Пожалуйста!
07.10.2014 - 12:56:02
 
Михаил Геллер
Насчет моих работ на этом сайте. Пока не знаю. Дело в том, что одновременное пребывание в нескольких социальных сетях меня тяготит. Так что в ближайшее время мои работы только в ФБ, на Лайне и на моем сайте.
07.10.2014 - 12:58:49
 
Alexandr Zykov
Сергей, Михаил, СПАСИБО!!!
Всегда с удовольствием смотрю работы Михаила на ФБ, а теперь с удовольствием открыл для себя интересного человека и собеседника. О важном просто и доходчиво - это великое мастерство, как в риторике, так и в фотографии. И получается это у Вас, Михаил, замечательно. Успехов Вам и удачи!
И попробую, заочно, стать учеником (правда, весьма великовозрастным :-) ), чтобы (хотя бы в собственных мыслях) полагать себя фотографом (любителем, конечно), а не "кнопочником", каковых, действительно, в силу относительной доступности хорошей техники, стало немерено
07.10.2014 - 13:34:54
 
Михаил Геллер
Ну а почему заочно? Можно и очно :).
07.10.2014 - 14:19:17
 
Сеня Полевской
Михаил, здравствуйте! Богом посланный крымский бесхозный ФЭД позволил Вам найти себя, так скажем, два раза в жизни, не так ли?! Не каждому такое дано. Но всё таки судьба быть фотографом зависит от личности, как Вы считаете?!
По поводу "генеральной линии партии" : действительно правда многогранна, но на какую грань покажет государь, то и будет лицезреть народ, что к сожелению вводит массы в заблуждение и восхваление диктатора. Теперь вопрос: Как бы Вы показали в своих фотоработах нынешнюю ситуацию в России?!
И в заключении хочу сказать огромное спасибо за интересные фотоработы с юморными названиями! Вам крепкого мужского здоровья и дальнейших творческих успехов!
07.10.2014 - 15:10:03
 
Vadim77755 Коркин
Михаил !спасибо за интересные содержательные ответы!
Вопросик как вы относитесь к обработке фото много ли тратите на обработку фото ,считаете ли это важным ,например убрать шумы ,подправить баланс ,цвет -это да,в зависимости от цели использовать ЧБ ,а вот дальше стоит ли заморачиваться фотошопом ,или важнее сюжет?используете ли вы кадрирования для придания правильности кадру
07.10.2014 - 15:39:57
 
Михаил Геллер
Сеня Полевской:
Судьба быть кем бы то ни было зависит от личности, вернее, от личных склонностей.
Я практически никак не показываю нынешнюю ситуацию в России, ибо вызывает она (ситуация) у меня глубокое уныние. Так что я предпочитаю показывать ситуацию в Венеции :).
Vadim77755 :
Я считаю, что в обработке нуждается любая фотография. Мой типовой алгоритм выглядит так:
1. Коррекция перспективных искажений.
2. Кадрирование.
3. Коррекция яркости и контраста.
4. Коррекция цвета (если надо).
5. Техническая ретушь. Редко - сюжетная, если речь не идет о репортаже.
6. Коррекция резкости
7. Ресайзинг (если надо)
8. Создание превьюшки.
9. Сохранение.
Кадрирование использую обязательно в тех случаях, когда это диктуется обстоятельствами.
Общие принципы такие:
1. Уши фотошоповского вмешательства торчать не должны. Никто никогда не должен понять, что и как шопилось. Поэтому: не умеешь - не шопь!
2. Фотошоп такой же инструмент, как и увеличитель, ванночки, т.п. и никаких мистических свойств не имеет.
3. Улучшить пустую фотографию с помощью фотошопа, как и с помощью каких-либо приемов, принципиально невозможно.
07.10.2014 - 16:03:12
 
Vadim77755 Коркин
спасибо !
07.10.2014 - 17:38:43
 
Михаил Геллер
Приходите еще! :)
07.10.2014 - 18:17:49
 
delete (id60248)
Интересные работы, есть "легкость" подачи, если можно так сказать. И как всегда интересен диалог.
07.10.2014 - 20:47:32
 
Olga Grebennikova
Интересный диалог. Спасибо,Михаил! Чувствовалась искренность и открытость. Солидарна, что важней авторское видение, смыловая подача,чем некие мелкие агрехи техники сьемки.например,многие придираются к шумке, не вникая в смысловое содержание. Ваше Presto оригинально.Удачи.
07.10.2014 - 21:34:34
 
Олег Попов
Сначала - большое спасибо участникам диалога! Многое известно, со всем абсолютно согласен! И ещё вот что хочется добавить - поскольку здесь, на сайте много начиющих, то не мешало бы именно им, да и всем остальным тоже не помешает, не просто прочитывать такие диалоги, а заучивать их, чтобы потом в комментариях, нам не приходилось бы встречаться с безобразной бранью.
Ваши работы, Михаил, таинственным образом удерживают взгляд на себе, смотреть на них хочется ещё и ещё, а потом ещё не раз вернуться! Спасибо!
07.10.2014 - 23:19:19
 
Михаил Геллер
Это Вам спасибо.
Что же касается таких диалогов, их следует не заучивать, а отливать в золоте, высекать в камне и вносить в анналы :).
08.10.2014 - 10:36:36
 
Михаил Геллер
Но где же вопросы?
08.10.2014 - 10:36:50
 
Андрей Пашис
Интересные фотографии:)
В меру отстранённо профессиональные, в меру туристские:))
Больше всего понравился многоплановый динамичный жанровый ухват:
.
http://s3.fotokto.ru/topics/preview/9/90901.jpg?r289
.
«Вещь проходит мимо нас как бы запакованной, мы знаем, что она есть, по месту, которое она занимает, но видим только её поверхность... И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание: приёмом искусства является приём «остранения» вещей и прием затруднённой формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлён; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно». (Выготский Л.С. Психология искусства).
Обновлённое представление, ощущение и чувствование предметов и явлений можно увидеть в очередном выпуске избранных студенческих работ Курса NYIP:
http://fotokto.ru/id540/blog?view=18061
http://fotokto.ru/id540/blog
Обязательно напишите своё мнение (ТАМ — внизу — в блоге — в комментариях), ставьте лайк, если в целом подборка фотографий понравилась! Создавайте в ответ свои творческие произведения — ещё виртуознее.
08.10.2014 - 11:04:53
 
Андрей Пашис
... а вот фотографии длиннофокусные понравились меньше всего:)
08.10.2014 - 11:05:49
 
Цветков Виктор Васильевич
Сергей,благодарю за организацию интересной беседы!Михаилу спасибо за точные и содержательные ответы.Вопросов нет-все ясно.
08.10.2014 - 12:06:27
 
Михаил Геллер
Андрей, там практически нет длиннофокусных. Не длиннее 105 мм :).
Студенческие работы посмотрю чуть позже, хотя не понимаю, какое отношение они имеют к настоящему интервью. Если хотите, выскажусь. Но выскажусь честно. Если не понравится, так и напишу. Впрочем, если понравится, напишу тоже :).
08.10.2014 - 13:06:18
 
Андрей Пашис
Ширик -- это от 14 до 35 мм.
Всё остальное работает менее креативно:)
Пожалуйста, Михаил, обязательно напишите критику -- чем жёстче, тем лучше:)
Это полезно студентам.
Критика продуктивнее похвалы.
08.10.2014 - 13:30:24
 
delete (id124370)
Благодарю Михаила и Сергея за Диалог, за содержательный, интересный разговор о её Величество фотографии. Михаилу - поклон за богатые мыслью и чувствами работы. Долгие Вам творческие Лета!
08.10.2014 - 22:47:20
 
Юрий Никульников
Добрый день всем! Спасибо за содержательную,поучительную беседу !
09.10.2014 - 11:15:01
 
Михаил Геллер
Спасибо всем, кто читал наши разговоры. Я поехал на рыбалку. Вернусь через десять дней и можем продолжить :).
10.10.2014 - 00:05:13
 
Андрей Войцехов
Хорошая Подборка,Склоняюсь (лично Моё Мнение)-Больше похоже на Интересные Репортажные Снимки ,я ВСЮ Жизнь ЛЮБЛЮ снимать Художественную(классика ,под Картины Северного возрождения ) фотографию :-) .
10.10.2014 - 08:50:20
 
Станислав Сорокин
Очень хорошие фотографии, есть над чем подумать. А диалог настолько интересный и полный, даже не знаю что и сказать и что спросить. Спасибо Михаилу и Сергею.
10.10.2014 - 11:44:38
 
Евгений Жиляев
Михаил,Сергей.спасибО! Очень интересно и содержательно!
10.10.2014 - 13:11:20
 
Алексей Карташев
Спасибо!
11.10.2014 - 14:36:52
 
Sergey Samoylov
спасибо!!!
11.10.2014 - 22:56:13
 
Gamza ..
".....умение рассуждать о фотографии и умение снимать - суть умения разные и, как правило, не пересекающиеся." - в точку сказано.
Спасибо за интересную беседу. Подборка фоторабот замечательная
12.10.2014 - 22:26:26
 
Алексей Окунеев
Интересный фотограф, интересный собеседник. Спасибо, Михаил, спасибо, Сергей!
14.10.2014 - 22:59:50
 
Михаил Геллер
Ну вот, я вернулся, наловив фигову тучу рыбы. Готов к продолжению банкета. Так что, если есть вопросы - давайте :).
21.10.2014 - 13:26:47
 
Сергей Андрейчук
Михаил, с "успешной" вас рыбалкой!..))
Кстати, меня последнее время мучает один вопрос, который хотел бы задать вам...
Решающий момент по Брессону... Что всё-таки это?.. Удачное стечение обстоятельств по месту, времени, событию (другими словами, счастливая случайность) или же это композиционный круговорот, созданный глубиной харизмы автора, который вовлекает в себя и организует вокруг себя всё окружающее пространство, включая объекты и персонажи, создавая тем самым психологизм и драматизм сцены?.. Звучит несколько мистически, но по другому я не могу сам себе объяснить факт слияния ожидаемого и случайного в решающий момент...
21.10.2014 - 14:13:16
 
Михаил Геллер
Я не готов трактовать Брессона. Думаю, он сам сказал все, что хотел. К мистике и прочим "харизмам" и вовсе отношусь крайне скептически. Поэтому скажу о решающем моменте по Геллеру. Надо хорошо придумать кадр (иногда процесс придумывания начинается уже в ходе ситуации и занимает доли секунды), а потом дождаться момента, когда все сложится так или почти так, как было придумано. А если не сложится, произнести известную комбинацию слов, которую я здесь приводить не стану, и отправиться пить пиво.
21.10.2014 - 17:05:40
 
Margarita Shrayner
С возвращением, Михаил! Меня завораживает Ваша работа "Аська", каждый раз просматривая эту подборку останавливаюсь на ней и не могу просто пойти дальше. Волшебство какое-то.
22.10.2014 - 05:21:56
 
Михаил Геллер
Так и модель прекрасна :).
22.10.2014 - 09:44:18
 
Владимир Клюев
Прекрасные работы. Исчерпывающие ответы на веер вопросов. Спасибо Михаилу и Сергею.
24.10.2014 - 09:08:10
 
Сергей Бурнышев
Очень познавательно. Спасибо Михаилу и Сергею.
07.11.2014 - 14:55:47
 
Алексей Казаков
С большим интересом прочитал этот раздел рубрики. Понравились фотографии Михаила Геллера.
Приятно было узнать что мы в известной степени коллеги - медицина дает миру не только хороших врачей, но и замечательных фотографов.
Спасибо Сергею Андрейчуку за эту рубрику.
09.11.2014 - 15:25:58
 
Лариса Красноперова
мне очень нравится уличная фотография)))отличные работы!!!
10.01.2015 - 20:04:11