Дорогие друзья! ))
Продолжая рубрику "Диалоги", я хочу представить вам интересного фотографа из Астрахани
ИГОРЯ АНДРЕЕВА
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004183301610&fref=ts
Сергей Андрейчук: Игорь, я приветствую вас в своей рубрике "Диалоги".
Многие люди практически большую часть своей сознательной жизни тратят на увлечение фотографией. Как вы считаете, чем притягивает этот процесс многих людей и чем конкретно вас?..
Игорь Андреев: Я предпочёл бы говорить не о многих, а о меньшинстве, о тех, кого готов назвать Фотографами. Остальные же, а их, естественно, большинство, увлекаются не фотографией, а сопутствующими ей вещами: лайками в соцсетях, которые, как я обратил внимание, чаще носят не оценочный характер, а являются синонимами слов "здравствуй" или "привет"; ещё они наслаждаются высоким качеством своих снимков, насыщенной цветопередачей - всем тем, что к истинной фотографии ровным счётом никакого отношения не имеет, но при этом легко достигается с помощью современных продвинутых гаджетов.Фотографы же снимают по зову души и мозга. Да, да, я разделяю два этих момента. Душа - это когда ты видишь "свой" сюжет и понимаешь, что, во-первых, он заслуживает внимания, а, во-вторых, ты способен его эффектно зафиксировать. Мозг же требует кайфа, ему нужно осознание, что ты "сделал это!". И как только ты почувствовал, что кадр состоялся, эндорфины буквально закипают в жилах. Если говорить уж совсем конкретно обо мне, то иногда доходит до того, что чувство эйфории от удачного кадра делает невозможным мои дальнейшие бродилки (как я их называю), поскольку пропадает или сильно ослабевает концентрация.
С.А.: Высказывается мнение, что фотография есть отражение внутреннего мира фотографа. Что вы думаете по этому поводу?
И.А.: Абсолютно согласен. Практически каждую свою жанровую фотографию, жанровый портрет (но не стрит, которого у меня исчезающе мало) готов назвать автопортретом моего внутреннего мира.
С.А.: У вас практически в каждом кадре есть домашнее животное: кошка или собака и они создают в кадре определённое настроение. Как удаётся найти с ними общий язык, чтобы они были не случайными персонажами, а занимали доминирующее положение в кадре?
И.А.: Для этого мне потребовалось в юношестве убить дятла. Да, именно так. К безмерному сожалению... От старшего двоюродного брата в школьные годы мне досталось ружьё, из таких в тире стреляют, тогда мы называли их "воздушками". Я вообразил себя охотником, ходил летом по дачным окрестностям, стрелял направо и налево. От моих рук погибло много воробьёв, не приносящих никакого вреда, прожорливых скворцов, с жадностью истреблявших нашу вишню, но однажды я обнаглел до того, что подстрелил дятла. Красавчик упал к моим ногам, я был потрясён своим поступком, в голове щёлкнул какой-то тумблер - больше никогда никого не убивал. Да и вообще не обидел ни одно животное. А с годами появилась любовь ко всем хвостатым, четвероногим, гавкающим и мяукающим.
Всё чаще животные стали появляться в моих сюжетах. Потом стали получать и главные роли, что не удивительно, ведь Земля - это планета животных, их в тысячи раз тут больше живёт, чем людей. Человек появился на Земле значительно позже и с присущей ему напыщенностью назвал коренных жителей планеты своими меньшими братьями. И завёл Красную книгу, куда стал заносить уничтожаемых им, человеком, этих самых братьев. Не хочу хвалиться, но скажу всё же, что каким-то образом чувствую животных, умею настроиться с ними на одну волну, меня никогда не кусали злые собаки, никогда не драли в кровь коты и кошки. Видимо, животные умеют улавливать положительные флюиды, которые я внутренне генерирую, общаясь с ними. К тому же я наблюдательный человек, и за многие годы сумел усвоить много тонкостей в поведении кошек и собак - как домашних, так и бродячих, уличных.
С.А.: Скажите пожалуйста, в своём творчестве вы раскрываете определённую тему или это просто маленькие фоторассказы об обывателях и питомцах трущоб и микрорайонов?
И.А.: Никаких тем. Тем более никаких проектов, как это сейчас модно. Я не ставлю перед собой глобальных задач, просто брожу с рюкзаком, в котором камера, кое-какие фотографические аксессуары и корм для животных. Звучит, может быть, парадоксально, но почти каждый мой кадр - это побег от действительности. Побег в мир иллюзий, где люди и животные существуют в гармонии. Я не новостной фотограф, поэтому "строю" свои миры-сюжеты, как мне заблагорассудится. Не знаю, чувствуется ли это или нет, но процентов 80 моих снимков пропитаны ностальгией по ушедшим годам детства и молодости.
С.А.: Расскажите пожалуйста, как у вас осуществляется подготовка к съёмке и сама съёмка. Чему вы уделяете первостепенное внимание?
И.А.: Жду, когда сильно проголодаюсь. Удачно снимается лишь в состоянии фотографического голода. Ещё важно отправляться на бродилки хорошо отдохнувшим, тогда ты становишься сконцентрированным и восприимчивым к окружающей жизни. Хорошее настроение вовсе не обязательно, можно выходить из дома и в скверном, подавленном состояни - меня поиск сюжетов лечит, отвлекает от грустных мыслей. Даже если не получилось ни одного стоящего кадра, возвращаюсь домой уставшим, но умиротворённым. Снимать люблю в старых районах городи или в пригородных посёлках. Абсолютно не переношу новостройки, в них много красивых, дорогих машин, но нет душевности, нет людей, про которых хотелось бы рассказать. И нет свободных (бродячих, иными словами) животных - только выгуливаемые узники дорогих квартир.Первостепенное внимание? Прислушиваюсь к голосу Наставника. Можно назвать его иначе - Куратором проекта под названием ЖИЗНЬ ИГОРЯ АНДРЕЕВА. Он то ли сидит внутри меня, то ли, подобно дрону, летит надо мной и даёт советы, делает подсказки. Важно не прозевать их. И обязательно поблагодарить потом. Без Наставника я просто бродяга, а с ним - уже бродячий недофотограф. Именно недофотограф. Как только почувствую, что стал полноценным фотографом, значит уже всё умею, поступательное движение закончилось, можно смело забыть про камеру и Фотографию.
С.А.: Бывали ли у вас курьёзы в процессе съёмок?
И.А.: Один, постоянно повторяющийся курьёз. Это реакция людей, спрашивающих меня кто я такой и почему снимаю. Забавно наблюдать их реакцию, когда отвечаю, что я бродячий ёб...й недофотограф-любитель. Назревающая агрессия сразу же улетучивается. Действительно, что они ещё обидного могут мне сказать в дополнение к тому, какую оценку сам себе даю? Но окончательно своим в доску становлюсь, когда на вопрос "как же ты фотографией занимаешься, если тебе за это не платят" отвечаю: "Вот ты водку пить любишь? Это твоё увлечение, но ведь тебе за это никто не приплачивает".
С.А.: Поддерживаете ли вы дружеские отношения с питомцами после съёмок?)
И.А.: Несомненно. Иногда они длятся довольно долго. Ведь снимая сюжеты с животными, я общаюсь с ними: кормлю, глажу, разговариваю. Они запоминают мой голос, мой запах, потом легко меня узнают даже спустя несколько месяцев. Но мне вовсе не обязательно решить снять животное, чтобы я покормил его. Часто кормлю уличных собак, кошек не потому, что они мне позировали, а просто считаю, что голодать - это унизительно для всего живого, включая и человека, разумеется.
С.А.: Как вы считаете, что делает фотографию живой и интересной на протяжении многих лет?
И.А.: Человеческие лица на снимках.
С.А.: Есть ли в вашей жизни люди, которые позитивно повлияли на ваше творчество?
И.А.: Да, были люди, которые помогли сформировать мои фотографические взгляды, принципы. Снимать я научился весьма рано, ещё будучи школьником. Первым фотоаппаратом был папин "Зоркий". А вот осознание фотографии, как искусства, пришло уже совсем в зрелом возрасте. Тогда и начались метания, попытки найти себя. На это у меня ушли многие годы, увы. Несомненную помощь в своё время мне оказал астраханский фотограф Александр Шевелёв. Поскольку наш разговор проходит исключительно в русле моего анималистического направления, то упомяну двух фотографов, творчество которых мне импонирует, и которые плотно внедряли животных в свои сюжеты, это Elliott Erwitt и Josef Koudelka. При этом совершенно не стремлюсь стилистически походить на них. Было бы несправедливо не упомянуть нескольких художников, работы которых заряжают меня. Это акварелисты Peto Poghosyan, Nicolas Lopez, Ping Long, Chien Chung Wei, Yang Mingyi. Влюблён в творчество художников Вячеслава Курсеева и астраханца Николая Рудикова. И, конечно же, могу бесконечно любоваться снимками несравненного Fan Ho.
Вместе грустить веселее...
С.А.: Как вы относитесь к критике ваших фотографий и, вообще, вас кто-нибудь критикует?
И.А.: Спокойно и с благодарностью, если она конструктивна. Но чаще сам спрашиваю мнения коллег, если мучают какие-то сомнения. Прекрасную и одновременно жёсткую критику в своё время можно было получить на знаменитом сайте Фотокритик, но он уже давно прекратил своё существование.
С.А.: Я хотел бы поговорить с вами об этичности съёмки некоторых сюжетов. Есть ли у вас внутри некий цензор, который подсказывает вам, что не стоит делать снимок в данный момент? Насколько вы свободны в этом вопросе?
И.А.: Снять я могу почти любой сюжет, рука и нравственность не дрогнут. Снимал и операцию на открытом сердце, и как однажды человек умирал на улице. Внутренний цензор включается позже, когда принимаю решение возможно ли показать данный кадр публично. Я разделяю понятия "аморально" и "не этично". Нам своём веку не встречал снимков и сюжетов, которые мог бы посчитать аморальными. А вот, скажем, показать человека с неудачной мимикой в то время, как он зевает или сюжет с задравшимся от ветра платьем у женщины считаю не этичным (при условии, что снимаемые не видели снятого материала и не дали мне разрешение на подобную публикацию). В самом начале я написал слово "почти". Не могу не только снимать, но и видеть мучения искалеченных животных. По этой причине практически не смотрю и не слушаю ничего про догхантеров и им подобных выродков, это находится за пределами моего понимания.
С.А.: Как вы считаете, творческий запал имеет предел долголетия? Насколько опасен момент в жизни, когда ничего нового уже не создаётся, и фотограф начинает разбирать свои старые архивы, делая из них историю своего фотографического творчества?
И.А.: Попробуйте спросить про запал вновь. Минут за 10 до моей смерти.Опасен? Отчего же.Человек снимал, высказывался, а потом посчитал, что добавить уже нечего и замолчал. Это нормально.
С.А.: В литературе есть приём иносказательного высказывания через аллегорию, иронию, шутку и т.п. Этот приём ещё называют Эзоповым языком. Глядя на ваши работы у меня создаётся впечатление, что вы через образы кошек и собак показываете характеры и привычки людей... Насколько сознательно это получается у вас?
И.А.: Вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. Не осознанно, но получается иногда, мне кажется. Я поклонник творчества Лафонтена (Jean de La Fontaine) в части его знаменитых басен. Иногда задумываюсь над тем, что визуальным способом, вроде бы, удаётся "писать" подобие басен с помощью моих четвероногих героев.
С.А.: И в завершении своего интервью я хотел бы задать крайний вопрос...
Что бы вы хотели пожелать начинающим фотографам, да и не только начинающим?
И.А.: Ограничусь начинающими. Думаю, что лучший вариант - это self made, надо самим себя формировать, самому фотографически образовываться, не посещая мастер-классов. В них, на мой взгляд, таится изрядная опасность. Велика вероятность попасть под обаяние педагога, если он сильная, харизматичная личность. Начинающий фотограф может превратиться в клон учителя, потратит не один год на развитие себя в направлении, которое характерно для его кумира, а со временем, став опытнее, поймёт, что ехал по чужой лыжне. Но жизнь коротка, а время необратимо. Лучше двигаться к цели чуть медленнее, но в интуитивно нужном направлении. Я бы посоветовал ежедневно просматривать сотни работ зрелых мастеров современности и классиков прошлого века, читать статьи, интервью, смотреть фильмы о выдающихся мастерах фотографии - всё это в изобилии присутствует в сети. При этом много снимать самому, снятое изучать и, отфильтровывая, помещать в две папки - одну для тех своих снимков, которые понравились, и во вторую, которая будет служить складом для неудачных работ. Потом раз в год изучать эти папки. Велика вероятность, что по мере формирования собственных фотографических взглядов и предпочтений содержимое папок будет меняться местами. А в один прекрасный момент в мозгу что-то щёлкнет, и вы поймёте, что ВОТ ЭТО ваше, что ЭТОТ фотографический жанр вам ближе всего. И ещё: восклицания друзей и случайных зрителей "ты гений!", "твоя работа шедевр!" воспринимайте, как оскорбление. Если же зрелый фотомастер скажет "ничо так снято", есть повод впасть в эйфорию. Последнее: вдумчиво снимайте именно окружающую вас жизнь, а щелчки затвора, сделанные в загрантурах, храните в паке "семейный архив", нам не дано снять наскоком что-то истинно глубокое, потусив в чужой стране пару десятков дней. Всё, сказанное мною, имеет смысл лишь в том случае, если вы готовы воспринимать фотографию, как искусство. Если для вас фотография - это способ срубить бабла, забудьте о прочитанном...
Люди-и-и...
Фотограф Игорь Андреев (рубрика "Диалоги")
Популярные статьи:
Комментарии:
большое спасибо Игорю Андрееву, многому учусь на его снимках
с уважением