error
Регистрация

Фото съёмка пейзажей с нейтрально-серым фильтром

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 08.08.2013 в 14:24:16

В нашей статье пойдет речь об одной из самых нужных частей фотокомплекта, которую вы можете приобрести, это нейтрально-серые градиентные фильтры. Снимая пейзаж, вы наверняка частенько сталкивались с проблемой выбеленного неба или затемненного переднего плана, так вот использование градиентных фильтров спасает снимок от таких неприятных изъянов. Большинство пейзажных снимков получаются дефективными именно из-за сильной контрастности между двумя этими областями, и поэтому так важно иметь при себе эти полезные фильтры и знать, как их применять.

Предисловие

Нейтрально-серые градиентные фильтры (ND градиентные фильтры) действительно способны довольно разительно повлиять на ваш пейзажный фотоснимок. Все же, как ни крути, фотокамера не может воспринимать и воспроизводить  весь диапазон яркости и оттенков окружающего мира, в отличии от человеческого глаза, что приводит к неутешительным результатам.

ND градиентные фильтры помогут вам контролировать контрастность между светлым небом и темным передним планом, позволяя сенсору камеры сохранить детализацию в  этих областях.

Препятствие

Если рассматривать светлоту, как ряд шагов, то цифровая фотокамера способна распознать лишь около 7 шагов от черного до белого, в то время как человеческий глаз воспринимает примерно 20. В ясную погоду, чтобы не утратить на снимке детализацию, как на переднем плане, так и на небе, вам необходимо большее шагов, чем может отобразить сенсор фотокамеры.

Если фильтра приглушающего яркость неба у вас всё-таки нет, попробуйте произвести замер экспозиции для получения цвета и деталей в небе или на переднем плане. Но есть одно “НО”: если вы выберете небо, потеряете передний план, а если выберете детали на переднем плане, засветятся и пропадут оттенки неба. Как видите, ни один из этих вариантов не позволит вам спасти изображение от дефекта.

 
Фото съемка
Фото съемка

Замер по небу – передний план затемнен, детали утеряны.

Фото съемка
Фото съемка

Замер по переднему плану – небо пересвечено, потеряны оттенки.

Решение

ND градиентный фильтр крепится к передней части объектива. Градиент разделяет фильтр ровно 50/50, начиная с темно-серого на одном конце и заканчивая прозрачным на другом. На фильтре нанесено обозначение, указывающее на сколько шагов он понизит яркость.

 
фото со съемок
фото со съемок

Нейтрально-серые градиентные фильтры Lee с резким градиентом слева направо – 1, 2 и 3 шага экспозиции.

ND градиентные фильтры по интенсивности тёмного, как правило, отличаются  в одну ступень. Наиболее распространённые – 1 шаг, 2 шага и 3 шага. Однако есть фильтры с большими значениями изменения экспозиции. Эти числовые обозначения точно определяют, на сколько шагов экспозиции понизится яркость снимка, при использовании данного фильтра.  ND фильтр 2 шага пропускает четверть света, 3-шаговый одну восьмую света и т.д. Только есть один нюанс, немного усложняющий ситуацию – на фильтре указано не количество шагов, а другие обозначения, представленные ниже. Не стоит пугаться, вы быстро вникните, и проблем с обозначению у вас не возникнет.

Стандарты наименований для фильтров системы LEE

ND 0.3 1 шаг
ND 0.6 2 шага
ND 0.9 3 шага

Стандарты наименований для фильтров COKIN системы P Seriesё

P121L 1 шаг
P121M 2 шага
P121S 3 шага

Расположите темную часть нейтрально-серого градиентного фильтра на уровне неба, таким образом вы уменьшите количество света, попадающего на сенсор, таким образом уменьшится и число ступеней экспозиции в изображении. Благодаря градиентному переходу от темного к прозрачному, эффект фильтра на снимке выглядит естественно.

Также фильтры бывают с резким (Hard) и мягким (Soft) градиентом. Мне больше нравится вариант с резким градиентом, поскольку чаще всего различие между светлым небом и темным передним планом довольно четкое. По моим наблюдениям, эта разница составляет около 2 ступеней экспозиции. Фильтр с резким градиентом также подойдет в случаях с прямой линией горизонта, например, как в морском пейзаже.

Главные игроки

Главные игроки в данной сфере – это Cokin и Lee. Мое знакомство с фильтрами началось с ND градиентных фильтров Cokin, цена которых составляет примерно треть от стоимости Lee, они отвечали всем требованиям, и я был вполне доволен ими и использовал не один год. Но когда я начал использовать полнокадровые камеры Canon EOS 5D и 5D MK11, я решил протестировать систему Lee, и убедился в её качестве, и результативности.

Фильтры Lee и Cokin применяют с держателем для фильтров, который прикручивается к передней части объектива через адаптер. Выбор адаптера зависит от резьбы на объективе, так что вам может пригодиться несколько, если вы используете не один объектив.

Lee выпускают две группы ND градиентных фильтров. Первая группа, для использования с широкоугольными объективами – имеет область мягкого перехода градиента. Вторая группа, для работы с нормальными и телеобъективами – имеет область жесткого перехода.

Фильтры Lee также отличаются от Cokin по размеру, они немного больше (6″ x 4″ против 2.5″ x 2.5″), и подойдут вам с том случае, если вы располагаете объективами с большим диаметром передней линзы. Это значительно понизит шансы появления ненужного эффекта виньетирования при использовании (углы изображения становятся затемненными). Также избежать дефектов вам помогут широкоугольные кольца-адаптеры для широкоугольных объективов.

 
фото со съемок
фото со съемок

Как установить ваш ND градиентный фильтр

Устанавливать градиентный фильтр на объектив нужно с особой осторожностью и вниманием. Фильтр должен скользить вверх и вниз в держателе так, чтобы переход от прозрачной части к затемненной попадал точно на горизонт. Это осуществить намного проще, если ваша камера установлена на штатив. Чтобы упростить установку фильтра, выберите желаемую диафрагму и зажмите кнопку предварительного просмотра глубины резкости на вашей камере, если таковая имеется.

Видоискатель будет темным, но вы сможете четче увидеть переход. Если ваше пейзаж включает в себя горы и т.д., удостоверьтесь, что светлое небо по обе стороны горы покрыто темной частью градиентного фильтра, вершина горы также будет частично покрыта фильтром, но на изображение это не повлияет.

После установки, не забудьте повернуть держатель, если вы переключаетесь со съемки пейзажа на портрет. Об этом легко забыть, и все кадры, снятые подобным образом, будут испорчены.

 
фото со съемок
фото со съемок

Фильтр Lee, размещенный в держателе.

 

Замер экспозиции вашего кадра

Шаг 1

Сначала переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV) на f11, это оптимальное значение диафрагмы для пейзажной фотографии, для достижения максимальной резкости на всем изображении.

Шаг 2

До установки фильтра произведите точечный замер, заполнив весь кадр передним планом. Помните, что в случае точечного замера, около 3% средней части сенсора будет проверено для расчета выдержки. Это значит, что вы можете очень точно замерить область темного переднего плана.

Шаг 3

Повторите шаг 2, заполнив весь кадр светлым небом.

Шаг 4

Разница между этими двумя считываниями показывает, насколько сильный фильтр вам необходим. Применяйте 0.3 ND градиентный фильтр, если разница составляет 1 шаг экспозиции, 0.6 ND при 2 шагах и 0.9 при разнице в 3 шага. Большинство держателей имеют два слота для фильтров, для случаев, когда разница больше 3 шагов.

Шаг 5

Установите нейтрально-серый градиентный фильтр и сделайте снимок, используя результаты точечного замера, который вы производили для переднего плана. Передний план изображения будет снят через прозрачную часть градиентного фильтра, использование выдержки по замеру обеспечит вам идеальную экспозицию для этой области изображения.

О моих снимках

Это кадр был снят на озере Blea в Великобритании. Весь день шел сильный дождь, но после обеда на сером небе появились голубоватые и синие просветы. Но свет все еще был далек от того, каким я бы предпочел его видеть.

Я провел точечный замер кадров, как описал выше, и обнаружил, что разница между светлым небом и темным передним планом составляет приблизительно 2 шага. Детали замера приведены ниже:

  • ISO 100 в режиме приоритета диафрагмы (AV), F11
  • Выдержка на переднем плане по результатам точечного замера составила 1/13 секунды
  • Выдержка на фоне по результатам точечного замера составила 1/50 секунды
фото и видео съёмка
фото и видео съёмка

ND градиентный фильтр для 1 шага экспозиции (0.3), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

 

Как видите, небо становится немного отчетливее  но оно все еще пересвечено. Передний план удачно экспонирован, потому как я использовал выдержку, полученную по результатам точечного замера для переднего плана.

 
фото и видео съёмка
фото и видео съёмка

ND градиентный фильтр для 3 шагов экспозиции (0.9), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

 

Делая этот снимок я использовал фильтр корректной мощности, и как итог –  на всем изображении экспозиция верна.

 
фото и видео съёмка
фото и видео съёмка

ND градиентный фильтр для 3 шагов экспозиции (0.9), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

 

На этом снимке небо получилось немного недоэкспонированным, но это вопрос художественного вкуса. Некоторые фотографы предпочитают более драматичное небо, полученное при использовании этого ND градиентного фильтра для 3 шагов экспозиции.

Подводим итоги

Теперь вы наверное понимаете, и убедились, глядя на мои снимки, что набор нейтрально-серых градиентных фильтров обязательно должен появиться в вашем фотографическом наборе. На практике  вы ощутите серьезный прорыв в качестве ваших пейзажных снимков, и дни в которых  небо слишком плоское для фотографирования, останутся далеко позади. Творите, ищите, находите!

Автор статьи: Martin Lawrence

Смотрите также:
 
Просмотры: 11122
 

Комментарии:

Александр Рябчиков
По второму снимку, наверное, опечатка, и он сделан не для 3, а для 2 шагов экспозиции?
08.08.2013 - 21:48:13
 
Арина Невская
.. Благодарю за информацию..!!! :-)
08.08.2013 - 22:59:49
 
Larisa Ulanova
полезно, спасибо!
13.08.2013 - 08:23:30