error
Регистрация

ФОТО СО ВСПЫШКОЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ISO

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Маргарита Волк
Опубликовано: 03.05.2013 в 03:51:03

Практически из каждого правила существуют исключения. Не обошлось без исключения и в одном из основных правил современной фотографии, которое звучит так: «нужно всегда стараться снимать на минимально возможном значении ISO». Рекомендаций по управлению светочувствительностью, то есть ISO, множество. Давайте об этом сегодня и поговорим. 

Вспышка и значения ISO

Когда нам нужно высокое значение светочувствительности? Это известно многим: тогда, когда есть необходимость снять объект, находящийся в движении, в плохих условиях освещенности. А движется у нас практически всё. Если мы фотографируем людей, то делать это на выдержке длиннее 1/60 сек. просто невозможно. Ведь человек далеко не неподвижный объект, не яблоко, лежащее на столе. Человек всегда шевелится. И ваши руки могут дрогнуть, держа фотоаппарат. И если вы снимаете на длинной выдержке, кадр у вас может получиться смазанным.

А что же такое собственно «условия плохой освещенности»? Мы понимаем это примерно так: это такие условия, при съемке в которых с максимально допустимой диафрагмой вашего объектива и максимально приемлемым значением светочувствительности нужна выдержка длиннее, чем 1/60 сек. По большому счету, если вы снимаете недорогим и простеньким фотоаппаратом в обычной комнате вашей квартиры при обыкновенном домашнем освещении – это уже плохие условия освещения.

В некоторых случаях порой просто невозможно получить качественный снимок на низкой светочувствительности и короткой выдержке. В этом случае можно поступить так:

Сделать снимок на максимально возможной открытой диафрагме. Но зачастую это практически не спасает ситуацию, не становится выходом из сложившегося положения. Например, при съемке светосильным зум-объективом вы можете располагать диафрагмой не меньше 2,8. Дело тут в некотором ограничении зумов в этой части. А вот снимая фиксами зачастую можно располагать диафрагмой 1,2 или 1,4. Но тут кроется другая сложность. При таких широких диафрагмах очень сильно уменьшается глубина резко изображаемого пространства, что может вызвать ошибки в фокусировке. И, к тому же, намного снижается оперативность работы.
Можно повысить значение ISO, то есть светочувствительность. Но в этом случае может резко возрасти уровень шумов, и ваши фотографии могут стать непригодными для печати.
Вы можете воспользоваться фотовспышкой. Но вспышка, особенно встроенная, дает грубые и резкие тени, ярко высвечивает света, «убивает» атмосферу… При съемке со вспышкой может появляться эффект «красных глаз».
Некоторые профессиональные фотографы, работая с фотовспышкой, снимают на минимально низкой светочувствительности, чем добиваются изображения, на котором практически нет шума. Вроде бы, с одной стороны, такой подход к делу имеет свою логику: ведь и в самом деле – зачем выставлять высокое значение светочувствительности, когда у нас есть вспышка? Но дело тут в том, что в подавляющем большинстве случаев снимки, сделанные со вспышкой в условиях плохой освещенности, получаются с очень плохо проработанным дальним планом. Происходит это потому что вспышка сильно подсвечивает только те объекты, которые находятся в непосредственной близости к фотоаппарату, а точнее – в области доступности фокусировки. При расчете мощности фотовспышки многие современные фотоаппараты ориентируются на дистанцию фокусировки до объекта. Этим занят процессор объектива. А на все остальные объекты, которые попадают в поле зрения объектива, упомянутый процессор просто-напросто не обращает внимания.

Вспышка освещает передний план, но задний остается темным и "потерянным"

Повышение значения ISO увеличивает яркость всего снимка.

Если возможно обойтись обычным значением светочувствительности при отключенной вспышке – это очень хорошо. Но довольно часто вспышку все же приходится использовать. Для того, чтобы задний план получился на снимке достаточно проработанным, в этом случае можно при съемке со вспышкой просто повысить светочувствительность. Такой прием даст вам хорошо экспонированный при помощи вспышки объект в зоне уверенной фокусировки, и достаточно сбалансированный задний план. Который не будет заметно «убитым» или «утопленным».

Снимок сделан со вспышкой, но благодаря высокому значению ISO = 640, задний план также хорошо проработан.

Давайте разберемся, почему такое происходит.

При съемке со вспышкой в плохих условиях освещенности обычно применяют выдержку от 1/60 до 1/200 сек. Смазка при такой съемке практически исключена. К примеру, если снимать на светочувствительности 100 единиц со вспышкой на выдержке 1/60 сек., то от дальнего плана свет просто не успеет должным образом отобразиться и снимок получится с проваленным темным фоном. А вот если поднять светочувствительность хотя бы до 800 единиц ISO, то при той же выдержке 1/60 секунды света на задний план попадет в восемь раз больше, что позволит выявить на нем какие то детали. А вспышка тем временем хорошо подсветит объекты, которые находятся на переднем плане.

Что ещё позволяет добиться съемка со вспышкой при высоком значении светочувствительности?

Экономии энергии аккумуляторных батарей вашей камеры или вспышки (если вспышка внешняя). Дело тут в том, что если на камере установлено боле высокое значение светочувствительности, тем менее мощными становятся импульсы вспышки.
Вспышка дольше работает и меньше перегревается.
Чем выше поднимается значение светочувствительности, тем более увеличивается расстояние, на которое работает вспышка.
Если вы работаете на отражение от потолка и стен, эффект заполнения пространства вспышкой проявляется намного сильнее.
Чтобы избежать заметных шумов и получить пристойную по качеству фотографию, можно снимать примерно так: со вспышкой в автоматических режимах (TTL,Авто без TTL) в режиме приоритета диафрагмы (А, AV) и в ручном режиме (М) на ISO 500 - ISO 1000.

Если снимать на высоком ISO со вспышкой, то фон получается хорошо виден, а если бы ISO было низким, то фон получился бы черным.

Но если фон в помещении, в котором вы снимаете, черный или просто очень темный, тут уж мало что может помочь. Конечно, без вспышки снимать намного интереснее, в этом случае требуется больше навыка, опыта, мастерства. Нужны хорошие светосильные объективы, хорошие параметры камеры, качество ее работы на высоких значениях светочувствительности. Если снимать с внешней вспышкой, которая устанавливается на фотокамеру, то все описанные достоинства сводятся к нулю…

Неплохо проработанный задний фон, но вспышка убивает атмосферу, дает блики от стекол икон.

Довольно часто мало разбирающиеся в фотографии заказчики первым делом спрашивают у фотографа, какая у него есть вспышка, какая у нее мощность. Такому заказчику очень сложно бывает объяснить, что снимки, сделанные без использования вспышки, намного лучше передают атмосферу помещения, в котором происходит какое то действие, которое нужно сфотографировать. Снимок в этом случае становится мягким, художественным, эмоциональным. Короче, в некоторых ситуация вспышку использовать просто глупо и совершенно ни к чему.

Таким образом, если кратко резюмировать все сказанное сегодня, то можно сделать такой вывод: при съемке со вспышкой использовать высокую светочувствительность приходится достаточно часто. А для каждого конкретного фотоаппарата можно и даже нужно вычислить свой порог значения светочувствительности, при котором вы сможете получить фотографию, на которой шум будет практически не заметным.

Автор: http://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/11..

 
Просмотры: 3286
 

Комментарии:

Дмитрий Норов
Такое ощущение что автор слышал звон, да не знает где он, вроде все правильно, все верно и в тот же момент очень запутанно, единственно полезная информация о экономии рессурса батареек и самой вспышки......а ведь все просто для понимания если обяснить основной принцип, что изображение на фотографии при работе со вспышкой формируется как бы дважды. Первичное изображение формирует количество света экспопары выдержки и диафрагмы, различные сочетания выдержки и диафрагмы и соответственно ISO при разных условиях освещения дают невообразимое количество вариантов первичного светового отпечатка на матрице или пленке, и темный и пересвеченный и с малой глубиной резкости и с большой, резкие и размазанные....И второй световой отпечаток формируется непосредственно вспышкой или несколькими вспышками или одной вспышкой сработавшей несколько раз из разных точек, при длинной выдержке 30 сек со штатива такой фокус возможен....главное запомнить что вспышка всегда срабатывает очень быстро, тысячные доли секунды и имеет свойство "замораживать"( хотя разные модели вспышек формируют разный по длительности, мощьности и спектральному составу импульсы). Главная тонкость и умение балансировать и управлять количеством и качеством (баланс белого) между первичным отпечатком естесственного света и вторичным отпечатком света от вспышки. Сразу станут понятнее и другие моменты, например синхронизация вспышки по первой шторке и по второй, когда вспышка срабатывает в первой фазе при открывании шторок, объект заморожен вспышкой и далее, если обЪект например движется то может продолжать оставлять на матрице-пленке свой размазанный отпечаток от естественного освещения( ночью едущая машина "заморожена" вспышкой и свет фар оставит след перед машиной ). Если вспышка срабатывает перед самым закрытием шторок, то на матрице уже будет первичное изображение от естественного освещения и мгновение "заморозки" светового потока от сработавшей вспышки произойдет в финальной фазе формирования картинки.....Все эти процессы происходят мгновенно и нам кажутся как один, просто щелчек затвора и срабатывание вспышки, и стоит только разделить эти процессы и понять их двоякость и перед фотографом открывается неограниченное пространство для творчества при умении управлять этими процессами. И станет понятен механизм "анти красных глаз"....Перед основным срабатыванием затвора и вспышки происходит небольшой и незаметный импульс предвспышки, который заставляет зрачки наших глаз среагировать на свет и сузиться, еще станет понятнее фотосЪемка с эфектом стробоскопа. Или как профи на важных мероприятиях, где десятки фотографов снимают например рукопожатие с серийными вспышками, выключают свою вспышку и ловят вспышки своих коллег при серийной съемке, добиваясь эфекта не плоской картинки от бокового источника света (чужой вспышки).....И мое наблюдение такое....раньше пленка не всегда позволяла иметь большое ISO. Фотографы стремились иметь мощьные вспышки, их мощность забивала второстепенные источники света, электрические лампы и все такое и преобладал один источник света с одной цветовой температурой, сейчас высокое ISO позволяет снимать при любых условиях с различными источниками света и роль вспышки и ее мощность заметно меньше, достаточно прорабатывать передний план.....и вот когда спектральный состав от разных источников начинает смешиваться....а еще в помещении цветные стены дающие рефлексы....не уйти вам от синих, зеленых и желтых лиц и другой паразитной окраски....Так что высокое ISO как благо так и зло )))))
03.05.2013 - 20:16:17
 
Дмитрий Норов
Да, и то что современные объективы обладают процессорами, чистый бред.....да они обладают чипами, да они передают различную информацию в камеру....именно в камере находится процессор....Вообще когда человек сам не разбирается и не владеет......имеет ли он право пудрить мозг другим????? Да не все обман, много правильной информации, как бы хочется верить автору, и тут бац ... ЕРЕСЬ, БЕЗГРАМОТНОСТЬ, я вот знаю что увлекаюсь и с ошибками пишу и не стремлюсь других учить....блин ну когда неучи других учат.....хотя сейчас это распространенное явление
03.05.2013 - 20:38:59
 
Андрей Старков
Дмитрий, и вы правы, но и статья, которой Маргарита поделилась, по сути верна. а про чип и процессор - в объективе стоит специализированный процессор, выполняющий определенные функции, исполнитель процессов. Они ведь разные
08.05.2013 - 07:39:47
 
Аркадий Голод
Дмитрий, Вы сами пробовали читать свой текст?

Сначала интересно было (и осталось), но с первой трети бросил.
При таком массиве сплошных строк все внимание уходит на то, чтоб "не соскочить с дорожки".

Сделайте милость, разбейте Ваши писания на смыслоыве абзацы, и будет Вам счастье, и люди к Вам потянутся.
08.05.2013 - 17:32:06
 
Игорь Матвеев
С некоторых пор использую вспышку исключительно для придания бликов в глаза или подсветки лица при контровом.
09.05.2013 - 09:23:54
 
Александр Мурзаев
...фотолюбитель же, ёпти.
09.05.2013 - 21:46:44
 
Сергей Зеленин (Серджио Паскуале)
не умничайте))) главное чтобы заказчику нравилось...
15.06.2013 - 12:35:32
 
Борис Шелест
Спасибо Маргарите за хорошую статью!
12.11.2013 - 00:58:48