Выбор подхода к обработке
Следует осознавать пределы вмешательства в кадр. Если вы снимаете для новостного СМИ, вмешательство в кадр, строго говоря, недопустимо.
Однако будем честны: чаще всего от нас требуется не документальное подтверждение факта концерта, а эмоциональный портрет. Многие потенциально выигрышные снимки не годятся для публикации «как есть»: тусклые цвета, потеря контраста по вине сценического дыма, не до конца побеждённая шевелёнка, помехи из сценического оборудования делают оригинал малоинтересным. Если стопроцентная документальность не требуется, мы можем вмешиваться в кадр сильнее — главное, чтобы результат такой обработки не выдавался за строго документальный.
Можно, конечно, забыть про умеренность и пойти ещё дальше — наложить компьютерные спецэффекты, текстуры, добавить фальшивых бликов и вклеить в картинку «то, чего не хватает», например, крутой прожектор. Но если автор увлекается коллажами, ему не стоит называть такой результат фотографией.
Шумы
Шумы — первейший спутник концертного фотографа. Устранение шумов в общем случае выполняется силами фильтра-шумодава из Adobe Camera Raw и Photoshop или через плагины других производителей (я предпочитаю плагин Noiseware Professional). При удалении шумов следует соблюдать умеренность — небольшой, едва заметный шум придает изображению реалистичность, а сильно сглаженная картинка вызывает ощущение «чрезмерной обработки».
На резких участках фото некоторый шум, скорее всего, не будет сильно мешать и добавит «фактурности». Однако он будет неприемлем в тех областях, где нет резких деталей, особенно в районе градиентов. Если вы уже очистили картинку от шумов, но отдельные области ещё требуют доработки, можно повторить операцию на с копией картинки на отдельном слое и замаскировать те области, где достаточно было однократного применения шумодава.
Локальный контраст
Задымленные фотографии часто получаются мутными и слабоконтрастными. Для возвращения снимку приемлемого вида стоит применить какой-либо прием, улучшающий микроконтраст. Я использую для этого фильтр Bleach Bypass из набора Color Efex Pro 3.0. Фильтр может сильно стилизовать картинку, но я не использую его на всю мощь, а только увеличиваю Local Contrast. Параметр Saturation я устанавливаю примерно в 90%, где насыщенность цветов соответствует исходной, и не использую Global contrast.
Маскировка недостатков: черно-белый и тонированный снимок
Если знаменитые музыкальные группы способны привезти на концерт своего светоинженера, то подавляющее большинство групп среднего звена довольствуется услугами клубного световика. Такая картина наблюдается и на довольно больших событиях, не говоря уже о маленьких концертах. В итоге, цветной снимок представляет из себя кошмарную цветовую кашу, как в данном примере: тускло-оранжевый на певице, пурпур на потолке, сзади пробивается синий, и всё это великолепие, разумеется, никак не согласовано между собой по яркости. Такой кадр можно удачно улучшить, переведя черно-белый (далее ЧБ).
Сам вопрос создания изображения в ЧБ весьма обширен и за дополнительным чтением я отсылаю к хорошему обзору Алика Войтеховича. Для перевода в ЧБ нам даже удобно иметь разноцветные участки кадра: регулируя их относительный вклад в яркость результата, мы можем повысить контраст изображения и выбрать, что мы хотим подчеркнуть, а что «спрятать в тень».
"фото с концертов" - диаграмма цветов
и на стандартные уравнения получения вторичных цветов (система CMY) из первичных (RGB):
Красный (R ) +Синий (B) =Пурпур (M)
Синий (B) +Зелёный (G) = Голубой (C)
Красный (R ) + Зелёный (G) =Желтый (Y)
Несложно заметить, что на круговой диаграмме вторичные цвета находятся между соответствующих первичных.
Корректирующий слой Selective Color в Photoshop позволяет управлять одним из 6 первичных и вторичных цветов, добавляя в выбранный оттенок цветовые и яркостные примеси. Точное значение цвета этой «примеси» задаётся в системе CMYK. Подмешанная компонента может быть отрицательной, т.е. из исходного цвета будет вычитаться «нежелательная примесь».
Грязный цвет — это, по сути, чистый цвет определенного оттенка с подмешанным к нему несовместимым цветом. Несовместимый цвет — это оттенок, располагающийся на цветовой диаграмме прямо напротив исходного. Применительно к практике, установка в слое Selective Color добавки несовместимого цвета в отрицательное значение приведет к «вычищению» цветов. Например, если мы хотим из грязно-красного получить очищенный красный, сдвинем в канале “Red” в отрицательное подожение ползунок “Cyan”, если хотим почистить синий — убавим в канале “Blue” компоненту “Yellow”, и так далее (для наших целей вполне хватит исключения «примерного» паразитного оттенка). Следует соблюдать умеренность, чтобы картинка не стала чересчур кислотной — как и в случае с присутствием шумов, определенное «несовершенство чистых цветов» будет более реалистичным, чем полыхающая «кислота». Обычно я, помимо зачистки цвета, экспериментирую со всеми компонентами исправляемого канала, что позволяет слегка перекрасить картинку в более благородные оттенки (например, я предпочитаю оранжевые тона пурпурно-красным).
Например, на этом снимке вся коррекция сделана только Selective color в режиме «Absolute».
В красном: C -92%, M-20%, Y-28%, B+22%
В желтом: C-28%, M-19%, B-19%
В голубом: Y-4%
В синем: Y-54%
Как видим, уменьшение голубой составляющей в тёплых тонах проявляет чистые тёплые цвета, а уменьшение «паразитного» желтого в синих — существенно облагораживает синий оттенок. Точные значения коррекций определяются на глаз до достижения оптимальных на ваш вкус оттенков.
Так как при цветном освещении не существует понятия «цветовой температуры», строго говоря, нельзя сказать, какой цвет будет истинным и настоящим.
"фото с концертов" - Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki
Selective Color: перенасыщенные цвета
Польза Selective Color не ограничивается чисткой цветов. Концертное житие-бытие знаменито своими мощными цветовыми заливками, когда, например, почти монохромный прожектор «затапливает» сцену красным или синим. Картинка выглядит лишенной деталей и абсолютно плоской. Борьба с проблемой начинается сразу на этапе RAW-конвертации — в оном, посредством коррекции цветовой температуры, параметров насыщенности и цветности в разных каналах можно улучшить ситуацию. Принцип исправления таков: когда у нас есть почти монохромная заливка красным с примесью жёлтого, имеет смысл перекрасить красные и желтые спектральные полосы немного по-разному и, если требуется, устранить перенасыщение цвета путем подмешивания противоположного цвета. За счёт вручную увеличенной разницы цветов в красном и желтом канале появится больший цветовой контраст и картинка станет более комфортной для зрителя.
Selective Color: подчёркивание мелких деталей
Известно, что канал, в котором находятся те самые «несовместимые» по отношению к общему тону фотографии оттенки, в то же время содержит информацию о мелких деталях снимка. Именно поэтому при «чистке цветов» не следует убирать паразитный оттенок «в ноль»: помимо возникновения на снимке чересчур «кислотного» цвета, картинка потеряет в детализации.
На следующем снимке я показал исходный кадр и его вариант с прибавленным голубым в красном канале, где эффект подъема детализации хорошо заметен (такая коррекция меняет и яркость картинки, поэтому исправленный результат был высветлен с помощью кривых). В дальнейшем можно тонировать «детализированный» результат в предпочитаемый оттенок.
"фото с концертов" - Frozen Plasma, Amphi 2010, Koln, Germany
Помните, что улучшение контраста требует аккуратного выполнения отметкии некоторого количества проб и ошибок. Если при отметке окажутся задеты яркие области фона, то алгоритм сочтёт, что область уже имеет достаточно сильный контраст и не внесет изменений. Остальные режимы автокоррекции из меню Image так же могут быть использованы в экспериментах по улучшению изображения.
Осветление и затемнение участков кадра
Нередка ситуация, когда в кадре оказываются лишние детали, без которых кадр смотрелся бы выигрышнее. Такие участки бывает уместно притемнить.
Сделать это можно, например, таким способом:
- Создаем новый слой командой Shift-Ctrl-N (меню Layer -> New).
- В появившемся диалоге устанавливаем Mode: Soft Light и ставим галочку в пункте “Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray)”. Создаётся новый слой, залитый 50% серым, в режиме Soft Light.
- По этому слою рисуем черной или белой кистью с небольшой прозрачностью. Участки, закрашенные тёмным, будут затемняться, светлым — высветляться. Удобство этого метода перед инструментом Dodge / Burn в том, что все вносимые изменения не затрагивают исходного изображения, т.е. их можно в любой момент отменить.
Мой алгоритм обработки изображений
Снимки с концертов исчисляются десятками и сотнями, а репортажная натура съемки диктует оперативность публикации конечного результата. Проще говоря: на один снимок мы хотели бы потратить 1-2 минуты. Поэтому концертные фотографы приходят к простым и эффективным схемам постобработки, которые не отнимают много времени. Кстати, для пущего ускорения я открываю по 20-40 снимков одновременно, чтобы не тратить время на открытие каждого по отдельности.
Итак, перед нами исходный кадр, который мы выбрали для обработки из-за хорошо пойманного момента и приемлемого технического качества. Первое, что мы делаем — открываем его в ACR, чтобы подправить экспозицию, цветовую температуру (если требуется изменить цветовой тон фотографии) и выполнить, если необходимо, высветление-затемнение важных участков силами инструментов Adjustment brush и Gradient Tool. Как правило, большинство параметров остаются на своих местах, но я при необходимости исправляю экспозицию и кривые и могу аккуратно подвигать движки контраста и микроконтраста (clarity).
Комментарии: