Ручная фокусировка – основной вид фокусировки ответственного любителя при съёмке в режиме AF-S (Покадровой автофокусировки). Отличие ручной фокусировки на цифровых камерах от ручной фокусировки на старых, в том, что саму ручную фокусировку нужно организовать. В организации ручной фокусировки участвуют
· Переключатель «ручная – автоматическая» на объективе. Ставим на AM;
· Переключатель режимов фокусировки на камере (обычно слева от объектива ниже центра). Ставим на AF-S;
· Выбираем точечный режим фокусировки;
· В настройке меню камеры «Активация автофокуса»: из двух вариантов «Активация кнопкой Спуск и AF-ON» и «Только AF-ON», выбираем второй вариант. Это позволит отключить активацию автофокуса от кнопки «Спуск», которую нам придётся держать в полунажатом состоянии. Если не перейти на «Только AF-ON», то какие бы коррекции фокусировки мы не внесли с объектива, камера перед срабатыванием затвора вернёт фокус на ту деталь, на которой «лежит» датчик фокусировки, по которому до корректировок она сама сфокусировалась. Это особенно важно, для объективов, у которых совмещены авто и ручная фокусировки, в режиме АМ - «Автофокус – Мануал (ручная)». Такие объективы очень удобны тем, что позволяют после срабатывания автофокуса «довести его вручную». Если не выбрать «Только AF-ON», а потом не отпустить кнопку AF-ON, то после вашей ручной коррекции перед срабатыванием затвора «всё вернётся на фокусировки своя».
Что делают пальцы?
Во-первых, они учитывают, что камера сама великолепно фокусируется и предоставляют ей первое слово в этом деле. Мозгом фотоаппарата нужно пользоваться! «Предоставляют» нажатием на верхней части спины камеры кнопки AF-ON большим пальцем правой руки.
Во-вторых. После автофокусировки отпускаем кнопку AF-ON и мягко, наполовину нажимаем кнопку Спуск. «Квадратом Луны» левой ладони поддерживаем камеру.;
В-третьих, после того как отработал автофокус возможны для варианта:
а) автофокус попал на нужную деталь и нам остаётся только мягко дожать до конца Спуск;
б) автофокус не попал, но близко к нужной детали. Левой рукой, вращая медленно кольцо фокусировки на объективе, доводим плоскость фокусировки кольцом на объективе на нашу деталь и мягко дожимаем кнопку Спуск. Стоп, есть нюанс! – Большой палец левой руки (камера стоит на «квадрате Луны» левой руки) ставим на кольцо фокусировки не «где попадя», а строго слева, на уровне середины объектива, уровень оптической оси. При вращении кольца палец перемещается вверх или вниз. Наша мышечная память твёрдо помнит исходное положение пальца, до начала вращения – это позволит легко вернуть объектив в положение, полученное автофокусом.
Видел вариант, и он неправильный, когда большой палец ставят на верхнюю точку кольца фокусировки. В такой настройке участвуют не только пальцы, частично кисть, но и плечё, предплечье. Точность этих силовых суставов значительно ниже, возрастает и перегрузка мышечной памяти. Результат? Как куры на насесте машут крыльями в обе стороны, лишь изображая наводку на резкость, а работать нужно подражая не петуху Кокл Ду, а снайперу. Плавно, медленно и точно…
Конечно, камеры последнего времени имеют функцию «Распознавание лица» и значительно облегчают портретирование. Но в доводке фокуса нуждаются не только портреты, да и портреты не все распознаются. Например, крокодила…, а по глазам, по глазам надо …
Привычка подправлять фокусировку очень полезная, т.к. являет собой один из механизмов активного контроля фокусировки. Главное правильно организовать настройками камеры, записать в отдельный банк, чтобы в дальнейшем, вызывать всякий раз эти настройки на исполнение, когда вы используете AF-S.
Из выше приведённого описания понятно, что мануальные объективы Zeis имеют значительное преимущество перед объективами Nikon, Canon и многими другими именно по удобству процесса точной фокусировки – фокусировка плавная от 180 до 270 градусов. Это преимущество опирается на «длинный и очень чувствительный» путь кольца фокусировки. На «не-Zeis», рабочий ход точной фокусировки очень короткий и требует отработки навыка.
Наведение точки фокусировки на глаза, например, дело хорошее и правильное, но не всегда гарантирует результат… Хорошо, если точка фокусировки попала на крестовой датчик, а если на линейный…
Несколько лет назад я уже описывал такую ситуацию: в мелковетвистом кустарнике сидит птичка, камера «хватает» всё подряд, всё, кроме клювика. Переходить полностью на мануал? – ну зачем такие «подвиги»… Крайние датчики всегда линейные и работают по вертикальным полоскам, а у нас камера в ландшафтное ориентации. Если мы загоним точку фокусировки на крайний датчик и наведём на горизонтальную веточку под птичкой или горизонтальные крылышки то камера не сфокусируется и будет «елозить». Поверните камеру в портретную ориентацию, она схватит веточки под птичкой или полоски на крылышках, отпустите AF-ON и доведите, если понадобится, фокусировку. Теперь можно снимать, а можно и перекадрировать. Главное не забыли? … я про Спуск на половину после AF-ON? И про плавненько, плавненько…
Комментарии: