error
Регистрация

Философия технической стороны съемки свадеб.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Дубравин
Опубликовано: 27.06.2014 в 12:44:46

Начнем с простого вопроса.

Что такое съемка свадеб ? Это увлечение, творчество, работа, легкие деньги или что-то еще ?

Это и творчество увлечение и работа, но ни в коем случае не "легкие деньги".

Это одновременно легко и тяжело. Легко - потому что это контакт со светлой частью человеческих эмоций.

Вы будете участвовать в празднике людей и это вас обязательно увлечет.

Вам будет дано прочуствовать эмоции окружающих Вас на свадьбе людей, Вы будете сопереживать происходящее вместе с ними.

Конечно, если Вы не законченый циник )

 

Тяжело - потому что тяжело. Как умственно так и физически.

Нужно носить тяжелое оборудование, быстро двигаться и очень быстро соображать.

Право на ошибку ?

Какое еще такое право ? Его нет )

На все важные кадры - только одна попытка. Надевание колец молодоженами - не повторить. Отснять кольца, подготовленные к церемонии и красиво уложенные на подставку - Вам на это хорошо если 30 секунд дадут. Или выпуск голубей. Голуби улетят и останутся либо удачные, либо неудачные кадры. И ничего уже не изменить. 

 

Вы слышали что надо стараться снимать при рассеяном свете, избегать яркое полуденное солнце,

стараться выбирать красивый задник, использовать размытие ?

Что широкоугольником людей в упор плохо фотографировать - тоже слышали, наверно )

 

А теперь СЮРПРИЗ !

Молодожены обо всем этом не слышали. И им запросто может оказаться нужен снимок на скамейке, на которой они познакомились.

Фон по закону подлости контрастнее некуда, а занять правильную позицию для снимка не дает геометрия места.

Например - это может оказаться уединенная скамейка у пруда, заставляющая сделать снимок в упор широкоугольником.

А время - полдень и ждать правильный свет они не могут, времени на все две минуты, ибо еще к ресторану через пробки ехать.

И с этим надо справиться, ибо это - память людям. 

 

Или первый танец. 

На свадьбах начально-среднего уровня Вам обязательно выключат верхний свет и включат пару-тройку мощных синих или желтых контровиков с разноцветными лазерами.

И тут тоже - надо взять и справится.

 

Так же любая свадьба представляет из себя нечто такое спонтанно-многоплановое и быстроменяющееся, то наверно и сам Анри Картье-Брессон впал бы в некоторый ступор.

Особенно от необходимости снимать не только красивое и художественное, но и простое повседневное. То, что просил заказчик. И снимать быстро. Очень быстро.

 

Столь страшное вступление имеет целью подвести разум будущего свадебного фотографа к следующим мыслям.

 

Марка фотооборудования важна не с точки зрения "а вот такой-то мастер работает фотоаппаратом (подставьте марку по вкусу)"

Прежде всего - используемый фотоаппарат должен быть удобен. Есть такое понятие - эргономика. 

В грубом приближении - это расположение кнопок на фотоаппарате, форма рукояток для удержания и структура управления и меню.

 

Эргономика фотоаппарата должна допускать "работу вслепую". Это чтобы можно было не отрываясь от видоискателя или объекта легко перенастроить фотоаппарат на любой требуемый режим.

Вам будет некогда вдумчиво и неспеша искать кнопки и пункты меню. Это надо делать автоматически и очень быстро.

Для этого нужно чтобы Вы легко доставали до всех нужных кнопок без всяких выкручиваний и прочей «йоги пальцами».

 

Отдельный пункт - оптика.

Рекомендации работать фиксами и нести на свадьбу набор вида "фишай, портретник, 50 мм, 24 мм, и еще 70-200" по своему хороши.

Но в начале и середине своего пути свадебный фотограф ( особенно в регионах ) часто работает один, без помошников.

На смену оптики уходит время. То есть цена частой смены оптики "на ходу" -  пропущенные кадры. 

Да и цена такого набора оптики.

Она настолько велика, что нещадно провоцирует на экономию. За счет покупки БУ и продукции фирм второго эшелона.

 

А теперь задумайтесь - что важнее.

Можно накупить парк недорогих фиксов непонятного качества, а можно взять один толковый топовый зум и один фикс.

Как думаете - какой вариант "вкуснее" ?

 

Отвечу - второй.

Секрет в устройстве объективов.

У дешевых фиксов есть небольшая такая беда - скорость фокусировки.

Они часто настолько неспешно фокусируются, что Вас не спасет и Canon 5D Mark III с его быстрыми и высокоточными крестовыми точками фокусировки.

Дешевенький мотор непонятного фикса никуда торопиться не будет.

 

Стандартный же зум 24-70 производства фирм Nikon или Canon способен почти мгновенно сфокусироваться на летящей птице. 

И картинка у них не отличается от недорогих фиксов.

То есть с таким стеклом Вы кадры не пропустите.

 

Светосила большая у фиксов? Да. И нет.

Полностью открытая диафрагма заставляет большинство фиксов, даже «топовых», нещадно окрашивать картинку в цвета хроматических аберраций и снижать четкость.

Да, есть шедевры оптического дела, вроде Zeiss Otus. Но это редкая и дорогая птица. К тому же с ручной фокусировкой.

Остальные же фиксы требуют предельной расчетливости в действиях и практического опыта для того, чтобы не испортить кадр открытой диафрагмой.

С фиксами есть и еще один момент. Вы когда нибудь пробовали зумировать ногами через толпу ? )))

Это можно. Но не всегда. 

Пока у Вас нет опыта, позволяющего почуствовать что «сейчас справа что-то будет, надо быстро туда повернуться и подойти» - с фиксом будет сложно. 

 

Фиксы очень хороши для получения красивого боке. Но пока мало практического опыта, позволяющего работать двумя камерами - будьте осторожны.

Единственная камера с прикрученным «полтинником» может ОЧЕНЬ сильно подвести вас в средней квартире. Иногда - даже в больших и просторных коттеджах.

А если одеть 24мм - можно не успеть добежать туда, где виден хороший кадр.

 

И немного из самого последнего опыта.

Этим летом мы работали на одной свадьбе, вторым номером.

 Основную скрипку играли два фотографа поизвестнее нашего.

У них была одна «квадратная камера», Nikon D4 если правильно разглядел. И вторая ненамного хуже.

Так же был монопод, куча оптики, включая фишай.

Они в день свадьбы вели себя в соответствии со всеми стандартными правилами поведения с клиентом. То есть «были позитивны», делали правильное лицо. Образцовые продавцы и исполнители прямо таки )

На следующий день прислали молодоженам пару удачных фото, сорвав на «вау-эффекте» немалое количество лайков в социалках. 

Тоже - прямо по учебникам.

 

А потом началось.

Фото готовые - эти люди выложили на яндекс-диск на пару дней. Потом стерли. Молодожены не успели скачать фото и пришлось просить вернуть файлы на «яндекс-диск»

О передаче фото на носителях те люди даже не подумали.

Тем более - на красивых носителях.

 

Да и сама съемка. Ну камера крутая. Ну фиксы. Фишай. Монопод. Мастерская работа с экспонометрикой. Реально мастерская, там был не очень простой свет даже для D4. Далее наиболее подходит простонародное «и че ?»

Осняли всем этим оборудованием репортажик. Совершенный технически. И как-то не очень про свадьбу.

 

По итогу - мы сейчас готовим тиражирование дисков с нашей съемкой. И альбомы.

А заглавными фото молодожены поставили наши.

 

Смех в том, что съемка сделана на связку Nikon D700 c зумом Nikon 24-70.

Просто наши фото получились именно про свадьбу)

Сами фото - мы привезли их в подарочной упаковке индивидуального дизайна. Лучшие фото - распечатаны в правильной фотолаборатории на качественную фотобумагу.

 

И на этом фоне на несовершенство цветов местами и не всегда абсолютно четкую ( из-за высоких ISO ) картинку никто и внимания не обратил.

Молодожены посмотрев на наши фото снова побывали на своей свадьбе.

 

То есть в начале и середине пути важнее вкладываться в умение так отснять свадьбу, чтобы на фото была свадьба, со всеми ее эмоциями и красотой. А не технически совершенный репортаж "с праздника"

И очень важен собственный стиль. Важна форма выдачи готовых фото. Никаких стандартных коробочек с компакт-дисками, и тем более - не яндекс-диск.

 

На том позволю себе закончить данный матерал.

 

В следующей статье будет описано как проверять оптику при покупке и про практические особенности Canon EOS 5D Mark III

 

Так же будет возможность скачать тестовые RAW файлы, сделанные в сложных условиях доступного света.

 
Свадьба в Балчуге
Свадьба в Балчуге
Свадьба в Балчуге
Свадьба в Балчуге
 
Просмотры: 3674
 

Комментарии:

Дарья Казбанова
подумаешь напугал:)))
с точки зрения всех изложенных Вами репортажных страшилок, Дмитрий, съемка утренника в детском саду гораздо экстримальнее свадьбы.

Потому что:
1) вся та же фигня... полсекунды на каждый кадр...
2) плюс дети двигаются ОЧЕНЬ быстро и вперемешку, перекрывая друг друга. Часто с растерянными лицами, спущенными колготками и растрепанными косичками. А на фото все должно быть безупречно - улыбки, прически, наряды. Во всяком случае, только такие фотографии купят родители. Ну и, чтобы не размыто - это понятно!
3) - самое интересное!!! В концертном зале детского сада вы не сможете себе позволить не то чтобы пробираться через толпу, или сделать шаг вправо/влево, но и даже (простите!) привстать со своего места:)) Потому что в зале на 50 мест набито 150 чел. и каждый с камерой или телефоном пытается выловить свое чадо. И вы своей головой бедете обязательно кому-то мешать. И по ней можно получить. как минимум предупреждение:)

Так что я тоже использую зум, тут вообще без вариантов:(

Поэтому условия более чем спартанские. Плюс (всегда) недостаток света в середине и конце зала и жуткий контровик около окон.

Так что, думаю, у меня уже большой огромный опыт накопился и по репортажу с праздника и по передаче настроения:) А не замахнуться ли нам... ???

БОЛЬШОЕ спасибо за статью. Надеюсь - это только начало. У Вас замечательный слог!
Жду с нетерпением инфу о юстировке и Ко, потому в этом деле вообще ничего не понимаю. А разбираться, чувствую, придется!
27.06.2014 - 20:17:39
 
Дмитрий Дубравин
Пугать цели не имею )

Вот в чем цель - так это донести начинающим что не чемоданчике с фикс-объективами дело.

По детской съемке - знакомо, это сложно. Но сейчас сделали отличные системы фокусировки. Крестовые точки в новых кенонах делают чудеса.
Очень помогает при работе "в поле"

С юстировкой забегу вперед. Проще ее избежать чем делать. В Москве и Питере еще можно и то надо внимательно . В регионах - не уверен.
Отсюда материал построю от обратного - как определить объектив, который обычной подстройкой в аппарате не привести к попаданию в резкость.
27.06.2014 - 20:20:40
 
Дарья Казбанова
Я так думаю, что если снимать вдвоем 50/50, то тогда как раз хорошо - один с 2мя фиксами для качественной картинки и эффектного боке, другой с хорошим зумом, чтобы увеличить вероятность попадания в тему.

А если фотограф один, то тут без вариантов, конечно...
27.06.2014 - 20:26:32
 
Дмитрий Дубравин
Примерно так.
В одиночку можно максимум работать двумя камерами, когда уже есть хороший опыт.

Вдвоем - лучше разделяться и работать разными камерами . Но иногда - разделять задачи . Один - фотографирует, другой - помогает.

На эту тему тоже можно будет сделать материал, если людям будет интересно.
27.06.2014 - 20:31:20
 
Дарья Казбанова
как делить обязанности?
да... конечно интересно... для общей свадебной грамотности:)
27.06.2014 - 20:35:41
 
Аркадий Краснояров
Спасибо Дмитрий за статью,ждем продолжения!!!
27.06.2014 - 23:47:22
 
Аркадий Краснояров
Дарья я с Вами согласен но не полностью)!Я с садиками и школами давно работаю и это как бы сказать моя "ниша" Двигаюсь как хочу и где хочу,а когда нужно и подойду поближе.С родителями договоренность чтобы они мне не мешали а не наоборот))Давно уже понятно что с места своего у родителей будут только фотки,но не фотографии которые останутся на память.После утренников через время приношу индексы и все спокойно по ним заказывают понравившиеся фотографии и никаких обид не возникает,такую систему во всех своих объектах уже наработал.Попробуйте также объяснить родителям и Вам будет проще!Удачи!
27.06.2014 - 23:55:44
 
Дарья Казбанова
Аркадий, да это понятно. И когда мне очень нужно, я тоже и встаю, и двигаюсь, и даже на пол ложусь:))
Но беда в том, что я не профессиональный фотограф по садикам. Я профессиональная мама прежде всего. И фотографирую так... только детей, которые вместе в группах с моими. У меня есть несколько постоянных клиентов-родителей, человек по 5-7 в каждой группе, которые доверяют моему вкусу и заказывают ВСЕ фотографии, которые получатся. Мне так проще...
Но остальные родители не воспринимают меня как фотографа, а воспринимают как маму (такую же маму как они, только с бОльшим фотоаппаратом).
Но я тоже работаю в этом направлении...
Вот в музыкальной школе у сына я сразу стала позиционироваться как фотограф, и двигаюсь по залу без ограничений. Это намного повышает качество фотографий и многоплановость сессии в целом.
А старший в этом году идет в 1й класс. Соответственно, я уже буду тоже позиционироваться как фотограф (хоть и мама).
28.06.2014 - 15:14:11
 
Аркадий Краснояров
Классно!Огромных творческих успехов Вам от души!!!
28.06.2014 - 16:56:33
 
Дарья Казбанова
спасибо! :)
28.06.2014 - 23:29:10
 
Игорь Калинин
Познавательная статья. Спасибо!
30.06.2014 - 19:29:47
 
Владимир Клюев
Интересно. Так или иначе приходится сталкиваться с этими проблемами. Практика показала, что таская в кофре фикс пользуюсь им крайне редко. Как правило: некогда тратить время на замену стекла. Зумм рулит в итоге. Два аппарата это выход, но надо привыкать их использовать в активной работе, а тут пока мало успехов. Мешает вторая камера - нужен "оруженосец". Может из с Вашей практики советами поделитесь - как их (камеры) помирить и успешно использовать в "одно лицо" (?). :-))
01.07.2014 - 14:30:28
 
Дмитрий Дубравин
Все просто )
Обычно я работаю вдвоем с женой.
Тогда мы разделяемся. Один работает по ситуации фиксом, второй зумом.

Если работаю один - беру с собой 24-70 и 24-105. Второй - для случаев, если будет нужно работать в условиях тряски или длинных выдержек. Используется он редко, в целом.

А работа двумя аппаратами - сам к этому только подхожу. Это требует большей тренировки, чем у меня сейчас есть.
Наработаю навыки обращения с новым 5DM3 - и буду использовать его в паре с 5DM2
То есть здесь главное - тренировка.
По "железу" - до уровня интуитивной слепой работы с техникой. Но это - процентов 30 дела.

70 процентов - наработать видение кадра и интуицию чтобы чувствовать что "справа что-то сейчас будет".
Если такого навыка нет , два аппарата на шее это всего лишь пустой дорогущий понт и очень тяжелый груз.
01.07.2014 - 14:45:41
 
Дарья Казбанова
Самое главное в любом деле - это работа командой. Иметь жену фотографа - замечательный выход:)
Я тоже стараюсь использовать мужа на благо моего увлечения. Но в другом ключе... у него природная инженерная мысль, и он по моему заказу изготавливает разные штуки (типа мини-студии для макрообъектов и пр.), которых нет ни у кого.
Вообще вдвоем можно много чего такого, чего не смогут два человека по одному:) Поэтому надо искать толкового напарника ОБЯЗАТЕЛЬНО для свадеб, по-моему. И прочих вечеринок...
Потому что конкуренция обязывает придумывать новые фишки.
01.07.2014 - 18:59:11
 
Vladimir Beloglazov
Прочитал, очень интересно!
Снимаю свадьбы время от времени...двумя камерами...двумя объективами 85мм + 17-55мм...
Ох и не просто их на плечах удержать, скажу я вам :))). Обе с батарейными блоками, вес имеют.
Насчет неудобства - да, да, да!!! Это факт. Но и насчет фиксов и только фиксов скажу только одно - я пока не готов. Снимал в свое время только на 50мм...он узкий, неудобный, но красиво рисует. Спустя время пользовал 80-200мм,но он узкоспециализированный...в результате поисков счастья остановился на 17-55 2.8 и снимаю им 90% свадьбы. Фикс 85мм взял для редких постановочных красивых с боке кадриков.
22.07.2014 - 17:03:20
 
Виталий Капустин
Прочитал... Подобные опусы обычно отношу к категории - написал, чтобы было. Вот не понимаю народ, кто слушает, читает подобных "мессий" от сохи. Федотов ведет интенсивы по подобной тематике, есть полно других известных свафотографов, кто делится своим практическим опытом. Может прислушиваться к лучшим, а не поддерживать разговор с элементами легкого бреда ....
05.01.2015 - 14:42:46
 
Дмитрий Дубравин
Видите ли. Федотов ли, или любой другой серьезный мастер, часто забывают особенности своего стартового периода.
В случае Федотова - это "светлая сторона" забывания. Он быстро идет вперед. При таком прошлое быстро уходит "в туман" и злого расчета в таких забываниях нет.

Для новичков, коих здесь тьма тьмущая, полезно знать про использование "двух фотоаппаратов с фиксами" на свадьбе.
Тут и так один человек наслушавшись про фиксы - пошел с 85-м свадьбу снимать. Думаю - Вам объяснять не надо, что это такое - 85-е стекло в неопытных руках.

Но с Крутыми Мастерами бывает и иначе. Один известный человек ( не буду говорит его имя - кому надо узнают и так ) очень любит болтать про преимущества естественного света, про то, что позицию для съемки надо занимать с точки зрения света. И что он постановку не снимает. Но у него с собой всегда 3-и вспышки, Никон-Д4 и процентов 30 съемки - кадры с управляемой композицией.
Этого Крутого Мастера во время онлай-семинара опытные люди в угол на всем этом очень хорошо загнали. Мастеру пришлось выдать Страшный Секрет Правильного Света - 3 вспышки в рюкзаке и долго и неловко молчать когда ему прислали его собственные кадры и спросили - "ну как это не постановка" ?
19.01.2015 - 10:59:42