Начнем с простого вопроса.
Что такое съемка свадеб ? Это увлечение, творчество, работа, легкие деньги или что-то еще ?
Это и творчество увлечение и работа, но ни в коем случае не "легкие деньги".
Это одновременно легко и тяжело. Легко - потому что это контакт со светлой частью человеческих эмоций.
Вы будете участвовать в празднике людей и это вас обязательно увлечет.
Вам будет дано прочуствовать эмоции окружающих Вас на свадьбе людей, Вы будете сопереживать происходящее вместе с ними.
Конечно, если Вы не законченый циник )
Тяжело - потому что тяжело. Как умственно так и физически.
Нужно носить тяжелое оборудование, быстро двигаться и очень быстро соображать.
Право на ошибку ?
Какое еще такое право ? Его нет )
На все важные кадры - только одна попытка. Надевание колец молодоженами - не повторить. Отснять кольца, подготовленные к церемонии и красиво уложенные на подставку - Вам на это хорошо если 30 секунд дадут. Или выпуск голубей. Голуби улетят и останутся либо удачные, либо неудачные кадры. И ничего уже не изменить.
Вы слышали что надо стараться снимать при рассеяном свете, избегать яркое полуденное солнце,
стараться выбирать красивый задник, использовать размытие ?
Что широкоугольником людей в упор плохо фотографировать - тоже слышали, наверно )
А теперь СЮРПРИЗ !
Молодожены обо всем этом не слышали. И им запросто может оказаться нужен снимок на скамейке, на которой они познакомились.
Фон по закону подлости контрастнее некуда, а занять правильную позицию для снимка не дает геометрия места.
Например - это может оказаться уединенная скамейка у пруда, заставляющая сделать снимок в упор широкоугольником.
А время - полдень и ждать правильный свет они не могут, времени на все две минуты, ибо еще к ресторану через пробки ехать.
И с этим надо справиться, ибо это - память людям.
Или первый танец.
На свадьбах начально-среднего уровня Вам обязательно выключат верхний свет и включат пару-тройку мощных синих или желтых контровиков с разноцветными лазерами.
И тут тоже - надо взять и справится.
Так же любая свадьба представляет из себя нечто такое спонтанно-многоплановое и быстроменяющееся, то наверно и сам Анри Картье-Брессон впал бы в некоторый ступор.
Особенно от необходимости снимать не только красивое и художественное, но и простое повседневное. То, что просил заказчик. И снимать быстро. Очень быстро.
Столь страшное вступление имеет целью подвести разум будущего свадебного фотографа к следующим мыслям.
Марка фотооборудования важна не с точки зрения "а вот такой-то мастер работает фотоаппаратом (подставьте марку по вкусу)"
Прежде всего - используемый фотоаппарат должен быть удобен. Есть такое понятие - эргономика.
В грубом приближении - это расположение кнопок на фотоаппарате, форма рукояток для удержания и структура управления и меню.
Эргономика фотоаппарата должна допускать "работу вслепую". Это чтобы можно было не отрываясь от видоискателя или объекта легко перенастроить фотоаппарат на любой требуемый режим.
Вам будет некогда вдумчиво и неспеша искать кнопки и пункты меню. Это надо делать автоматически и очень быстро.
Для этого нужно чтобы Вы легко доставали до всех нужных кнопок без всяких выкручиваний и прочей «йоги пальцами».
Отдельный пункт - оптика.
Рекомендации работать фиксами и нести на свадьбу набор вида "фишай, портретник, 50 мм, 24 мм, и еще 70-200" по своему хороши.
Но в начале и середине своего пути свадебный фотограф ( особенно в регионах ) часто работает один, без помошников.
На смену оптики уходит время. То есть цена частой смены оптики "на ходу" - пропущенные кадры.
Да и цена такого набора оптики.
Она настолько велика, что нещадно провоцирует на экономию. За счет покупки БУ и продукции фирм второго эшелона.
А теперь задумайтесь - что важнее.
Можно накупить парк недорогих фиксов непонятного качества, а можно взять один толковый топовый зум и один фикс.
Как думаете - какой вариант "вкуснее" ?
Отвечу - второй.
Секрет в устройстве объективов.
У дешевых фиксов есть небольшая такая беда - скорость фокусировки.
Они часто настолько неспешно фокусируются, что Вас не спасет и Canon 5D Mark III с его быстрыми и высокоточными крестовыми точками фокусировки.
Дешевенький мотор непонятного фикса никуда торопиться не будет.
Стандартный же зум 24-70 производства фирм Nikon или Canon способен почти мгновенно сфокусироваться на летящей птице.
И картинка у них не отличается от недорогих фиксов.
То есть с таким стеклом Вы кадры не пропустите.
Светосила большая у фиксов? Да. И нет.
Полностью открытая диафрагма заставляет большинство фиксов, даже «топовых», нещадно окрашивать картинку в цвета хроматических аберраций и снижать четкость.
Да, есть шедевры оптического дела, вроде Zeiss Otus. Но это редкая и дорогая птица. К тому же с ручной фокусировкой.
Остальные же фиксы требуют предельной расчетливости в действиях и практического опыта для того, чтобы не испортить кадр открытой диафрагмой.
С фиксами есть и еще один момент. Вы когда нибудь пробовали зумировать ногами через толпу ? )))
Это можно. Но не всегда.
Пока у Вас нет опыта, позволяющего почуствовать что «сейчас справа что-то будет, надо быстро туда повернуться и подойти» - с фиксом будет сложно.
Фиксы очень хороши для получения красивого боке. Но пока мало практического опыта, позволяющего работать двумя камерами - будьте осторожны.
Единственная камера с прикрученным «полтинником» может ОЧЕНЬ сильно подвести вас в средней квартире. Иногда - даже в больших и просторных коттеджах.
А если одеть 24мм - можно не успеть добежать туда, где виден хороший кадр.
И немного из самого последнего опыта.
Этим летом мы работали на одной свадьбе, вторым номером.
Основную скрипку играли два фотографа поизвестнее нашего.
У них была одна «квадратная камера», Nikon D4 если правильно разглядел. И вторая ненамного хуже.
Так же был монопод, куча оптики, включая фишай.
Они в день свадьбы вели себя в соответствии со всеми стандартными правилами поведения с клиентом. То есть «были позитивны», делали правильное лицо. Образцовые продавцы и исполнители прямо таки )
На следующий день прислали молодоженам пару удачных фото, сорвав на «вау-эффекте» немалое количество лайков в социалках.
Тоже - прямо по учебникам.
А потом началось.
Фото готовые - эти люди выложили на яндекс-диск на пару дней. Потом стерли. Молодожены не успели скачать фото и пришлось просить вернуть файлы на «яндекс-диск»
О передаче фото на носителях те люди даже не подумали.
Тем более - на красивых носителях.
Да и сама съемка. Ну камера крутая. Ну фиксы. Фишай. Монопод. Мастерская работа с экспонометрикой. Реально мастерская, там был не очень простой свет даже для D4. Далее наиболее подходит простонародное «и че ?»
Осняли всем этим оборудованием репортажик. Совершенный технически. И как-то не очень про свадьбу.
По итогу - мы сейчас готовим тиражирование дисков с нашей съемкой. И альбомы.
А заглавными фото молодожены поставили наши.
Смех в том, что съемка сделана на связку Nikon D700 c зумом Nikon 24-70.
Просто наши фото получились именно про свадьбу)
Сами фото - мы привезли их в подарочной упаковке индивидуального дизайна. Лучшие фото - распечатаны в правильной фотолаборатории на качественную фотобумагу.
И на этом фоне на несовершенство цветов местами и не всегда абсолютно четкую ( из-за высоких ISO ) картинку никто и внимания не обратил.
Молодожены посмотрев на наши фото снова побывали на своей свадьбе.
То есть в начале и середине пути важнее вкладываться в умение так отснять свадьбу, чтобы на фото была свадьба, со всеми ее эмоциями и красотой. А не технически совершенный репортаж "с праздника"
И очень важен собственный стиль. Важна форма выдачи готовых фото. Никаких стандартных коробочек с компакт-дисками, и тем более - не яндекс-диск.
На том позволю себе закончить данный матерал.
В следующей статье будет описано как проверять оптику при покупке и про практические особенности Canon EOS 5D Mark III
Так же будет возможность скачать тестовые RAW файлы, сделанные в сложных условиях доступного света.
Комментарии:
с точки зрения всех изложенных Вами репортажных страшилок, Дмитрий, съемка утренника в детском саду гораздо экстримальнее свадьбы.
Потому что:
1) вся та же фигня... полсекунды на каждый кадр...
2) плюс дети двигаются ОЧЕНЬ быстро и вперемешку, перекрывая друг друга. Часто с растерянными лицами, спущенными колготками и растрепанными косичками. А на фото все должно быть безупречно - улыбки, прически, наряды. Во всяком случае, только такие фотографии купят родители. Ну и, чтобы не размыто - это понятно!
3) - самое интересное!!! В концертном зале детского сада вы не сможете себе позволить не то чтобы пробираться через толпу, или сделать шаг вправо/влево, но и даже (простите!) привстать со своего места:)) Потому что в зале на 50 мест набито 150 чел. и каждый с камерой или телефоном пытается выловить свое чадо. И вы своей головой бедете обязательно кому-то мешать. И по ней можно получить. как минимум предупреждение:)
Так что я тоже использую зум, тут вообще без вариантов:(
Поэтому условия более чем спартанские. Плюс (всегда) недостаток света в середине и конце зала и жуткий контровик около окон.
Так что, думаю, у меня уже большой огромный опыт накопился и по репортажу с праздника и по передаче настроения:) А не замахнуться ли нам... ???
БОЛЬШОЕ спасибо за статью. Надеюсь - это только начало. У Вас замечательный слог!
Жду с нетерпением инфу о юстировке и Ко, потому в этом деле вообще ничего не понимаю. А разбираться, чувствую, придется!
Вот в чем цель - так это донести начинающим что не чемоданчике с фикс-объективами дело.
По детской съемке - знакомо, это сложно. Но сейчас сделали отличные системы фокусировки. Крестовые точки в новых кенонах делают чудеса.
Очень помогает при работе "в поле"
С юстировкой забегу вперед. Проще ее избежать чем делать. В Москве и Питере еще можно и то надо внимательно . В регионах - не уверен.
Отсюда материал построю от обратного - как определить объектив, который обычной подстройкой в аппарате не привести к попаданию в резкость.
А если фотограф один, то тут без вариантов, конечно...
В одиночку можно максимум работать двумя камерами, когда уже есть хороший опыт.
Вдвоем - лучше разделяться и работать разными камерами . Но иногда - разделять задачи . Один - фотографирует, другой - помогает.
На эту тему тоже можно будет сделать материал, если людям будет интересно.
да... конечно интересно... для общей свадебной грамотности:)
Но беда в том, что я не профессиональный фотограф по садикам. Я профессиональная мама прежде всего. И фотографирую так... только детей, которые вместе в группах с моими. У меня есть несколько постоянных клиентов-родителей, человек по 5-7 в каждой группе, которые доверяют моему вкусу и заказывают ВСЕ фотографии, которые получатся. Мне так проще...
Но остальные родители не воспринимают меня как фотографа, а воспринимают как маму (такую же маму как они, только с бОльшим фотоаппаратом).
Но я тоже работаю в этом направлении...
Вот в музыкальной школе у сына я сразу стала позиционироваться как фотограф, и двигаюсь по залу без ограничений. Это намного повышает качество фотографий и многоплановость сессии в целом.
А старший в этом году идет в 1й класс. Соответственно, я уже буду тоже позиционироваться как фотограф (хоть и мама).
Обычно я работаю вдвоем с женой.
Тогда мы разделяемся. Один работает по ситуации фиксом, второй зумом.
Если работаю один - беру с собой 24-70 и 24-105. Второй - для случаев, если будет нужно работать в условиях тряски или длинных выдержек. Используется он редко, в целом.
А работа двумя аппаратами - сам к этому только подхожу. Это требует большей тренировки, чем у меня сейчас есть.
Наработаю навыки обращения с новым 5DM3 - и буду использовать его в паре с 5DM2
То есть здесь главное - тренировка.
По "железу" - до уровня интуитивной слепой работы с техникой. Но это - процентов 30 дела.
70 процентов - наработать видение кадра и интуицию чтобы чувствовать что "справа что-то сейчас будет".
Если такого навыка нет , два аппарата на шее это всего лишь пустой дорогущий понт и очень тяжелый груз.
Я тоже стараюсь использовать мужа на благо моего увлечения. Но в другом ключе... у него природная инженерная мысль, и он по моему заказу изготавливает разные штуки (типа мини-студии для макрообъектов и пр.), которых нет ни у кого.
Вообще вдвоем можно много чего такого, чего не смогут два человека по одному:) Поэтому надо искать толкового напарника ОБЯЗАТЕЛЬНО для свадеб, по-моему. И прочих вечеринок...
Потому что конкуренция обязывает придумывать новые фишки.
Снимаю свадьбы время от времени...двумя камерами...двумя объективами 85мм + 17-55мм...
Ох и не просто их на плечах удержать, скажу я вам :))). Обе с батарейными блоками, вес имеют.
Насчет неудобства - да, да, да!!! Это факт. Но и насчет фиксов и только фиксов скажу только одно - я пока не готов. Снимал в свое время только на 50мм...он узкий, неудобный, но красиво рисует. Спустя время пользовал 80-200мм,но он узкоспециализированный...в результате поисков счастья остановился на 17-55 2.8 и снимаю им 90% свадьбы. Фикс 85мм взял для редких постановочных красивых с боке кадриков.
В случае Федотова - это "светлая сторона" забывания. Он быстро идет вперед. При таком прошлое быстро уходит "в туман" и злого расчета в таких забываниях нет.
Для новичков, коих здесь тьма тьмущая, полезно знать про использование "двух фотоаппаратов с фиксами" на свадьбе.
Тут и так один человек наслушавшись про фиксы - пошел с 85-м свадьбу снимать. Думаю - Вам объяснять не надо, что это такое - 85-е стекло в неопытных руках.
Но с Крутыми Мастерами бывает и иначе. Один известный человек ( не буду говорит его имя - кому надо узнают и так ) очень любит болтать про преимущества естественного света, про то, что позицию для съемки надо занимать с точки зрения света. И что он постановку не снимает. Но у него с собой всегда 3-и вспышки, Никон-Д4 и процентов 30 съемки - кадры с управляемой композицией.
Этого Крутого Мастера во время онлай-семинара опытные люди в угол на всем этом очень хорошо загнали. Мастеру пришлось выдать Страшный Секрет Правильного Света - 3 вспышки в рюкзаке и долго и неловко молчать когда ему прислали его собственные кадры и спросили - "ну как это не постановка" ?