error
Регистрация

Эрвин Блюменфельд (1897-1969). Фотографии, рисунки, фотомонтаж. Фотобиеннале 2014

Расцвет искусства в период между мировыми войнами, напряженная социально-политическая ситуация в Европе, приход к власти нацистов в Германии, геноцид евреев, война, эмиграция – эти явления и события не могли не повлиять на судьбу Блюменфельда, не могли не найти отклик в работах художника. 

В творчестве Эрвина Блюменфельда можно выделить несколько значимых для него направлений: коллаж и фотомонтаж; рисунок; автопортрет; фотографии в жанре «ню»; архитектурная фотография и fashion-фотография. Однажды открыв для себя новый жанр, художник постоянно обращался к нему на протяжении всей своей жизни, экспериментируя с цветом, формой и материалами, комбинируя различные техники для достижения максимальной выразительности.

Эрвин Блюменфельд. Сесил Битон, фотограф. 1946. Частичная соляризация. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Сесил Битон, фотограф. 1946. Частичная соляризация. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд родился в Германии, в семье немецких евреев, в 1887 году. Еще в школе он заинтересовался фотографией и сделал первые автопортреты. На смену портретам мечтательного юноши со временем пришли гротескные автопортреты с использованием всевозможных арт-объектов. В 1918 году Блюменфельд познакомился с художником-дадаистом Георгом Гроссом, был очарован идеями дадаистов и даже загорелся идеей принять участие в Первой международной ярмарке Дада, организованной при участии еще одной звезды авангарда – Франсиса Пикабиа. О периоде увлечения дадаизмом напоминают его рисунки, скетчи и язвительные карикатуры, выполненные карандашом, чернилами, акварелью - в общем всем, что было под рукой.

Эрвин Блюменфельд. Чарли. 1920. Коллаж, чернила, акварель, карандаш. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Чарли. 1920. Коллаж, чернила, акварель, карандаш. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Двумя годами ранее Блюменфельд делает свои первые коллажи. В это время он серьезно занимался литературой, писал стихи и рассказы; именно поэтому его коллажи и фотомонтажи наполнены текстами. Блюменфельд жонглировал словами, буквами и пробелами, дополняя нарезки из фотографий и рисунков ироничными комментариями и провокационными названиями. В 1933 году, чувствуя необходимость выразить свое отношение к Гитлеру и растущей мощи нацистов в Германии, Эрвин Блюменфельд создал один из самых знаменитых коллажей – объединив негатив с изображением черепа с портретом Гитлера. Позже, в начале 40-х, в Париже, Блюменфельд развил эту тему, соединив изображение торса женщины с изображением головы теленка, озаглавив аллегорическую фигуру «Минотавр или Диктатор».

Эрвин Блюменфельд. Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937. Швейцария, частная кол
Эрвин Блюменфельд. Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937. Швейцария, частная кол

Переехав 1918 году в Нидерланды, Эрвин Блюменфельд открыл в Амстердаме небольшую портретную студию. В первую очередь Блюменфельда интересовали возможности художественного эксперимента при проявке пленки. «Моя настоящая жизнь началась с открытия магии химии, игры света и тени, двойственной природы негатива и позитива», - вспоминал художник. В 1936 году Блюменфельд уехал в Париж, где состоялась первая выставка его работ в Галери Бийе. Находясь под впечатлением от творчества французских авангардистов, особенно Ман Рея, Блюменфельд обратился к жанру «ню». Благодаря игре света и тени, силуэты приобретали неземные очертания, модели казались загадочными существами, скорее тенями.  Позже, в 1950-е годы, обнаженные Блюменфельда стали более зримыми и осязаемыми.

Эрвин Блюменфельд. Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне Париж, 1939. Modernism Inc., San Francisco. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне Париж, 1939. Modernism Inc., San Francisco. © The Estate of Erwin Blumenfeld

В период увлечения черно-белой фотографией, Блюменфельд создал несколько шедевров в жанре архитектурной фотографии. На снимках Эйфелевой башни и Руанского собора Эрвину Блюменфельду удалось привлечь внимание к специфическим очертаниям зданий, подчеркнуть остроту граней, используя излюбленный прием чередования и переплетения тени и света.

Эрвин Блюменфельд. Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld

В 1938 году состоялось знакомство Блюменфельда с выдающимся fashion-фотографом Сесилом Битоном, который помог ему заключить контракт с французским Vogue. Спустя год, Эрвин Блюменфельд уже работал обозревателем моды в Harper’s Bazaar, а в 1941 году вынужден был бежать с семьей из оккупированной нацистами Франции в США, где  жил и работал до самой смерти, лишь изредка навещая Европу.

Эрвин Блюменфельд. Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Именно в Нью-Йорке по-настоящему началась карьера Эрвина Блюменфельда - высокооплачиваемого fashion-фотографа. В конце 40-х Блюменфельд обратился к активным экспериментам с цветом, этому способствовало сотрудничество с ведущими модными журналами, для которых он создавал обложки, ставшие сегодня классикой  мировой fashion-фотографии.

рвин Блюменфельд. Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld
рвин Блюменфельд. Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Последние годы жизни художник посвятил завершению автобиографии, начатой в 1950-е и, к сожалению, вышедшей в свет уже после его смерти – в 1975 году. И только 1979-м, через десять лет после его смерти, вышла книга Эрвина Блюменфельда «Сто моих лучших снимков».

Выставка продлится до 11 мая  2014.

Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Париж. Ок. 1938. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld
Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Париж. Ок. 1938. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld
 
Просмотры: 3989
 

Комментарии: