Ефим Шевченко создает удивительные портреты: в них есть какие-то нереальные мягкость света и глубина, и хочется пристально рассмотреть каждую деталь. Он выбирает моделей с отнюдь не модельной внешностью, но эти лица притягивают взгляд, в них есть нечто, что не дает забыть их сразу же после просмотра фото. О своем необычном методе погружения в фотографию и о том, как техническое образование помогло ему понять этот вид искусства, Ефим рассказал в интервью нашему журналу.
Ефим Шевченко. Фото портрет современника
– Как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
– Когда я был в одиннадцатом классе, приложения Instagram и прочих современных фоторазвлечений не было. Снимал все, что попадется, на обычную мыльницу. Как вспомню, что фотографировал, так стыдно становится: по-моему, я собрал все клише, какие только существуют – съемку луж, опавших листочков, еды, даже собственных отражений в зеркале, бр-р-р... Это продолжалось до тех пор, пока я не ушел из политехнического университета и не поступил в СПбГУ на факультет журналистики. Тогда я и купил первый свой зеркальный фотоаппарат. Правда, первые полтора года кадры были не лучше, чем раньше. Это было ненастное время с осени 2008 по зиму 2010 годов.
– Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
– За эти полтора года я посетил два мастер-класса. Имена преподавателей называть не буду, скажу лишь, что в те годы они были довольно известными. Опыт такого обучения был печален: я получил огромное количество вдохновения, но никаких знаний, которые можно было бы применить на собственной практике. В понимании фотографии мне больше помогли школа с математическим уклоном и политехнический университет. Благодаря техническому складу ума, у меня получилось отсеять большую часть ненужной информации и наконец-то понять, из чего состоит фотография и как ее создавать.
Самостоятельные занятия начались довольно забавно: я заперся дома на три месяца, приглашал к себе малознакомых и незнакомых людей и фотографировал их за овсяное печенье. С этого и начались мои портреты.
– Вы работаете преимущественно в жанре портретной фотографии. Чем вас привлекает этот жанр?
– А что такое, по вашему, портрет? Это изображение человека. Все, что мы сегодня знаем, – фэшн, репортаж, бьюти, социальная и рекламная фотография – является поджанрами портрета. Практически всем людям на земле интересны, в первую очередь, другие люди. Я от большинства мало чем отличаюсь, оттого и снимаю лица. Но просто внешность человека в фото быстро наскучивает, хочется впустить в кадр жизнь, создать замершие во времени эмоции. Именно поэтому я и выбрал жанры эмоционального и психологического портрета.
– Ваши записи в блоге пронизаны философским взглядом на жизнь, в них много глубоких мыслей о людях и самопознании. Какое место, на ваш взгляд, философия занимает в искусстве фотографии, искусстве вообще и в вашем творчестве конкретно?
– Я думаю, что зрители и читатели сами наполняют философией увиденное и прочитанное. Метафизика всегда была мне чужда. В своих работах я создаю основу, которая позволяет моей аудитории самой создать историю кадра. Для каждого эта история будет своя. Хотя ощущения каждого человека и уникальны, но механизмы и законы, по которым мы воспринимаем этот мир, практически для всех одинаковы. Это и позволяет наполнять искусство философией.
– Как бы вы сами назвали свой стиль в фотографии?
– Мои друзья обычно называют его фотографией на паспорт. Я даже и не знаю, какое определение ему дать, портрет и есть портрет. На мастер-классах и курсах организаторы используют такие обозначения, как эмоциональный портрет, психологический портрет, было даже название «блюдо на солнечном огне».
Скажем так: сейчас я надеюсь на то, что мой стиль станет настолько качественным и интересным, что потомки сами дадут ему название (улыбается). А мне для этого, конечно, придется очень постараться.
– Оборудование – камеры и объективы – каких производителей вы используете?
– Фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II, объективы Canon EF 50 mm f / 1.4, Sigma AF 28 mm f / 1.8, Canon EF 85 mm f / 1.8, Canon EF 35 mm f / 2.0. Технику Canon я использую лишь оттого, что моя первая зеркалка была этой фирмы. Большой разницы между фотоаппаратами разных фирм не заметил, поэтому использую то, к чему уже привык. Освещение на моих фотографиях всегда естественное, отражателей нет. Не знаю, какой фирмы у меня окна, да и вряд ли это кому-то поможет.
– Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
– Создать портрет современника, такую фотографию, которая смогла бы отобразить все происходящее вокруг нас в самом человеке. Конечно, вряд ли эта цель достижима, но мне кажется, что именно к подобному и стоит стремиться.
– Можете рассказать о самой необычной своей съемке? Или, может быть, есть особенно дорогие вам работы?
– Таких историй великое множество. Во время съемки я досконально изучаю биографию человека, которого фотографирую. Мне рассказывают как очень смешное, так и очень грустное, но, как вы понимаете, это личная информация и я не могу передавать ее окружающим.
Лично со мной был смешной момент, когда я снимал ультраправого скинхеда (он сам так представился) и уже во время съемки сообщил ему, что являюсь евреем. Выражение его лица стоило многого.
– По какому принципу вы выбираете моделей? Есть какой-то определенный типаж, в котором вы заинтересованы?
– Классически красивые люди мне не очень интересны. Мне нравятся острые скулы, большие глаза, оттопыренные уши и прочее. Мы слишком привыкли к рекламной фотографии, где каждый – Аполлон или Афродита. То, что люди считают своими дефектами, на самом деле является их уникальными чертами, которые намного интересней обычной красоты.
– Легко ли воплощать задуманное и срабатываться с моделями?
– Да, долго, но легко. Раньше все было иначе, но с практикой голова проясняется и цель достигается легче. С людьми работать тоже совсем не сложно, а если еще обладать и наглостью, то можно вытянуть из них любые эмоции, какие заблагорассудится.
– В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
– В самих людях. Истории их жизней и есть тот источник, который вдохновляет на работу.
– Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?
– Наглость, харизма, рациональность, спокойствие, трудолюбие – для начала этого точно хватит.
– Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
– В любом деле самое сложное – это определить конечную цель. Не распыляйтесь по мелочам и не держитесь за плюсы своих фотографий, лучше научитесь отыскивать минусы, так как их можно исправить. Любую работу можно сделать лучше, не забывайте об этом, и тогда ваша цель будет более достижимой.
– Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
– Получил музыкальное образование по классу флейты и фортепиано, придерживаюсь принципов моногамии (улыбается), являюсь агностиком, коллекционирую снежные шары, люблю произведения братьев Стругацких.
Комментарии: