error
Регистрация

Джулия Маргарет Кэмерон (1815 - 1879)

Рубрика: «События»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 18.11.2014 в 13:27:33

МАММ представляет выставку, приуроченную к 200-летию выдающегося английского фотографа – Джулии Маргарет Кэмерон. В экспозицию вошли снимки из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта – Кэмерон сотрудничала с ним еще в то время, когда он назывался музеем Южного Кенсингтона и его возглавлял сэр Генри Коул. Именно в Музее Виктории и Альберта в ноябре 1865 года состоялась первая и единственная прижизненная выставка фотографий Джулии Кэмерон.

Джулия Маргарет Кэмерон. Миссис Эрбет Дакворс, 1872. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Миссис Эрбет Дакворс, 1872. © Victoria and Albert Museum, Лондон

Джулия Маргарет родилась в Калькутте в семье чиновника Ост-Индской компании и французской аристократки. Училась в Индии и в Париже. Вернулась в Калькутту и вышла замуж за юриста и владельца чайных плантаций Чарльза Кэмерона. Из-за работы мужа она долгое время провела в  английских колониях – в Индии и на Цейлоне, а после того, как он вышел на пенсию, семья вернулась в Англию. По времени это совпало с образованием Братства Прерафаэлитов, бросивших вызов британскому академизму. С членами Братства Джулия Кэмерон познакомилась, благодаря своей сестре – Саре Принсеп.

Джулия Маргарет Кэмерон. Сапфо, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Сапфо, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон

На приемах, организованных миссис Принсеп собирались звезды викторианской эпохи: лорд Альфред Теннисон, астроном и фотограф сэр Джон Гершель, писатели Энтони Троллоп, и Чарльз Доджсон (Льюис Кэрролл), художники Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и др.

Джулия Маргарет Кэмерон. Шепот музы, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Шепот музы, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон

В 1860 году семья Кэмеронов переехала на остров Уайт. Однако сельская жизнь навевала уныние, чтобы спасти мать от скуки, дочь подарила ей камеру. Фотография стала смыслом жизни и настоящей страстью 48-летней Кэмерон. Она самостоятельно освоила сложную технику альбуминовой печати с мокроколлоидных негативов. Этот процесс требовал, чтобы стеклянная пластина с нанесенной на нее светочувствительной эмульсией экспонировалась во влажном состоянии. Затем негатив проявлялся, промывался и покрывался лаком. Отпечатки делались контактным способом, то есть негатив накладывался прямо на фотобумагу и экспонировался при солнечном свете. Кэмерон использовала выдержку от трех до семи минут, и многие из ее моделей рассказывали, как было трудно в течение долгого времени сохранять абсолютную неподвижность.

Джулия Маргарет Кэмерон. Красные и белые розы, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Красные и белые розы, 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон

Огромное влияние на ее творчество оказали литература, религия и эстетика прерафаэлитов, пропагандировавших возвращение к искренности и простоте эпохи Кватроченто. Прерафаэлиты отказались от академических принципов «кабинетной» живописи, полагали, что все необходимо писать с натуры, а  в качестве моделей выбирали друзей или родственников. Кроме того, искусство должно было способствовать возрождению духовности, нравственной чистоты и религиозности.

Джулия Маргарет Кэмерон. Пол и Вирджиния, 1864. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Пол и Вирджиния, 1864. © Victoria and Albert Museum, Лондон

В одном из писем, к Джону Гершелю, Кэмерон признавалась: «Я стремлюсь облагородить фотографию, привнести в нее дух и цели высокого искусства, объединив реальное и идеальное, и ни в чем не погрешить против истины, при всей возможной преданности поэзии и красоте». Вдохновившись принципами прерафаэлитов, Кэмерон создавала композиции на библейские, исторические и аллегорические темы. Часто на ее снимках можно увидеть героев пьес и поэтических произведений, так, по просьбе Теннисона она сделала фотоиллюстрации к его «Королевским идиллиям».

Джулия Маргарет Кэмерон. Гершель, 1867. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Гершель, 1867. © Victoria and Albert Museum, Лондон

Моделями Джулии Кэмерон в основном были члены семьи, друзья и слуги. Ей позировали ее племянница миссис Дакворт (мать Вирджинии Вульф) и Алиса Лиддел (прототип кэрроловской Алисы), блистательная исполнительница шекспировских ролей Эллен Терри, Альфред Теннисон, Томас Карлейль, Чарльз Дарвин, Генри Лонгфелло и др.

Генри Гершель Гей Кэмерон. Портрет Джулии Маргарет Кэмерон, сделанный ее сыном, 1870. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Генри Гершель Гей Кэмерон. Портрет Джулии Маргарет Кэмерон, сделанный ее сыном, 1870. © Victoria and Albert Museum, Лондон

Работы Кэмерон шли вразрез с правилами, которыми руководствовались фотографы викторианской эпохи: они были намеренно сняты не в фокусе, на них часто можно было заметить царапины и пятна. Современники критиковали Кэмерон за нетрадиционную технику, но в то же время восхищались красотой композиций и ее решимостью сделать фотографию искусством. Сама Кэмерон так описывала свой метод: «Приближаясь к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливалась вместо того, чтобы крутить линзы для достижения более четкого фокуса, на чем настаивают все остальные фотографы».

Джулия Маргарет Кэмерон. Шарлотта Норман, около 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон
Джулия Маргарет Кэмерон. Шарлотта Норман, около 1865. © Victoria and Albert Museum, Лондон

Несмотря на то, что Джулия Кэмерон занималась фотографией совсем недолго – всего одиннадцать лет, ей удалось оставить яркий след в истории мировой фотографии. Ее работы и сегодня служат источником вдохновения для современных фотографов – например, для великолепной Анни Лейбовиц, создавшей один из портретов актрисы Джессики Честейн для журнала Vogue, под впечатлением от творчества Джулии Кэмерон.

 
Просмотры: 1556
 

Комментарии:

Влад Ромм
Современная фотоаппаратура никогда не заменит творческое чутьё и талант.
23.11.2014 - 23:48:25