В Академии Фотографии я занимался три года. Под руководством опытных преподавателей я научился техническим основам и не менее важному навыку - воплощению своего творческого видения в жизнь. Курс вели не просто практикующие фотографы, но талантливые преподаватели, которые не боялись воспитывать достойную смену, способную составить конкуренцию на современном рынке. Основные цели преподавателей Академии Фотографии были – дать максимум знаний, объяснить сложное простым языком и помочь моему личному развитию как фотографа.
Заниматься было интересно, но была одна «зубная боль» - это домашние задания.
Обучение у нас проходило по вечерам с 19-00 до 23-00 часов с понедельника по четверг.
И каждый день давалось домашнее задание. И чтобы его выполнить, надо было как-то убегать с работы. Я не знаю, как мои сокурсники выполняли домашние задания, но я это делал в каком-то авральном режиме. И что интересно, почти всегда получалось хорошо.
Требования к домашнему заданию были строгие. Например, все объекты должны были находиться в резкости на всей глубине изображения (в кадре нет зоны размытия, нерезкости). Мы делали фотографии, как пейзажа, так и натюрморта и портрета. Все дело было в возможностях нашей техники и творческом порыве.
Все, что изображалось на снимке, должно было быть резким, т.е. ГРИП должна быть на протяжении всей плоскости кадра.
(ГРИП - глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости).
Например, в натюрморте мы могли разместить предметы достаточно близко друг к другу и к фону или снять пейзаж без переднего плана. Снимок с ярко-выраженным смысловым центром и малой глубиной РИП. Резкостью в этой работе нам необходимо было обозначить смысловой центр снимка, а все, что не имело особой важности – мы могли оставлять нерезким.
Для выполнения некоторых заданий нам требовалась небольшая ГРИП, которая обеспечивается малыми значениями диафрагменного числа. А если мы снимали натюрморт и хотели, чтобы фон был не резким, надо было помнить, что величина размытия фона зависит от отдаления от него основной композиции: чем дальше фон от композиции, тем больше он будет размыт.
Иногда нам давали задание снимать пейзажи - типа снимайте, что хотите и с какой хотите ГРИП – таким иногда было творческое задание.
Пейзаж - это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная. Пейзажи снимаются общим планом.
Все свои снимки во всех домашних работах необходимо было комментировать. В комментариях необходимо было указывать следующее:
Какой техникой снималась фотография.
Какие условия были при съемке: освещение, отражатели, диафрагма, выдержка, EV, фокусное расстояние, ИСО.
Как снимался кадр, история его создания.
Таким образом, мы учились не только снимать, но и сочинять.
Все это я вспомнил, когда на днях побывал на странице нижегородской художницы Саши Володиной, где она не только показывает свои картины, но о них еще и рассказывает.
Я считаю, что это здорово и очень интересно.
Вот как Саша комментирует портрет Карла Маркса, который когда-то написал ее папа:
«Карл Маркс. Это не я, это папа.
Единственный рисунок, который у меня сохранился, да и то потрепался изрядно и пожелтел. Наконец дошли руки оформить в раму под стекло.
Был ещё такого же формата молодой Ленин (ну у каждого свои кумиры), в детстве два этих мужичка висели на стене, грозно поглядывая на то, как страну просрали.
Шучу, папа, насколько помню, коммунистом не был, и Путинистом тоже, когда смотрел новости, очень злился, считая всех жуликами. Папа был умный.
Ещё помню, были альбомы с его охотничьими зарисовками, всех круче у него получались лоси, так жаль, что куда-то всё это пропало.
Он перестал рисовать годам к 50, точно не помню, ведь я у него появилась в 51.
Папа разбился на машине, и стеклом отрезало большой палец на левой руке, кое-как научился писать правой, а вот рисовать никак.
Он рассказывал, как его не взяли в школу, отправили домой переучиваться на правшу. Конечно, это невозможно, прогулял лишний год, потом сжалились над маленьким левшой.
Владимир Васильевич умер в 2011, от того что так любил курить свою Приму на крылечке глядя в дождливый лес, так и не узнав, что дочь стала художником.
И если большинство взрослых говорит - найди нормальную работу, то он был бы очень рад моему выбору.
Ну, мне кажется да, был бы рад».
Просто. Проникновенно. С любовью.
Мне очень нравится, как пишет картины и тексты Саша Володина. Я не знаток искусствоведческих наук, но у меня сложилось четкое внутреннее убеждение, что Саша Володина - человек незаурядный. Не верите? Сами посмотрите - ее страницу в Фейсбуке найти не сложно.
А я в заключение этой заметки хочу показать одну из многих фотографий, которую сделал «набегу» по дороге с работы на занятия в Академию Фотографии. Что в ней для меня удивительного? Это скоротечность процесса - этот кадр был сделан минут за пять. Вот что значит педагогическая сила домашнего задания.
А вот на фотографию бутылки пива для одного рекламного журнала у меня ушло целых три часа!
Теперь бутылки пива я не снимаю. Я выбрал другую жизнь. Но каждый день по привычке даю себе домашнее задание: сфотографировать что-то хорошее, написать что-то хорошее и рассказать что-то хорошее о хорошем человеке.
И мне кажется, что и мой папа был бы рад моему выбору.
Комментарии: