error
Регистрация

Для снимающих и пишущих на приключенческих гонках.

Рубрика: «Личное»
Автор: Григорий
Опубликовано: 28.09.2021 в 16:48:09

Соревнования по поисково-спасательным работам - это яркие и захватывающие приключенческие гонки. Начинающему фотографу и очеркисту есть что посмотреть и отобразить в эмоциональных очерках и фотографиях. Приключенческие гонки - это то место, где можно стать мастером экстремального репортажа и экстремальной фотографии. Но прежде чем отправляться в творческую командировку, я советую изучить три книги. Эти книги являются учебниками писательского мастерства и фотосъемки в экстремальных условиях. Авторы этих книг мои учителя. Я благодарю судьбу за встречу с ними.

Например, Александр Александрович Ефремов известный российский рекламный и пейзажный фотограф, автор ряда книг по фотографии и Photoshop. В прошлом он был главным редактором журнала «Фото Тravel». Он член Союза фотохудожников России, член Федерации профессиональных европейских фотографов и член Гильдии Рекламных Фотографов. Ефремов много лет преподавал в «Академии Фотографии» и «Академии Классической фотографии». Работы Александра Ефремова есть в Фотографических Галереях мира и частных коллекциях. Сан Саныч был моим первым учителем и наставником в фотографическом деле.

Александр Ефремов на лекциях любил повторять: «Хорошую фотографию можно сравнить с коротким рассказом. Такая аналогия зависит от сюжета и пластики снимка. А серия фотографий - это уже большой рассказ, где последовательность снимков серии очень важна. Внешние условия от фотографа не зависят. К ним надо быть просто готовым.

Нет стандартных советов. Любить то, что вы снимаете. Составить предварительный план точек съёмки. При подготовке поездок надо всегда просматривать карты, спутниковые снимки — по ним можно выбрать место потенциальной съёмки, определить место для лагеря, понять, как будет распределяться свет, где восходит и заходит солнце.

Обязательно брать на съёмку компас, чтобы сориентироваться по сторонам света, а значит, и представлять, как будет распределяться освещение. Необходимо изучать прогноз погоды.

Фотограф, который снимает в путешествиях, всегда немного рискует. Рискует аппаратурой, собственным здоровьем, в конце концов, просто сухими ногами и чистой одеждой. При этом поездка может быть и не такой уж экстремальной. Порой фотограф даже не подозревает, откуда может прийти опасность или возникнуть нестандартная ситуация. Вообще о путешествии и дороге написано немало литературных произведений в разных жанрах. От документальных, изложенных сухим и чётким языком исследователя, до авантюрных приключенческих романов. В наши дни перо заменила фотокамера. Хорошую фотографию можно сравнить с коротким рассказом, стихотворением или японским хайку. Такая аналогия зависит от сюжета и пластики снимка. А серия фотографий — это уже повесть или роман, где последовательность снимков серии не менее важна, чем то, что на них изображено».

Книга Александра Ефремова «Фотография в экстремальных условиях» — не учебник по фотографии для начинающих. Здесь вы не найдёте рассказа о том, что такое диафрагма или выдержка в фотографическом понимании. На эту тему написано уже множество книг, незачем повторять многократно сказанное.

Эта книга — также и не справочник поведения в нестандартных погодных и природных условиях, не учебник по правилам выживания в экстремальных ситуациях.

Эта книга — об особенностях съёмки в сложных погодных и природных условиях, и как быть к ним готовым.

Александр Ефремов пишет: «Многие воспринимают термин «экстремальный» как нечто экстраординарное — нечто, чем занимаются люди, получившие специальную подготовку: спортсмены, военные, цирковые артисты. А для некоторых переночевать в палатке летом, не говоря уже о зиме, тоже относится к разряду экстремальных поступков. Для немалого числа людей встать до восхода, да ещё находясь в отпуске, тоже за рамками возможного, — я же на отдыхе. А мне, напротив, дома порой очень трудно вставать по утрам. Но когда я еду на съёмку, а в основном это съёмка пейзажей, понятие «днём — работать, ночью — спать» теряет смысл. Если не встать до рассвета, не увидишь самый эффектный свет в нужном месте и не снимешь лучшие кадры. А летом, особенно в северных широтах, ночь короткая. Снимаешь на закате, затем ночная съёмка, один-два часа, и уже рассвет. Поспать удаётся только днём. То есть когда солнце высоко, и свет самый «невыгодный». Давайте договоримся сразу: съёмка в экстремальных условиях — не спорт. Так, поход на байдарках для нас давно уже не спортивный маршрут. Это выезд на съёмку. И байдарка — только средство передвижения в интересные места, куда попасть можно лишь по воде. И по возможности в такие места, где редко ступала нога человека. Мы заранее, ещё в Москве, прикидываем точки возможных кадров и останавливаемся в выбранных местах на два-три, а иногда и на четыре дня. Иногда наши прогнозы оправдываются, иногда окружающий пейзаж вносит свои коррективы.

Нередко съёмка может стать экстремальной и в, казалось бы, самых привычных условиях и знакомой до мелочей обстановке. Такой её могут сделать дождь, сильный ветер, мороз, резкая перемена погоды и прочее. Замечу, кстати, что быстрая смена погоды при съёмке пейзажа — лучший вариант получить эффектные кадры, поэтому надо уметь быстро реагировать. Экстремальными условия съёмки становятся для нас и в другом случае: когда мы оказываемся в незнакомой и непривычной обстановке либо в ситуациях, скрывающих потенциальную опасность. Как правило, это случается в отпуске, когда мы путешествуем, и в стремлении увидеть что-то невиданное ранее нас заносит в горы, в море, в пустыни, в джунгли...

Моментальное и уверенное определение правильной экспозиции в условиях быстро изменяющегося сюжета — это порой сложная ситуация даже для опытного профессионала. На автоматику, кстати, в большинстве случаев полагаться нельзя. Однако технике фотографии можно научиться…»

Многим фотографическим премудростям меня научил Александр Ефремов.

А вот Николай Кононов и Екатерина Оаро научили меня азам писательского мастерства, за что я им буду всегда благодарен.

Николай Кононов в книге «Автор, ножницы, бумага» пишет: «Фото и видео, конечно, победили буквы, но парадоксальным образом мы пишем все больше. По тому, как адресат формулирует мысли в почте, мессенджере или приложении для знакомств, мы решаем, тратить время на общение с ним или нет. Мы все острее ощущаем усталость от входящего в наш мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл, и тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.

Ремесло рассказчика вечно. «Романисты» в тюремной камере бытия ценятся всегда. Презентация, питч инвестору, легенда о компании для внутренних и внешних коммуникаций создаются по законам драматургии. Умение рассказывать истории окупается с первой же книги, раунда инвестиций, громкой статьи или выступления на конференции.

Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце. Не обязательно это личный опыт. Мы разбираемся в окружающем мире и его феноменах, персонажах — точнее, можем разобраться достаточно глубоко. Если, конечно, речь не о сверхспециальных дисциплинах вроде общей теории поля. Какие-то вещи кажутся нам важными, какие-то — пустыми. Текст должен сообщать что-то очень важное. Нетривиально объяснять важные процессы. Быть остро полезным читателю. Обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя

— или рассказывать историю яркого героя — пусть не звездного, но уникального, отражающего дух времени

Выбор и формулировка темы — половина успеха. Выбор может все погубить, а может продать историю на стадии идеи. Если у вас нет сногсшибательного личного опыта, ищите яркого героя, яркое явление, яркую теорию, которые резонируют с эпохой, историческим контекстом, современностью, насущными проблемами людей.

Репортеров учат описывать, но редко учат думать. Между тем, книга — это история, рассказанная вашим голосом с вашими интонациями, увиденная вашими глазами. Она требует большей глубины, чем обычные тексты. Если книга растет из статьи, будьте осторожны: главная мысль, скорее всего, простовата, ее надо докрутить. У вас уникальный шанс вписать явление или героя в широкий идейный контекст. Думайте. Не мельчите…»

 

Каждый, кто приступает к написанию текста, знает, какой это может быть непростой процесс. Сесть, сосредоточиться и начать выводить слова на бумаге или набирать

их на клавиатуре — настоящее испытание - по себе знаю.

Вы боитесь подобрать неверные слова и просто уверены, что в итоге выйдет нечто банальное, перегруженное штампами и весьма далекое от первоначальной идеи. Книга Екатерины Оаро — ваш союзник в этом нелегком деле. Автор книги не только много лет обучает людей искусству создания текстов, но и, конечно, создает их сама. Поэтому она не понаслышке знает, с какими трудностями вы столкнетесь, и как их преодолеть Книга содержит множество практических советов и упражнений, которые помогут вам бесстрашно приступить к делу и не опасаться за результат. Это художественное произведение о том, как писать художественные произведения.

Прочитайте и попробуйте повторить сами, как это уже сделал я.

 

Екатерина Оаро в книге «Держись и пиши» задается вопросом: «Должен ли я писать? Должна ли я писать?

С тех пор как я преподаю писательское мастерство, на мою почту приземляются письма с этим вопросом. Авторы присылают мне на рецензию свои тексты, чтобы, наконец, успокоиться. Они ожидают от меня оценки: «Вот вы — пишите. А вы — нет».

За спиной у них обычно маячит Толстой с его «если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать». И они ищут подтверждения своего права на творчество у авторитетов, готовые поверить чужой оценке. В самом начале я пробовала убедить таких авторов, что писать им, конечно, нужно. Это насыщало их на час, но после они снова начинали сомневаться. Потому что извне этот колодец не заполнишь, сколько одобрения в него не клади. Я тоже была таким автором. Мечтала, чтобы авторитетный писатель взглянул на мой черновик и определил, есть ли у меня потенциал. Но все оценки я быстро ставила под сомнение. «Он говорит недостаточно эмоционально, он неискренен», — думала я. Или: «Он говорит из вежливости и чтобы меня не ранить». Или: «Эта писательница недостаточно авторитетна, она сравнивает меня с новичками, а не с классиками».

Поиск разрешения вовне напоминал жизнь без дома, неприкаянность. Жалкая позиция, вам не кажется? Я думаю, мы становимся в нее лишь тогда, когда теряем себя. Но если в себя вернуться, то находишь внутри мечту о книге, интерес к писательству, новый замысел, образ, жажду эксперимента. Разве недостаточно этого для того, чтобы писать? Я верю, что если желание писать не покидает вас, то вам нужно писать. Это желание и есть ваш потенциал…»

 

Учитесь, друзья, и приезжайте на приключенческие гонки, где мы с вами и поснимаем в экстремальных условиях и очерки яркие напишем. Будет что, потом порассказать друзьям и подружкам. Да и фотографии интересные показать.

 
Просмотры: 94
 

Комментарии: