Диафра́гма объектива (от греч. διάφραγμα — перегородка) в оптических приборах — разновидность апертурной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива, то есть диаметр проходящих через него пучков света. Такая регулировка используется для управления светопропусканием и глубиной резкости. Диафрагма объектива представляет собой непрозрачную перегородку с круглым отверстием переменного диаметра, центр которого совпадает с оптической осью. Так говорит о ней Википедия.
А что же это есть на самом деле? А это вот что. Диафрагма - это перегородка, состоящая из тоненьких металлических лепестков, которые соединяясь и разъединяясь, регулируют количество света, попадаемого на светочувствительную поверхность фотоаппарата, в частности, в случае цифровых фотоаппаратов, — на матрицу. Кстати, часто у новичков складывается впечатление, что диафрагма находится в фотоаппарате, и не редко можно услышать фразу «диафрагма фотоаппарата», которая по идее не совсем верна, потому что у зеркалок и цифрокомпактов со сменными объективами диафрагма находится в объективе, а не фотоаппарате. Поэтому правильней говорить диафрагма объектива.
На картинке ниже видно о чём идёт речь Величина диафрагмы выражается числом и обозначается следующим образом F/(величина диафрагмы), например, F/2.8. Чем меньше число, указывающее величину диафрагмы, тем больше относительное отверстие, т.е. больше открыта диафрагма и наоборот. числа диафрагмы приведены к стандартному ряду F/1,0, F/1,4, F/2,0, F/2,8, F/4,0, F/5,6, F/8,0, F/11, F/16, F/22, F/32, в котором каждая ступень различается с предыдущей в 1,4 раза, что даёт разницу в интенсивности пропускаемого света в 2 раза, вместе с выдержкой, диафрагма определяет экспозицию. Таким образом, регулировка диафрагмы даёт возможность снимать при различной освещённости. От диафрагменного числа зависит также глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) является такой диапазон расстояний на изображении, в котором предметы воспринимаются как резкие, чем больше значение диафрагмы — тем больше глубина. Это позволяет использовать диафрагму для создания художественного эффекта. Глядя на эти изображения выполнение при разных значениях диафрагмы можно заметить, как меняется глубина резкости в зависимости от выбранных значений диафрагмы. Т.е. Чем больше число, тем больше цветков на фотографии мы можем хорошо различить. Так же величина диафрагмы влияет на качество картинки даваемой объективом которое в основном зависит от конструктивных особенностей. Так, например, не все объективы дают резкую картинку при максимально открытой диафрагме, в следствии чего приходится прикрывать диафрагму для получения наилучшей резкости, однако и чрезмерно не следует закрывать диафрагму так как в следствии слишком маленького отверстия возникает эффект дифракции что негативно сказывается на техническом качестве конечной картинки.
В фотоаппаратах реализовано обычно два режима работы с диафрагмой это режим А (Приоритет диафрагмы) и М (ручной режим)
Но это всё теория!!! А как же пользоваться то? Всё одновременно просто и сложно, но есть определённый ряд рекомендаций
f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса
f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4
f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.
f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.
f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.
f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.
f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов
f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.
Большие значения использовать не рекомендуется так как в следствии дифракции качество изображения начинает падать как было указано ранее и стоить заметить, что явление дифракции на фотоаппаратах оснащённых матрицей размера APS-C наступает раньше.
Я почти всегда использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Желаю вам удачных снимков!!!
Комментарии: