Если Вы - внештатный фотограф, или собираетесь им стать, то следует принять во внимание вот что. Деловые навыки важны ничуть не меньше, чем Ваш профессионализм в создании качественных снимков.
Релизы.
1. Релиз модели (модельный релиз) - письменное согласие с подписью модели о том, что Вы имеете право на снимок. А также согласие на то, что Вы имете право использовать снимок в той форме, которая предусмотрена договором. В зависимости от фото, релиз модели может быть как простым, так и сложным.
2. Релиз собственника. Необходим, если Вы собираетесь использовать фотографии чужих домашних животных, или зданий. Что касается снимка с информацией о каком либо бренде, или конкретной личности, то они не могут быть применены в коммерческих целях. Поэтому настаивайте на том, чтобы получить релиз!
Также, независимо от вида задания, Ваш клиент может потребовать модельный релиз в случае публикации снимка в рекламных целях или в отраслевом издании.
Рекомендации: чем проще релиз, тем лучше. сложный релиз может напугать модель; просто укажите в течение какого времени Вы получаете право на использование фото; не связывайте себя конкретикой; сохраняйте оригиналы релизов и делайте их копии.
Важно знать о том, что несовершеннолетние не имет права подписи релиза, без подписи родителей он недействителен! А также помнить то, что релиз модели - своеобразная защита от судебных исков о вмешательствах в личную ( частную) жизнь.
Права на фото.
Продавая фотографии, Вы занимаетесь реализацией не самого как такового изображения. Но продажей прав на использование фотографии в течение периода и способами, предусмотренными в условиях сделки.
Один и тот же снимок можно выгодно продать намного больше, чем 1 раз. Идеальный вариант - это когда Вы можете продавать одну и ту же работу нескольким заказчикам (покупателям). Пример: Вы продаете 10 покупателям право всего лишь на одну публикацию Вашего снимка. После того, как они опубликуют его 1 раз, их права на этом и закончатся.
Тема авторских прав - очень серьезная. В этой статье приводится базовая ознакомительная информация.
1. Исключительные права: Вы продаете все права на Вашу работу. Права можно передавать на всегда или на определенный период. В договоре можно предусмотреть то, для какого типа публикаций возможно использование фотографии ( изображения). Пример: Вы можете указать, что фотографии будут использоваться исклчительно в учебных материалах. Или Исклчительно в отечественных изданиях без права публикации в других странах.
Итак, в любом случае можно составить эксклзивный договор, который будет соответствовать пожеланиям клиента (покупателя) и фотографа ( продавца). В зависимости от типа продаваемых прав и от самих фотографий.
2. Все права: это договор ( соглашение), схожий с продажей исклчительных прав. Тем не менее различие есть. Это те ограничения, которые фотограф имеет право наложить. Прежде чем заклчить договор с продажей всех прав или исклчительных прав, серьезно подумайте. О том, что Вы реально можете утратить свои права на фото. Что это значит? То, что Вы никогда уже не сможете не только выставлять на продажу, но и публиковать свое изображение. Или как либо реализовывать иначе.
3. Право на разовую публикацию: клиент (покупатель) имеет право ( ему разрешено) опубликовать снимок всего лишь 1 раз. При этом фотограф сохраняет как все права на снимок, так и на реализацию его в дальнейшем. А также на доп. выплаты за последущие публикации.
4.Право на первую публикацию: фотограф продает фотографии ранее не публиковавшиеся абсолютно нигде ( ни в печати, ни на телевидении). Такой договор служит издателю в качества гарантии права первой публикации. После реализации этого права, то есть после публикации изображения, все права на него снова возвращаются к фотографу.\
5. Право на фото для печати в книгах: фотографу полезно знать о том, что книги периодически переиздаются. Возможно, что издатель снова пожелает использовать Ваш снимок. В этом случае издатель (покупатель) должен выплатить доп. вознаграждение фотографу. Поэтому этот пункт обязательно прописывайте в договоре.
6. Право на продажу за рубежом: увеличьте стоимость изображения . Потому что речь идет уже о продаже международных прав.
7.Право на публикаци (и) на каком то конкретном языке: подразумевает то, что снимок будет опубликован исключительно в тех странах, где разговаривают на языке автора. Пример: продажа прав на испанском подраз-ет то, что снимок может быть продан в таких странах, как Испания, аргентина, Мексика и т.п.
8. Право на использование в целях рекламы: подразумевает использование изображения для продвижения товаров лбым образом, вклчая книги и обложки альбомов. Поэтому, если Ваши фотографии приобретат для определенной рекламной кампании, то Вы имеете право на доп. вознаграждение ( оплату), если Ваше фото будут использовать и для другой цели. Пример: Вы заключили договор с покупателем о том, что Ваш снимок будет применен в качестве обложки в альбоме. Если же заказчик, будет публиковать его в постере или использовать в рекламе, то Вы имеете право на доп. оплату (вознаграждение).
9. Защита авторских прав в Интернете - это самая актуальная тема на сегодняшний день. Выясните у покупателя какое (ие) именно право(а) он у Вас приобрел и уточните конкретно и детально, что он понял из того, что Вы ему не разрешили делать. Почему так? Потому что в отличие от продажи прав (разовой публикации) печатному издани, с владельцем веб сайта все обстоит по другому. А именно: как он сможет защитить фото от кражи? Или что делать, если придется опубликовать снимок в годовом отчете? и так далее. В случае продажи прав онлайн рекомендуется идти по пути переговоров и разработки собственных способов получения прибыли от фотобез постоянных мониторингов и рисков возникновения спорных ситуаций.
10. Как защитить авторские права на фото, которые защищают фотографа от воспроизведения его снимков несанкционированным образом. Первое - изучить законыо защите авт. прав, учитывая то, что они менятся. внекоторых случаях приходится обращаться даже к юристу.
Бернская конвенция закрепляет факт того, что авторское право на отографи возникает в момент фиксации - переноса изображения на пленку или в память цифр. фотоаппарата. Исключения составляют случаи, когда работа осуществляется по заказу другого человека.
Опыт США: В 1989 г. США присоединились к Бернской конвенции ( участвуют уже более 160 стран). До этого авторам необходимо было предварительно регистрировать авторское право. Теперь же американские фотографы защищены с момента нажатия кнопки спускового затвора.
И все же до сих пор существут причины из за которых в Вашу работу необходимо добавлять (вклчать) информаци об авторстве. В случае судебного разбирательства, Вы сможете потребовать денежну компенсаци. Это нужно для того, чтобы тот, кто решит воспользоваться Вашим фото без разрешения, знал, что именно Вы являетесь его автором.
Список положений для подачи заявления о защите авторских прав:
- Подать заявление ранее , чем Ваш снимок будет опубликован. Подробная инфо на сайте Библиотеки конгресса. это для США.
- Даже без регистрации авт. прав можно значительно защитить свои работы символом С в круге (знак авторского права.) При правильном использовании он способен защитить Вас необходимой защитой. Или сделав надпись "Авторские права принадлежат" рядом с Вашим именем в нижней части каждого изображения.
- Для подачи заявления на регистраци нужно заполнять специальную форму для каждого листа с фотографиями + все оплачивать. Это может очень дорого обойтись, поэтому ограничтесь знаком авторского права ( С в круге). Разместите его на всех снимках, которые предназначены для печати с целью коммерческого использования. А также на тех, что публикуете в Интернет. Поавайте заявление на регистраци тех работ, которые как Вы посчитаете имет потенциал особого спроса.
Если же Вы работаете по заказу, то все изображения технически принадлежат заказчику. Что это значит: Вы не имеете авторского права на эти снимки.
Итак, в заключение:
1.Будьте предельно точны при продаже Ваших прав. Вместо углубления в расшифровку названий прав, максимально четко опишите что конкретно Вы продаете. По какой цене. На какой период времени. Составьте подробное описание сроков оплаты и использования Ваших снимков ( работ). Помните о том, что ценность договора состоит в том, что как покупатель, так и продавец, должны иметь четкое понимание своих прав.
2.Старайтесь сохранить Ваши права на снимки. Избегайте полной продажи своих прав. Независимо от того кому, где и в какой части Вы их продаете. Исклчение составляют случаи с крупным вознаграждением. Это очень редкие случаи. Прежде чем пойти на такой шаг, убедитесь, что Вам заплатили соответственно ценности изображения.
Комментарии: