Корр: Лана, скажите – часто ли вы снимаете детишек и как относитесь к такому виду искусства, как коллажирование применительно к детской фотографии?
Л.Г. - Детишек снимать мы очень любим, делаем это с большим желанием и тщательной подготовкой. Ведь детская съемка – это не только творчество и креатив, это еще и большой труд фотографа. Труд и в части постановочной работы с маленькими моделями в части поиска индивидуального подхода к каждому малышу. А уж если говорить о коллажировании, то это самый сложный и трудоемкий жанр детской фотографии. Здесь важно все - от первоначальной идеи до расстановки света на площадке. Ну, и конечно, многое зависит от обработки и подачи конечного результата. Но зато и продукт получается неординарный, авторский, сделанный под конкретного клиента и всегда немного сказочный. Ведь при коллажировании мы сами себе придумываем, а потом рисуем реальность. Кроме того, нельзя забывать и о коммерческой стороне этого продукта. Коллажи сегодня очень востребованы на рынке, так как немногие фотографы еще владеют этим искусством в совершенстве, а клиентов, желающих получить сказку, созданную по их сценарию, сейчас очень много.
Корр: - Игорь, а сложны ли в обработке коллажи? Может, есть какие-то секреты?
И.Г - Правильно говорят – для детей нужно делать так же, как для взрослых, только лучше! Итак, детская фотография – какая она должна быть в обработке? Есть несколько правил, которые мы рекомендуем соблюдать при работе с изображениями детишек.
Во-первых, цвет. Будет правильно, если фотограф задумается о том, какой цвет он хочет видеть впоследствии на фотографии еще до съемки. Это поможет ему дать рекомендации родителям по одежде или реквизиту для маленькой модели. Например, очень яркий рисунок на одежде отвлекает внимание от эмоций, и может «смазать» хорошую фотографию. И наоборот – отсутствие ярких пятен можно компенсировать цветной игрушкой или другим реквизитом, сознательно придав съемке больше эмоционального смысла.
Второй момент – ретушь. Как правило, детская кожа не нуждается в глубокой ретуши. Однако, не стоит забывать, что иногда и ее надо немного почистить и выровнять по цвету. Очень хорошо смотрятся после обработки кадры, снятые в светлом ключе. Как правило, эта техника очень подходит для детской съемки и для последующего коллажирования – она делает картинку легкой и воздушной.
Корр: - Игорь, а чем конкретно Вы пользуетесь при обработке коллажей? Может, какие-то плагины или специальные девайсы?
И.Г. - Вы знаете, мы пользуемся своей авторской клавиатурой - Фотолана Смайли. В ней есть много готовых решений для обработки детских съемок – на каждую клавишу есть свой рецепты! Это настолько удобно, что уже все наши школьники и знакомые фотографы давно перешли на работу со Смайли.
Корр: - А как создается коллаж? Как придумывается идея, сюжет?
Л.Г. – самое главное – найти взаимопонимание с клиентом (в данном случае с родителями) и совместно придумать тот сказочный сюжет, под который будет производиться съемка и последующее коллажирование. Основа хороших коллажей – съемка всех объектов в одинаковом освещении. Если Вы снимете ребенка в студии, а затем будете пытаться добавить к картинке стандартный клипарт, взятый из библиотеки, то получится не коллаж, а аппликация. Свет на всех предметах должен быть одинаков, чтобы картинка смотрелась гармонично.
Как только вы придумали сюжет, сразу продумайте реквизит, который потребуется для съемки. Реквизит можно не только купить, но и изготовить самому. Например, у нас была серия деток-цветочков, снятых для календаря. Так вот костюмы для этой съемки мы делали своими руками – расшивали цветами шапочки, шили пышные юбки! Это увлекательно и уж точно не встретится ни у кого другого!
После проработки деталей, продумайте схему освещения. Например, если на картинке у Вас планируется с одной стороны свет от свечи, а с другой – в окошке Луна, то надо пользоваться соответствующими фильтрами на источниках света – слева теплым, а справа – холодным. Тогда контровые блики на волосах и свет на лице модели будут моделировать задуманное освещение на Вашей картинке.
Корр: Лана, я знаю, Вы недавно проводили мастер класс на Фотофоруме по детскому Фотоарту, может, поделитесь – о чем на нем говорилось?
Л.Г. – С удовольствием! Вообще, мастер классы по детскому Фотоарту у нас проходят традиционно два раза в год. В этом году один из них прошел в рамках Фотофорума Экспо 2012. Такие мероприятия очень сложны в организации. Ведь они включают в себя и съемку маленьких моделей и компьютерную обработку!
Детишки часто участвуют маленькие, поэтому, наша задача не только занять фотографов сложнейшим учебным процессом, но и организовать его удобно для самых маленьких участников. Например, когда мы проводим такие мероприятия у себя в офисе Фотолана, то мы устариваем целую детскую зону – стелим белый ковер, устраиваем зону игр и рисования, организуем мини-кинотеатр с мультиками, угощение. И все это для того, чтобы детки могли отдыхать между съемками, а фотографы – продуктивно работать и учиться в отсутствии плача, капризов и усталости. Ну а специально для Фотофорума мы придумали два сюжета из известной и многими интерпретируемой в съемках, сказки про Алису в стране чудес. У нас было два сюжета - «Полдник с белой Королевой» и «Падение в волшебную нору»
Сюжеты были разные по свету и цвету – на темном и светлом фонах. Принципиально разная техника коллажирования (без использования всеми не любимой обтравки)
Корр: Игорь, в картинке про Алису, падающую в волшебную нору, Вы повторили свой прием, который был в серии с «Детскими снами»? Летающие детки - это уж точно из сказки! А как достигается такой эффект?
И.Г. – действительно, сюжет с летящей Алисой и был взят для демонстрации этого приема. Все довольно просто и одновременно сложно. Картинки собираются по частям – сначала снимается верхняя часть – ручки и с личико девочки. Потом снимается нижняя часть – платье и летящие ножки. В данном случае мы обычно либо держим ребенка на руках, либо слегка качаем его.
Ну и отдельным кадром снимаются летящие волосы. Для удачного «полета» волос все средства хороши – можно использовать вентилятор, можно махнуть лайт диском, а можно просто потихоньку отпускать прядь за прядью и потом добавлять их все на одну картинку.
Корр: Спасибо за такой замечательный рассказ, а можно ли научиться такой обработке и съемке?
Л.Г. – конечно, можно! Главное – желание и творчество! Можно учится самим, а можно присоединится к нашей школе, где есть разные программы и по съемке и самое главное – по обработке от классической ретуши до арта. Надеемся, наши советы обязательно помогут вам в создании ваших собственных нарисованных сказок и фантазий!
Лана и Игорь Гришины
Эксперты Ассоциации компьютерных обработчиков Акобра (acobra.ru), основатели школы обработки фотографий Фотолана, неоднократные победители международного конкурса WPPI, фотографы года 2008 по версии журнала Фотодело и Министерства Культуры РФ.
postobrabotka.ru
Комментарии: