Потратив деньги на камеру, хочется иметь приличные фото. Приличные не только в смысле технического качества – это забота производителя камеры и составителя инструкции по пользованию, но и чтобы получившееся даже в семейном альбоме рассматривалось без зевоты.
Не будем говорить здесь о цифровых зеркальных камерах со сменной оптикой. Оставим их профессионалам и очень продвинутым любителям, способным реализовать заложенные в камеру огромные возможности и знающим, как это сделать.
Не будем пока и о незеркалках со сменной оптикой – дело новое и пока редкое, о котором трудно сказать что-то определенное.
Предметом разговора будут «цифромыльницы» (вполне официальный термин, они же «цифрокомпакты») и гипер-... мегазумы с их не шибко компактной, но вполне пристойных габаритов могучей оптикой.
Покупая камеру, стоит подумать о том, как вы ее собираетесь использовать.
Для пополнения семейного альбома снимками домочадцев (в том числе и четверолапых), фотками из турпоездок и с пикников/рыбалок (и более занятных вещей, как мы увидим в дальнейшем) возможностей цифромыльниц более, чем достаточно. Мало того, они просто незаменимы в некоторых ситуациях!
Мыльница всегда при вас, она мгновенно готова к бою, она не привлекает внимания. Миниатюрности последних моделей позавидовал бы сам Джеймс Бонд…
Если же вы планируете как-то продвигаться в благородном искусстве фотографии, снимать красивые «макро», фотоохотиться (в том числе и за жанровыми сценками), пользоваться светофильтрами и прочим, словом, делать фотографии, а не просто картинки типа «я и Маня в ресторане», то выбор должен быть сделан в пользу ультра- и гиперзумов.
Это камеры с 10-20 и более, чем 20-кратным увеличением. Они, при всех своих богатых возможностях, весьма компактны и, не занимая много места в сумке/портфеле (а то и в кармане), могут стать вашими неразлучными спутниками.
В последние годы сформировался еще один «подвид» мыльниц – для экстремальных условий.
Согласитесь, аппарат, который можно уронить в салат, сполоснуть под краном и продолжить съемку, нырнув метров на пять; аппарат, сохраняющий работоспособность на жаре и морозе, спокойно переживающий падение на камень (при карманных габаритах и вполне божеской цене) – это Вещь!
Небольшой размер этой статьи не позволяет углубиться в описание конкретных моделей, тем более, что появляются все новые и новые. Вот адреса лучших, на мой взгляд, сайтов, где можно получить достоверную информацию практически по любой модели: www.dpreview.com (английский); www.club.foto.ru (русский).
Выбрав и купив камеру, очень важно тщательно изучить руководство пользователя. Это может быть и CDc текстом инструкции. Лично я сразу распечатывал текст и переплетал в виде карманной книжечки, отбросив страницы с самоочевидными вещами. И с книжечкой не расставался, пока работа с камерой перестала требовать особых умственных усилий. Кто учился водить машину, знает, как приходит такой момент.
Сейчас с той же целью пользуюсь карманным компьютером смартфоном.
Во всех – без единого исключения – фотокамерах есть режим Auto, при котором камера сама все делает за вас.
Делать-то она делает, но следует помнить: автомат – дурак. Изображение-то он вам сделает, но без претензий к качеству.
Сюжетные программы (спорт, ночь, портрет, пейзаж и т.п.) – это уже намного лучше. По сути, это заложенные в микропроцессор камеры опыт и знания профессиональных фотографов. Ваша задача только дать знать камере, что именно вы снимаете.
Но и тут производители любительской техники пошли настолько дальше по пути ублажения ленивых пользователей, что моя последняя камера сама определяет сюжет!
Однако же только овладев ручными и полупрограммными режимами (если они предусмотрены), вы сможете получать то, что хотите, а не то, что вышло. То, что выходит само собой – обычно не шоколад.
Тем не менее, повторю: современные цифровые камеры обеспечивают вполне приличное качество при условии соблюдения инструкции и без высоких затрат мозговой энергии.
Итак, камеру выбрали, на кошке, теще и столетнике отработали навык обращения ней. Можно снимать.
Что?
Скажете, что это не вопрос?
Честно: на какой минуте просмотра чужого семейного альбома вы начинаете зевать? Даже если фоты очень приличного качества…
Ну, какое вам дело до всех этих дядей, тетей и детей, таращащихся в объектив? У вас своих девать некуда. А все эти виды знаменитых (и вправду – очень красивых) мест? Вы все это уже видали-перевидали, и вообще, на днях сами туда поедете.
И то же самое привезете?
Снимки на память – это понятно, они нужны. Но смотреть их интересно только вам и очень вам близким людям: не в самой картинке дело, будь она хоть мятая и корявая, а в том тепле воспоминаний, которое она излучает. Дай вам бог таких побольше! Но вам же хочется, чтоб и другим было интересно. Как этого добиться?
Проще простого: снимать иначе! Посмотрите, что и как снимают вокруг вас в какой-нибудь Венеции-Флоренции: за сущие гроши в любом киоске вы купите открытки с теми же видами, с прекрасного качества изображениями. Вот и купите. А сами, обеспечив запас сувениров, отпустите на волю фантазию: у вас же Цифра! Ну сотрете сотню-другую кадров, делов-то… Зато оставшимися впечатлите ваших зрителей.
Животные.
Вот где ультразум очень кстати. К животным трудно приблизиться без того, чтобы они не отреагировали на ваше присутствие и не изменили поведение.
С другой стороны, такое приближение часто просто физически невозможно, скажем, в зоопарках. Уже не редкость объективы с 30-кратным зумом (это увеличение 12-16-кратного бинокля).
Снимок будет совершенно неинтересным, ели вы будете снимать «просто животное»: это лев, это макака, это собака...
Но если вы дадите себе труд (и удовольствие) понаблюдать некоторое время за поведением звериков, вы обнаружите, что они – замечательные артисты. Вам останется только зафиксировать мизансцену.
Практически неограниченная многозарядность цифровой камеры при такой съемке – важнейшее преимущество! Животные очень подвижны. Но у вас же «цифра»!
Дети. К этим существам вполне применимы вышеизложенные принципы. А уж если они вместе оказались в кадре, ваш снимок скучным никто не назовет.
Цветы, насекомые и прочая мелкая сволочь – МАКРО одним словом - изумительно смотрятся на фотографиях.
Практически все цифровые камеры имеют такой режим.
Скажете: «Ладно, я купил эту симпатичную «цифру». А как творить всю эту благодать?»
Об этом в следующей заметке.
А иллюстрации к этой – моя страничка. Все снимки сделаны цифромыльницами и гиперзумами Фуджи и Олимпус.
Комментарии:
но осилила и сама себе кивнула даже)
очень хорошая заметка, особенно для тех кто спешит купить себе суперпуперфотик...а потом года два разбирается как же его включить-то... (это на личном опыте) ))))
Ну и вы забыли про пожалуй единственную группу компактов, которая может интересовать тех, кто снимает не только для ДА. Компакты с матрицей APS-C и фиксом.
1. Идёте на какую то встречу, но которой возможно сделаете какие то снимки на память - высокая художественность не нужна, просто на память. Кладёте в карман и не нужно тащить баул со всем этим хозяйством, да ещё переживать чтобы кто то не сел на него спьяну.
2. Хотите попробовать что то новое. Я например, попробовал подводную съёмку. Дополнительная затрата - 500р. на чехол и я под водой. И прошу заметить - без дрожания рук за свою дорогущую зеркалку.
3. Автомат хороших мыльниц гораздо интеллектуальнее чем у зеркалок. Ну мне так кажется.
но м.б. в этом случае она сыграла неплохую роль. Снятый вид находился в 2-3 км от точки съемки. Трудно назвать мыльницей компакт Олимпус SP800 и подобные камеры, тяжеловат он для этого.
Будем считать "мыльницами" всё, что без зеркала и с несменной оптикой.
А снимок очень красивый.