Кого считать профессионалом, а кого любителем? Это, как оказалось, напрямую зависит от критериев качества фотографий.
Заметим, что разделение на профессионалов и любителей, создающих произведения искусства, используется далеко не во всех видах искусства. Деление на художников - профессионалов и художников - любителей, создающих произведения искусства, широко применяется только в массовых видах творчества, в народных промыслах и ремёслах, к коим можно отнести современную фотографию.
Если подходить к этой проблеме более корректно, то следовало бы в этом контексте противопоставлять не «профессионала» и «любителя», а опытного мастера, искусного фотохудожника, постоянно действующего фотографа и иногда фотографирующего дилетанта.
Любитель угадывает траекторию творческого процесса приблизительно, а профессионал знает результат своей работы точно.
Иногда под понятием профессионального фотографа понимается Коммерческий фотограф, что далеко не одно и то же.
Поэтому возникают три категории:
Профессиональный фотограф
Коммерческий фотограф
Любитель
Основным достоинством коммерческого фотографа является прежде всего безукоризненное выполнение пожеланий заказчика. Профессиональный фотограф - прежде всего человек наёмного труда, «умелец - ремесленник», создающий отчуждённый от себя продукт.
Обычно коммерческий фотограф работает по готовым и ранее отработанным рецептам и способам, использует наиболее удачные фрагменты ранее отработанных методов творчества, не добавляя ничего от себя.
Это человек, открыто признающий свою специализацию в обществе, иногда имеющий документальное подтверждение своей специализации и претендующий на общественное признание уровня мастерства по своей специальности. Поскольку основная задача профессионала - максимально удовлетворить требования заказчика, выгодно продать ему максимальное количество своих фотографий, то результат своего творчества он соотносит не с собственными душевными волнениями, а с запросами во многом отличного от него клиента. Да и эти запросы фотограф не может воспринимать неискажённо.
Кроме того, клиент берёт за образец для подражания не лучшие творения фотоискусства, а те, которые ему близки, которые он уже готов воспринимать и которые он сам мог бы в принципе создать.
А так как большинство клиентов малокомпетентны в фотографии, не искушёны в фотоискусстве, ориентируются на массовую продукцию, кич, то и коммерческий фотограф со временем становится продавцом популярных картинок, жизненный уровень которого зависит от масштаба реализации его продукции.
Профессиональное искусство - это искусство угождать и искусство быть приятным. Но в эстетике невозможно быть неискренним. Это всё равно, что изменять своё лицо.
Это является причиной того, что постепенно коммерческий фотограф теряет остроту авторского видения, чувственность образного восприятия действительности, способность удивляться, интерес и любопытство при съёмке.
Профессионализм - это освобождение от иллюзий. Рядовой профессионал ориентирован в своей работе не на собственные устремления и душевные порывы, а прежде всего на массовое сознание и массового потребителя. Массовый потребитель вынуждает его производить то, что называется «халтурой». «Халтура» - означает не «плохо», а «помимо».
Коммерческого фотографа воспринимают как специалиста, которому совсем не обязательно понимать смысл своего творчества. Это за него сделает клиент-заказчик. Однако на самом деле клиент всегда менее компетентен в фотографии, поскольку не фотографирует постоянно.
«Никогда не спорьте с дураком, потому что он опустит вас до своего уровня, а потом выиграет спор, так как имеет в этом опыт». В коммерческой съемке опускание до уровня понимания заказчика происходит автоматически, так как он платит деньги и заказывает музыку.
На самом деле профессионализм заключается не в том, что у тебя есть, а в том, как ты владеешь своей фототехникой, не зависимо от ее марки.
Высокопрофессиональный исполнитель может и не быть великим художником, но великий художник неукоснительно является высокопрофессиональным мастером, потому что всеобъемлющее воображение заключает в себе глубокое понимание всех выразительных средств и стремление ими овладеть.
Настоящий вкус и профессионализм проявляется не в процессе съёмки, а в процессе выбраковки получившихся снимков.
Как говорил Анри Картье де Брессон: "Не снимай все, что видишь. Не печатай все, что снял. Не показывай все, что отпечатал". Уже вначале происходит "естественный" отбор снимков.
Можно снять гениальный снимок, но не заметить этого.
Профессиональный фотограф использует в творчестве собственные идеи, наработки, опираясь на авторитеты в культуре.
Профессия фотографа стоит в одном ряду с деятельностью политиков и матадоров. Те и другие постоянно рискуют в том, что их представление о шедевре не совпадёт с представлением о шедевре окружающей их публики.
С другой стороны, профессионал не производит никакой заранее запланированной вещи. Только когда фотографирует, он узнаёт, что хотел сфотографировать. Ощущение нового, того, что невозможно предвидеть, не начав работать, - главное в процессе художественного творения фотографии. Непредсказуемость результата - основополагающий элемент творческого процесса. Свободное творчество - мимолётный мираж, спонтанный как сновидение.
Фотографы профессионалы отличаются от других людей тем, что могут достаточно легко отобразить на фотобумаге процессы, происходящие вокруг и внутри души. Талантливая фотография даётся им естественно и просто, она не требует многолетних навыков и усилий в поте лица.
Профессионал с большей вероятностью создаёт нечто новое, более совершенное и нравственное, ибо творчество в человеке - это все, что в нём есть, за исключением того, что направлено на получение прибыли.
Фотография сегодня столь доступна, что у любого человека, взявшего в руки фотоаппарат, возникает иллюзия, что он может создать гениальный снимок.
Нередко бывает, что это действительно так; технического совершенства в изготовлении фотоотпечатка достичь несложно, и если фотографирующий смотрит на мир незашоренным взглядом, то он без особых усилий превращается из любителя-потребителя в любителя-творца, создающего фотографа.
Любитель - неангажированный художник - беззаботный трудоголик. Обязательное обстоятельство возникновения и существования любителя - его малые материальные потребности от фотографии. Каждая потребность - это нужда, требующая удовлетворения, а следовательно, профессионального труда. Низкий уровень потребления позволяет фотолюбителю легко почувствовать себя материально обеспеченным, получая взамен массы денег массу времени, свободного для творчества.
Он если и вступает в товарно-денежные отношения и делает оплачиваемую работу, то продаёт «рукопись, а не вдохновенье», предлагает продукт своего труда, но не себя как функцию. Таким образом, он остаётся свободным, иногда забывая, что свобода не приносит прибыли.
Свобода - это возможность индивидуального выбора желаемых целей и методов достижения этих целей с учётом обстоятельств. Исходя из этого определения можно заключить, что способность к длительному более или менее свободному самовыражению фотограф может сохранить только тогда, когда он находится выше многих житейских обстоятельств, окружающих его со всех сторон. Но это возможно только лишь в одном случае - тогда, когда обстоятельства этому благоприятствуют.
Любители-фотохудожники, выставляя иногда на суд зрителей единичные произведения, гораздо менее скованы какими-либо условностями. Их творчество гораздо более свободно и не серийно. Благодаря любителям, самоучкам, изобретателям публика становится более привередливой, разборчивой, капризной.
Поэтому искусство нуждается не в ремесленниках, а в авторах - людях одержимых, свободных от условностей и норм. Опыт годится только для подражания.
Но для этого надо в совершенстве владеть техникой, способами и методами съемки, знанием законов восприятия...
Чем отличается любитель от профессионала?
Популярные статьи:
Комментарии:
Кто зарабатывает на фотографии, тот профессиональный или коммерческий фотограф - без разницы, а кто не зарабатывает - любитель!
В современном мире мерой всего являются деньги и фотография не является исключением. Или это слишком просто?
:-)
любитель-пробует,снимает много,радуется снимкам,
коммерческий- снимает много,радует людей,получает деньги,
профи - снимает мало и безупречно.
Это просто попытка классифицировать понятия и сделать так, чтобы каждый вкладывал в понятие общий для всех конкретный смысл, а не имел ввиду что-то свое, глубоко личное )))
А бабло в творчестве - слишком скользкий показатель )))) Большинство великих художников умерли в нищете, а много вы видели картин тех, кто в их время заколачивал бабки как художник?