26 апреля 1934 года в аргентинской провинции Чако в семье простого крестьянина родился сын Педро. Спустя годы весь мир узнает его как выдающегося мастера фотографии Педро Луиса Раоту (1934-1986г.г.).
Жизнь не баловала Педро. С детских лет мальчик узнал, что такое бедность, как тяжело достается каждый кусок хлеба. И когда подросток заинтересовался фотографией, то, скрепя сердце, вынужден был продать велосипед, чтобы купить себе фотокамеру.
Позднее, уже в период воинской службы в г. Вильягуай, у него появилась возможность в свободное время помогать местному фотографу и учиться у него. Гарнизонный город Вильягуай на многие годы стал для него родным. Там он познакомился со своей будущей женой и там же, после увольнения из армии, открыл свою бытовую фотостудию.
Поначалу, несмотря на упорный труд, жизнь молодой семьи была полна лишений. Денег, зачастую, не хватало на самое необходимое. Однако Раота не сдавался, не падал духом. Мало того, он умудрялся еще находить время для творчества.
Началом его будущих успехов стал 1958 год, когда он стал победителем фотографического конкурса в родном Вильягуай. Позднее были и другие победы на выставках в Аргентине. Но все же звездный для него час настал в 1967 году, на международной выставке во французском городе Канны, где при 2500 участников, он становится серебряным призером. А уже в 1969 году в Нидерландах ему присуждают приз «Лучший фотограф мира». И далее пошло его победное шествие по странам и континентам. На протяжении всей последующей жизни Раота напряженно работает, ведет интенсивную выставочную деятельность и получает огромное количество всевозможных наград на выставках и конкурсах фотоискусства.
В чем причина такого колоссального успеха мастера? Думаю, в его феноменальном таланте, в умении чувствовать, видеть и запечатлевать проявления внутреннего мира человека в его внешности, улавливать суть и гармонию в, казалось бы, хаотичном многообразии окружающей действительности. И, конечно же, - труд, труд и труд!
В работах мастера мы не увидим действующих политиков, воротил экономики, звезд кино-шоу бизнеса и прочих статусных фигур, на плечах которых немало фотографов въехало в «фотографический рай» материального благополучия и широкой известности. Герои всех его произведений – простые люди, из среды которых вышел и сам автор, именно им и их повседневной жизни посвятил он свое творчество, получившее всемирное признание.
Намеренно применяя технику «низкий ключ», то есть доминирование темных тональностей в изображении, Раота подчеркивает тем самым, что жизнь этих людей не легка. Но вместе с тем, она не совершенно беспросветна и потому луч света – света надежды присутствует почти во всех его работах.
Фотографии Педро Луиса Раоты воспевают чистоту человеческих отношений, они излучают удивительное очарование, которое невозможно сымитировать ни современной цифровой съемкой, ни изощренной компьютерной обработкой. Потому, что в каждую из них он вложил частицу своей души.
В 1981 году Раота основал в Буэнос-Айресе институт фотографического искусства, который курировал до конца своих дней. Насколько мне известно, институт продолжает работать до сих пор.
Вместе с тем должен сказать по поводу некоторых интернет-сайтов, где утверждается, будто на счету мастера 2000, а то и 3000 только золотых медалей. Это полная чушь! И родиться она могла в головах людей, наивно полагающих, что древо искусства можно трясти как грушу. Педро Луис Раота по количеству наград и так впереди планеты всей и не нуждается в приписывании ему нереального количества наград. Он и без этого навсегда останется гениальным мастером светописи ХХ века.
В моем активе десятки лет выступлений на международной фотографической арене, сотни престижных фотовыставок по всему миру и награды всех видов и достоинств. Благодаря этому моя творческая стезя пересеклась едва ли не со всеми выдающимися мастерами мировой художественной фотографии, моими современниками. С одними из них знаком лично, с другими – по переписке. А у кого-то побывал даже дома, где оставил свои памятные записи в их книгах для почетных гостей. И все же, в когорте этих славных имен, для меня лично, Педро Луис Раота занимает особое положение. Прежде всего, причина в неизгладимом впечатлении, которое оставляет его творчество. А также в том, что я всегда ощущал его как, несомненно, духовно близкого мне человека. Наконец, мы начинали свой путь в фотографии в разных странах и в разные годы, но в одинаково трудных условиях, не позволявших даже мечтать, что когда-нибудь для нас распахнут свои двери лучшие галереи и выставочные залы мира. Однако все это стало реальностью! И я особенно горжусь тем, что мне довелось не раз демонстрировать свои работы вместе с аргентинским мастером на престижных международных смотрах фотоискусства и вместе с ним быть в числе их призеров.
Мне, разумеется, приходилось видеть произведения Раоты в подлинниках и, помимо содержания, проникнуться его утонченным мастерством ручной бромосеребряной печати. Но и размещенные на просторах интернета изображения способны дать пытливому взгляду достаточно четкое представление о творчестве такой выдающейся личности, какой был Педро Луис Раота.
Безусловно, настоящим поклонникам фотоискусства следует знать о замечательном мастере, который в жизни и творчестве «тропок легких не искал и безделок не слагал».
Комментарии:
Но толковая статья предполагает и толковые комментарии. Можно написать два слова и ими выразить суть. Можно ничего не писать, если сказать нечего. Однако совершенно нелепо сообщать «по-моему великий мастер фотографии». Да это же давно установленная истина! И ни убавить от нее, ни прибавить к ней никто из нас уже ничего не может, что бы мы ни думали по этому поводу и какими бы фотографическими гениями сами себя ни считали.