error
Регистрация

Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Мастера Фотографии
Опубликовано: 27.08.2013 в 14:27:00

- Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?

- Рассказываю честно: в детстве тяги к фотосъемке не замечал, хотя у моего отца камера была, и не одна. Снимал он очень много, у нас дома хранится огромный семейный фотоархив. Все аккуратно разложено по папкам, подписано, в отдельных коробках хранятся негативы, а в старом коричневом чемодане до сих пор лежат экспонометр, красная лампа, резак, бачки для проявки, перемотанный после падения изолентой «Зенит-Е» и даже глянцеватель.

Небольшой интерес к фотографии появился у меня в районе 2000 года, когда я часто ездил на рыбалку. Тогда для сюжетов типа «ятутбыл» была куплена простейшая пленочная мыльница Minolta, после нее – Olympus IS-300 и чуть позже – первая цифровая камера, Olympus Camedia-C4040Z, которая дала мне больше возможностей, больше свободы, развязала руки. Не надо было ехать в фотолабораторию, чтобы проявить пленку, не надо было ждать, чтобы увидеть, что получилось в результате съемки. Все стало просто и доступно. Появилось постоянное желание снимать, ибо результат был виден практически сразу, без долгих манипуляций и ожиданий.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №1

А потом была куплена первая зеркальная камера, Canon 400D. Вот с ее приобретением все и пошло-покатилось… Появился какой-то осознанный интерес к съемке. Правда, на тот момент тяги именно к пейзажам все равно не было, интересно было просто снимать, фактически все подряд. Сначала – собак, поскольку в нашей семье жили аж три (и благодаря им я пропустил такой этап творчества, как котофото). Потом наступило увлечение фотоохотой (было интересно снимать птиц, купил соответствующую оптику, сделал засидку и прочее), после нее – макросъемкой, и вот вместе с макросъемкой появился интерес уже к пейзажной и панорамной фотографии.

В общем, в итоге достаточно активно я начал снимать примерно в 2009–2010 годах.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №2

- Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

- Фотографию (съемку, обработку) изучал самостоятельно, на каких-либо курсах не обучался, и каких-либо учителей у меня не было. Все происходило методом проб и ошибок. Знания черпались из Интернета, что-то читал, смотрел чужие работы, а что-то подсказывали некоторые знакомые из тех, кто также увлекался съемкой. Но основная база знаний все-таки была взята из Сети.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №3

- Какой из жанров наиболее вам интересен?

- Наиболее привлекательным жанром для меня в данный момент является пейзажная фотография. В последние пару лет снимаю только пейзажи. На второе место поставил бы макросъемку. Редко, но все-таки делаю снимки в этом жанре. А вот что хотел бы попробовать, так это аэрофотосъемку, но пока лишь в мечтах…

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №4

- Что самое привлекательное для вас в пейзажах?

- Самое интересное – это состояние природы в определенный промежуток времени. Ни для кого не секрет, что одно и то же место в разное время/пору года может выглядеть совершенно по-разному. Получить хороший снимок для меня – все равно что поймать трофейную рыбу, особенно если он был сделан спонтанно, без какой-либо предварительной подготовки.

Или же снять красивый закат или рассвет – это также в какой-то мере сродни удаче. Не просто сам закат/рассвет, а именно такой, чтобы «ух!», как было, например, в Крыму, в Канаке.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №5

Также интересно сделать удачный кадр в том месте, которое, например, снято-переснято уже раз сто. Показать какой-то свой, новый, более-менее удачный вариант/момент/ракурс.
Вообще, как я считаю, мастерство фотографа заключается не в том, чтобы красиво снять что-то красивое, а в том, чтобы показать то, чего другие не заметили, просто пройдя мимо.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №6

- Оборудование – камеры и объективы – каких производителей вы используете?

- Как я уже говорил, мой путь в фотографию начинался с простеньких мыльниц, первой зеркалкой был Canon 400D, потом Canon 450D, 50D, 5D Mark II. А потом вмешалась жизнь, и однажды у меня не стало зеркалки. И остался я с такой камерой, как Sigma DP1s (несменная оптика, 28 мм).

Вот, наверное, именно в то время у меня и начало что-то получаться: объектив с фиксированным фокусным расстоянием заставляет не только бегать, но и думать, с ним появляется какое-то чувство кадра, объема, пространства. И вот так я пробегал почти год. О камере остались приятные воспоминания, но все-таки только одним фокусным неудобно пользоваться.

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №7

Затем была эволюция в другом лагере – Nikon D90, D300, D300s, потом опять D90, а потом Nikon D7000, которым я пользуюсь в настоящий момент.

Оптика, которая у меня на данный момент есть, это широкоугольный объектив Sigma 10–20 mm f/4–5.6; штатный объектив Nikkor 16–85 mm f/3.5–5.6; длиннофокусный Nikkor 70–210 mm f/4; портретник, который неплохо пригодился для пейзажной съемки, Nikkor 50 mm f/1.8; и отечественный объектив «Индустар-16 Л/З» для макросъемки. В последний год основное предпочтение отдаю, как ни странно, длиннофокусному «Никкору».

 
Фото пейзажи как состояние души. Влад Соколовский - №8

- Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?

- Каких-то определенных целей в фотографии я не преследую. Мне интересно снимать, интересен этот жанр. Просто стараюсь совершенствоваться по мере сил и возможностей и одновременно показывать доступным методом ту природу, которая окружает меня, те места, которые доступны практически любому человеку; в основном все мои работы сделаны в пределах Беларуси и Украины.

 
Фото пейзаж
Фото пейзаж

- Можете рассказать о самой необычной своей съемке? Или, может быть, есть особенно дорогие вам работы?

- Да, у меня есть любимые работы. Это «Листопад» и «За зайцами». В принципе, с обеими связана своя история.

«Листопад»: я даже не знаю, с чего вдруг я решил в тот день поехать в парк. Погода была серая, с водяной взвесью в воздухе, как мелкий дождь, но не туманом. И время было уже спорное, в парке могли быть люди. И все-таки я поехал туда, на липовую аллею. Приезжаю, а в парке – ни души, ни одного человека, и дорожки не убраны от листвы. Я уже сделал несколько снимков пустынной аллеи, как вдруг сбоку внезапно вышли двое, держась за руки, и направились в глубину парка. Уже одно это само по себе очень оживило снимок. Я сделал несколько кадров, и вдруг внезапным порывом ветра листва, лежащая на дорожке, и остатки листьев на ветках закружились в воздухе... И у меня получилось снять это на достаточно длительной выдержке.

 
Фото пейзаж
Фото пейзаж

А вторая работа, «За зайцами»… Был конец зимы или первые дни марта, точно не помню. Утро, солнце, синее небо, играющий светом наст. Мы с товарищем проезжали недалеко от Минска, когда на пригорке я увидел отчетливую цепочку заячьих следов, которые очень фактурно выделялись на насте. Остановился, вернулся назад и начал снимать, и тут из-за пригорка показался человек… В общем, как мне кажется, все сложилось так же удачно, хотя, как правило, я не очень люблю включать людей в пейзажный кадр.
Вообще, если порыться в воспоминаниях, то многие работы с чем-то, какими-то событиями связаны. После одной съемки на Лумшорском водопаде в результате неудачного падения почти полгода болело бедро. После другой заболел бронхитом: поленился надеть сапоги.

- В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?

- Иногда идея приходит спонтанно. Есть у меня серия работ из Карпат, называется «Ускользающее время». Мимо этих домиков я проходил во время разных поездок не раз, но мысль об использовании ND-фильтра высокой плотности вкупе с быстро летящими облаками пришла внезапно.

 
Фото пейзаж
Фото пейзаж

Часто, я этого не скрываю, смотрю чужие работы, приглядываюсь к местам, читаю описание того, как и что было сделано (если таковое упоминание имеется).
Было и так, что сниму место, приеду домой, посмотрю – и результат не устраивает. В следующую поездку пробую переснять – и опять неудачно свет ложится, не попадает куда надо. И лишь с третьего раза все хорошо складывается, падающий из-за горы свет удачно ложится на нужный участок местности.

 
красивые пейзажи фото
красивые пейзажи фото

- Что значит для вас фотография?

- Фотография – это, условно, диалог со зрителем, который может сложиться или не сложиться.

На мой взгляд, основная цель пейзажиста – не только увидеть что-то интересное и оригинальное, но и донести это до людей, найти какую-то изюминку и показать ее. В какой-то мере можно сказать, что пейзаж – это состояние души фотографа.
Могу прямо сказать: запечатлеть местность легко. А вот передать зрителю свои ощущения, красоту природы, настроение, свет, теплоту и тому подобное значительно сложнее.

На одном из форумов мне когда-то давно попалась на глаза фраза: «Фото должно штырить, и штырить не автора, а зрителя». Если зрителю объективно фотография нравится – значит, диалог состоялся.

Ну и что бы там ни говорили о профессионализме в фотографии, все-таки я считаю, что это для меня хобби. Я не стремлюсь кому-то подражать, соответствовать всем канонам съемки, более того, часто их нарушаю. Хотя, например, Джош Адамски считает, что жестких правил для создания хорошего снимка не существует.
А почему еще диалог в прямом смысле этого слова – я выставляю свои работы на некоторых фоторесурсах, и если возникает какой-то вопрос, связанный со съемкой, обработкой и прочим, стараюсь всегда на него ответить.

- Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи настоящему фотографу?

- Фотограф должен постоянно развиваться в своем творчестве, не стоять на месте, по возможности стараться самосовершенствоваться. Быть целеустремленным в достижении определенного поставленного перед собой результата. Я, например, как уже говорил, могу приехать на определенное место несколько раз, пока готовый результат меня не устроит.

А если рассматривать пейзажную съемку, фотограф также должен стараться учиться или уметь снимать в самых разных погодных условиях, ведь погода зачастую бывает непредсказуема. А наградой за стояние под дождем может быть минутное его прекращение с красивым проблеском на небе...

Ну и еще одна из задач фотографа – как можно более правдоподобно обмануть зрителя для достижения максимальной эмоциональной составляющей.

 
красивые пейзажи фото
красивые пейзажи фото

- Есть ли мастера классической и современной фотографии, творчество которых для вас особенно показательно?

- Да, есть такие. Мне очень нравятся работы Даниила Коржонова, это планка, на которую стоит равняться. Еще по сюжетам и многому другому интересны работы Владимира Медведева, например. Авторов-то интересных на самом деле много, просто в качестве примера я привел фактически соотечественников, людей, которые в свое время сделали отличные снимки мест, находящихся в России и на Украине. И таких мест, которые также кому-то могут быть доступны в географическом плане. Хотя в последнее время оба автора снимают в основном за пределами СНГ...

 
красивые пейзажи фото
красивые пейзажи фото

- Можете дать несколько советов начинающим фотографам?

- Во-первых, нужно стараться больше снимать и, как ни странно, смотреть чужие работы, ведь некоторые схожие сюжеты/моменты могут повториться в какой-то мере и в вашей реальной жизни/съемке. Если больше снимаешь, больше видишь, результаты в любом случае будут, было бы желание. И на начальном этапе это в какой-то мере может помочь с освоением композиции пейзажной фотографии.

Во-вторых, забыть про слова: «И никакого фотошопа!», которые иногда пишут под работой, особенно той, где он точно не помешал бы. Я рассматриваю это как неподходящую браваду и признание в собственной технической безграмотности. Как мне кажется, любой кадр в той или иной мере требует определенной коррекции, вопрос тут лишь в чувстве меры или авторской задумке.

 
морской пейзаж фото
морской пейзаж фото

Что огорчает в последнее время – низкий уровень работ. Зеркальные камеры стали доступными, их покупают все и вся, при этом многие считают, что обладание зеркалкой – уже само по себе залог получения удачного кадра. Фотосайты, Интернет просто наводнены работами низкого качества, но зато с гордыми надписями: «Это было снято топовой камерой с топовым объективом, и никакого фотошопа».

В-третьих, иметь желание чему-то постоянно учиться. Интернет – великая вещь в наше время, в нем можно найти массу статей, посвященных пейзажной съемке.

 
морской пейзаж фото
морской пейзаж фото

В-четвертых, у фотографии должен быть зритель, таково мое однозначное мнение на этот счет. Любую работу нужно выставлять и показывать, не в плане печати и проведения выставок, а в том плане, что есть много фоторесурсов, куда можно загружать свои работы и где есть разные люди, с разными творческими и личными предпочтениями, с разным жизненным опытом и образованием. Соответственно, шансы получить абсолютно разные отзывы о своей работе возрастают. Естественно, на начальной стадии отделить/отличить льстивый комментарий от зрелой критики очень трудно, но это приходит со временем.

 
морской пейзаж фото
морской пейзаж фото

В-пятых, при съемке на начальном этапе использовать градиентные фильтры и штатив, сделать все, чтобы снимок получился технически удачным.

К слову, о штативе есть хорошее высказывание Скотта Келби:
«Фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, могут фотографировать только дважды в день… на восходе и на закате.

Если с этим у вас нет проблем, то пришло время раскрыть еще один важный секрет: …всегда нужно использовать штатив. Каждый день. Постоянно.

В пейзажной съемке не бывает фотографий, выполненных без штатива…
Однажды утром вы обязательно увидите рядом с собой дилетанта, делающего те же снимки, что и вы, но без штатива…

Хотите спасти заблудшую душу? Молча возьмите штатив и стукните его по голове».

Источник: rosphoto.com
 
Смотрите еще:
 
Просмотры: 8932
 

Комментарии:

Валерий Симонов
"Фото пейзажи" по правилам грамматики русского языка пишется одним словом, фотопейзажи.
27.08.2013 - 15:51:24
 
Angela Ray
Красота спасет мир, автор - волшебник! спасибо.
28.08.2013 - 08:37:17
 
Andrei Dolzhenko
Слежу за творчеством Влада и стараюсь подглядеть у него сюжеты, цвета, технику. Рад, что его мысли об обработке, технике съемки и т.п. совпадают с моими. Надеюсь когда-нибудь научится создавать работы уровня Влада, очень бы хотелось...
28.08.2013 - 08:59:36
 
Мария Лушпенко
Очень впечатлили работы. В них однозначно есть изюминка.
04.09.2013 - 10:07:24
 
Сергей
Понравилось, кое что почерпнул для себя из увиденного и прочитанного. Автору удачи!
14.09.2013 - 10:47:23
 
delete (id41051)
Статья произвела хорошее впечатление. Очень приятные фотографии. И дельные советы начинающим пейзажистам.
С удовольствием присоединяюсь к добрым пожеланиям Владу!
22.09.2013 - 03:43:42
 
Борис Безбородов
Влад.Доброе время суток.Спасибо за статью и за фототографии.Отлично! Добрые,понятные советы для пейсажистов.Удачи!
24.09.2013 - 20:40:21