– Вы знакомы с кем-нибудь из западных фотографов? Кто-нибудь из них интересен вам?
– Нет, лично не знаком. Но есть фотографы, которых я уважаю, которые мне, скажем так, близки по духу. В свое время, когда я был в Нью-Йорке, я хотел познакомиться с Ричардом Аведоном, но ему это было абсолютно не интересно, и знакомство не состоялось. Мне очень близок и симпатичен был Оливеро Тоскани. Правда, до того как он стал заниматься этими… вивисекциями и расчленением трупов. А он был удивительный. Такой красивый! Такой жизнерадостный! Просто такой мой фотограф, впрочем, как и Ричард Аведон. Но, увы, оба на какой-то стадии, видимо, объевшись этой красотой, потянулись к дерьмецу, к мусорным бакам, к помойке.
У меня совершенно потрясающая история была, связанная с Аведоном. Я мечтал иметь его альбом, долго мечтал, несколько лет. И вдруг так случилось, что в Америке вышел его альбом (а стоил тогда Аведоновский альбом от 75 до 100 «безусловных» единиц, и было как-то неловко просить человека привезти его мне). Это был его первый альбом вот этого вот чудовищного дерьмокопания. Люди Алабамы, глубинки, бомжи, алкаши, еще что-то. И тут приезжает человек из Америки и говорит: «Валер, я тебе привез альбом Аведона». Это оказался тот самый альбом. И я думаю: «О Боже! И надо было столько мечтать!». Но это еще не все. Буквально спустя месяц мне звонит еще один человек и говорит: «Валер, я тебе привез альбом Аведона!»… Теперь у меня два этих альбома, которые я не могу смотреть, потому что они мне мерзки. А вот хорошего Аведона у меня так до сих пор и нет, хотя хороший альбом Ньютона мне все-таки подарили.
– Раз уж зашла речь о Ньютоне, как вы относитесь к его экспериментам с женским телом? Это только коммерция, на ваш взгляд, или еще и искусство?
– Я очень рад, что с юности удивительно точно все понимал про человека. Почему моя фотография интереснее и дорогого стоит? Потому что я вижу человека, я могу о нем ничего не сказать в портрете, но я вижу, чего он стоит. Я и раньше, глядя на какие-то отдельные фотографии Ньютона, даже если сами по себе они мне нравились, уже прозревал, я видел какую-то удивительную внутреннюю раздвоенность. Во всех этих замечательных сексуальных женщинах было для меня что-то настораживающее. Это не любование Рубенса, это не упоение Дега или Ренуара…
– Они агрессивны.
– И агрессивны, и болезненны. Когда я уже смог познакомиться с этим Ньютоновским и раздвоением, и растроением, и всем, чем угодно, я понял, что я правильно все это видел. Какие-то его работы безумно мне нравились, они хороши, они полнокровны, интересны, но в большинстве его работ было заложено и садо, и мазо, причем внутреннее. Это не было отстраненным взглядом, его работы таковы по сути.
Комментарии: