Когда я готовился к очередной экспедиции в пустыню Гоби, пришлось много времени потратить на изготовление специальной одежды и снаряжения. Возможности производственные и материальные тогда у меня были большие. Наш центр разработал к тому времени комплекты одежды и снаряжения для всех климатических районов. Были созданы комплекты и для арктических войск. В качестве верхней оболочки комплекта одежды был сшит костюм из очень тонкой, прочной ткани, которая была по существу сеткой с мельчайшими отверстиями. Этот полярный костюм я решил тоже взять в пустыню и провести испытание в натурных условиях. Смущал только цвет. Мои друзья категорически мне не советовали быть похожим на «белую ворону». Друзей я не послушал. Костюм оказался комфортным и эргономичным. Впоследствии на основе этого «снежного» костюма я создал целую «аридную» коллекцию одежды для проведения специальных операций в пустыне. Но вопрос о «белой вороне» оставался открытым до момента, когда я решил опубликовать фотографию, где я в этом белом костюме среди барханов. Так появилась эта заметка.
Откуда берутся «белые вороны»? Кто такие эти «белые вороны»? И почему они белые? Почему все вороны, как вороны — черные, а белые, ну, как бельмо в глазу, так сильно выделяются на общем вороньем фоне? Еще Бальзак говорил: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Так кого же можно считать «горбатыми»? Нас, обычных серых, или тех самых, не вписывающихся в наши рамки жизнепонимания? Конечно же, не будем так категоричны, ведь, и те, и другие, все мы, имеем право на существование и выражения своей индивидуальной сущности. Не потому ли все, что не укладывается в рамки общепринятых норм и правил, привычных для определенного общества, времени, национальных устоев и традиций, выпадает из обычного восприятия и становится чем-то особенным, по-иному существующим. А индивидуумов, так непохожих на других, называют «белыми воронами». Чем же они так отличаются от нас, обычных? По мнению психолога Эвелины Ахматовой, люди, выделяющиеся из общей массы людей, обладают зачастую редкими способностями и даже талантами, которые под их чутким руководством становятся реальным воплощением чего-то немыслимого, удивляющего и порой восторгающего окружающих.
«Белая ворона» - это метафора, используемая в русском языке для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности. Вороны с белым оперением в природе очень редки, так как их цвет обусловлен довольно редкой мутацией. Белая ворона - противоречивый символ необычности, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности.
Белая ворона - человек, который всеми окружающими метится как «не наш», «чужой» в силу непохожести на них. Чаще всего, отмечается несходство в ценностях.
«Белая ворона» отличается от нонконформиста тем, что у такого человека нет специального желания выделяться. Это человек, которому дороги свои ценности, и он не считает правильным ими жертвовать ради того, чтобы его приняли как своего.
Но «белой вороной» может оказаться и тот, кто осознанно выбирает свою, отличную от других, индивидуальность. В этом случае свою индивидуальность можно и нужно защищать.
По мнению психолога Надежды Пономаренко, «белые вороны» делятся на две категории. Представители первой, страдая от непонимания окружающих, изо всех сил пытаются наладить с ними контакт, стараясь «совпадать» с большинством. В итоге им удаётся в какой-то степени «замаскироваться» под «чёрную ворону», но такие люди всё равно выделяются из толпы и воспринимаются как индивидуумы, убегающие от самих себя.
Представители второй категории не только осознают свою исключительность, но и гордятся ею, всячески подчёркивают её, не упуская ни малейшей возможности лишний раз доказать окружающим, что белый цвет лучше серого. В любом случае родиться «белой вороной» – это и награда свыше, и наказание одновременно. Далеко не каждому по вкусу и под силу чувствовать себя на протяжении всей жизни бельмом в глазу большинства. Некоторые ломаются и становятся «как все». И изменить что-либо невозможно, ведь сказано в Библии: «Кого люблю, того и наказую»…
По мнению психолога Владимира Ивлева, люди предрасположены выбирать друзей и любимых среди тех, кто схож с ними по складу своего мышления. В этом случае конфликты сводятся к минимуму. Наиболее же крепкая дружба всегда возникает между теми личностями, которые не скупятся на похвалы друг другу.
Один из главный основателей теоретической социологии Толкотт Парсонс утверждал, что социализации любого индивида базируется на 3-х основных принципах:
1. Познавательный механизм, который подразумевает постоянную потребность в новой информации.
2. Защитный психологический механизм. Именно с его помощью принимается решение, когда между личностными потребностями происходит конфликт.
3. Механизм приспособления. Он является производной от защитного механизма и играет основополагающую роль в социализации личности.
В том случае, когда все 3 механизма работают нормально, человек прекрасно вписывается в окружающую среду. Если же один из механизмов выходит из строя, то личность теряет возможность комфортно устроиться среди людей. Это провоцирует конфликты и трения с окружающими. Со временем они начинают считать непохожего на них человека «белой вороной».
В целом же надо отметить, что любая личность всегда сама провоцирует то или иное отношение к себе. Иными словами, как посмотришь, так и отразится. Поэтому оптимальный вариант – это в любой ситуации оставаться самим собой. Только в этом случае можно наконец-то расстаться с психологическим дискомфортом.
Конечно, кому-то подлинный образ может не понравиться. Но найдётся немало и единомышленников. То есть человек уже не будет одиноким. Он станет частью группы людей. И уже никто не посмеет назвать его «белой вороной».
Как считает психолог Эвелина Ахматова «Белых ворон» не становится меньше. Они всегда были, есть и будут. Так уж устроена природа, что в любом обществе всегда находится человек, который способен удивить цветом выражения своего мышления, соответственно, и поведения. Кто они, «белые вороны»? Можно ли назвать «белыми воронами» некоторых выдающихся ученых, музыкантов, художников и поэтов? В большинстве случаев все-таки можно ответить положительно. Да, практически всех выдающихся деятелей науки и искусства природа одарила богатыми талантами, яркость которых находит свое отражение не только в их уникальных достижениях, но и нередко в поведении и образе жизни. А это как раз может служить убедительным подтверждением того, что талантливых людей можно считать «белыми воронами». Ведь их незаурядность выходит далеко за рамки ординарных норм. Иногда гениальность граничит с безумством и настолько неожиданно поражает сложившееся понимание вещей, что расценивается как отклонение от нормы. Людей, проявляющих неадекватность в поведении в некоторых случаях, психиатры считают психически нездоровыми. Но история показывает, что многим из великих гениальностей их странности в поведении и даже образе жизни совсем не мешали создавать прекрасные творения ума и души. Может быть, безумные, ничем не объяснимые поступки — это и есть расплата за гениальность? Но всегда ли «белые вороны» талантливы? Люди, отмеченные знаком гениальности, обладают даром передавать свое мироощущение, свое видение мира каким-то очень глубоким, тонким способом, недосягаемым для окружающих. Всегда ли «белые вороны» являются «белыми»? В настоящее время, в частности, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, которые для этого прибегают к самым необычным способам. Не умея выражать свою индивидуальность через создание чего-то нового, креативного в творчестве или науке, они выделяются через необычное изменение своей внешности. Для этого молодые люди одеваются так, чтобы резко отличаться от всех остальных. А в некоторых случаях выражение их внешнего облика противостоит принятым общественным нормам и это вызывает, по меньшей мере, легкое замешательство со стороны старшего поколения. Люди, пытающиеся выразить свою индивидуальность, непохожесть, выражают ее в меру своих интеллектуальных и творческих способностей. Если человек просто не знает, как по-другому показать свое «я», кроме как выкрасив волосы в сине-зеленый цвет или надев одежду давно минувших веков, то значит, это его собственное решение, его выбор и его личный способ показать свою отличительную черту от рядом живущих. Это значит, что человек по-другому выражать свою уникальность не может, просто не умеет. Люди все разные, и каждый чем-то отличается от других, кто-то проявляет себя по-особенному в математике и добивается в жизни особенных успехов. Кого-то увлекает конструирование, и он с легкостью изобретает немыслимо сложную технику. А кто-то выделяется из общей массы современников невероятными способностями в музыке.
Или как я, в полярном гламуре покорял знойною пустыню. Смотрится чудаковато, зато кочевая жизнь комфортна. Поэтому, если вы «белая ворона», не расстраивайтесь, а наслаждайтесь своею индивидуальностью и помните, что «никто вам не друг и не враг, а каждый - учитель». Когда меня коллеги-фотографы называют «белой вороной», я не обижаюсь. Я вспоминаю слова Шерлока Холмса из фильма: «Ватсон! Мистер Ватсон! Ватсон, я могу Вас утешить: дело в том, что таких людей, как я, в мире очень немного. Может быть даже, я такой один».
Так что не бойтесь быть «белой вороной» и помните: «белая ворона» - не цвет, а состояние души.
Комментарии: