error
Регистрация

Аркадий Шайхет «Фотографии 1932-1941»

Рубрика: «События»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 01.09.2014 в 17:10:31

МАММ продолжает программы «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии», над которыми музей работает с 1997 года, и представляет третью часть проекта, посвященного творчеству фотографа. Открытие первой выставки - «Аркадий Шайхет. Начало. 1923-1927» состоялось в 2010 году («Фотобиеннале 2010»). В рамках «Фотобиеннале 2012» была показана вторая часть ретроспективы, охватившая период с 1928 по 1931 год - невероятно насыщенного и драматичного времени в истории страны. 

Третья выставка «Аркадий Шайхет. Фотографии 1932-1941» станет настоящим открытием, даже для поклонников творчества фотографа. Она включает как снимки, являющиеся визитной карточкой  Шайхета, например, знаменитые «Экспресс», «Трактор и самолет», «Красноармейская купальня», так и работы, до сих пор неизвестные публике, большинство из которых впервые напечатаны как выставочные отпечатки с авторских негативов.

Аркадий Шайхет. Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. Москва, 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. Москва, 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток

«В 1931-1932 гг. образовалось Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ), Аркадий Шайхет активно участвовал в его работе. Александр Родченко стал одним из руководителей группы «Октябрь». Несмотря на различия во взглядах, фотографы этих групп постоянно взаимодействовали, использовали опыт друг друга в творчестве и были искренни в отстаивании собственного мнения.

Аркадий Шайхет. [Охотный ряд]. Уличное движение. Москва, 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. [Охотный ряд]. Уличное движение. Москва, 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток

Однако наступил переломный момент: фотография, как и все официальное искусство 1930-х, реализовывала лозунг «Страна должна знать своих героев». Открытые поиски форм закончились. Авторская индивидуальность, самореализация как таковая уже не были основной заботой творческого человека. На первый план вышли пропаганда и агитация, создание нового образа страны. Но талант, навык и профессионализм остались. Все это проявилось на новом этапе творчества Аркадия Шайхета.   

Аркадий Шайхет. Красноармейская купальня. Николаев, 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. Красноармейская купальня. Николаев, 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток

Архивные фотографии и негативы приходилось уничтожать – состояние архивов фотокорреспондентов тщательно контролировалось. Не стало Рыкова и Бухарина (его Шайхет снимал особенно часто), Зиновьева и Каменева, Радека и Тухачевского – не стало и их изображений. В семейном архиве остались лишь нейтральные фигуры: Луначарский, Киров, Крупская, Горький, Дзержинский, Ярославский и другие. Аркадий Шайхет проявлял и печатал снимки дома. В этом ему помогала вся семья: промывали, накатывали фотографии на стекло, глянцевали, обрезали. Сын Анатолий занимался ретушью.

Аркадий Шайхет. Рабочее кафе. Лучи (Ресторан Казанского вокзала). 1937. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. Рабочее кафе. Лучи (Ресторан Казанского вокзала). 1937. Серебряно-желатиновый отпечаток

С 1930 года Аркадий Шайхет делал материалы для журналов «СССР на стройке», «Наши достижения», « На стройке МТС и совхозов», «Прожектор», «За рулем», «Советское фото»; для газет «Правда» (для этого издания он снимал «Встречу челюскинцев»), «Фотокор»,  для различных иллюстрированных изданий  Жургазобъединения.

С головой погрузившись в работу, он постоянно ездил на съемки по линии Союзфото и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. География командировок Шайхета – это география Советского Союза. Вот только перечень поездок за 1937 год: Хабаровск, Владивосток, Гродеков, Ханка, Ворошилов, Симферополь, Ялта, Севастополь, Запорожье, Ленинград, Лозовая, Харьков, Баку, Минеральные Воды, Днепропетровск, Киев…

Аркадий Шайхет. Экспресс. Москва, станция Удельная, 1939. Серебряно-желатиновый отпечаток. Один из двух опытных образцов паровоза марки 2-3-2. Выполнял рейсы Москва-Ленинград
Аркадий Шайхет. Экспресс. Москва, станция Удельная, 1939. Серебряно-желатиновый отпечаток. Один из двух опытных образцов паровоза марки 2-3-2. Выполнял рейсы Москва-Ленинград

В 1938 году Аркадий Шайхет был уволен из редакции журнала «Огонек», его перестали печатать в журналах «Советское фото» и «СССР на стройке». В сентябре он устроился в новое  издание «Иллюстрированная газета».  А в 1939 году Шайхет сделал свой лучший снимок, а точнее сказать ‒ фотокартину ‒ «Экспресс», создав образ страны, устремленной в прекрасное будущее.

Аркадий Шайхет. Ночной силуэт Днепровского сталелитейного комбината. Май 1941. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. Ночной силуэт Днепровского сталелитейного комбината. Май 1941. Серебряно-желатиновый отпечаток

В 1932-1941 гг. работы Аркадия Шайхета публиковались художественных «парадных» книгах-альбомах. В их числе ‒ «Советские субтропики» (1934), «Рабоче-крестьянская красная армия» (1934), «10 лет Узбекистана» (1935), «Индустрия социализма» (1935), «О железнодорожном транспорте СССР» (1935), «Пищевая индустрия» (1936), «Поколение победителей» (1936), «Первая Конная» (1936), «20 лет советской власти» (1936), «Советская детвора» (1936), «Советский Таджикистан» (1937), «Пищевая индустрия» (1937), «Жены инженеров» (1937), «Москва реконструируется» (1938), «Смотр побед социалистического сельского хозяйства» (1940), «К 20-летию Казахстана» (1940). Для выставки, знакомящей с  достижениями страны социализма в США, в 1939-1940 годах были выпущены альбомы «Колхоз», «Советская фотография», «Советская Арктика», «Советская Авиация» и другие. Фотографии Аркадия Шайхета вошли и в эти издания.

Аркадий Шайхет. Опыление полей. 1930-е. Серебряно-желатиновый отпечаток
Аркадий Шайхет. Опыление полей. 1930-е. Серебряно-желатиновый отпечаток

Много работая для периодики, Шайхет участвовал во Всесоюзных выставках – в 1936 году он удостоен диплома I степени на Первой Всеукраинской выставке фотоискусства в Киеве, в 1937 – 1938 гг. – представляет свои фотографии на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, в том числе показывает выдающуюся работу «Киевский вокзал», и получает диплом I степени. По линии ВОКС Шайхет выставляется и за рубежом: в 1935 году на XXXМеждународном салоне в Париже, в 1936-м – в IX интернациональном Салоне в Антверпене, в 1937-м – участвует в выставке «Современная российская фотография» в Лондоне».  

(Мария Жотикова-Шайхет)

 
Просмотры: 2377
 

Комментарии: