error
Регистрация

Анализ внешности... или как снять модель, чтобы ей понравилось

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 08.09.2012 в 02:42:49

Анализ внешности... или как снять модель, чтобы ей понравилось

При съемке портрета перед фотографом всегда встает острым ребром вопрос: как снять человека, чтобы сделать ему красиво? Самые профессиональные фотографы имеют в своем арсенале «домашние заготовки», которые они применяют ко всем людям, пришедшим к ним на съемку. И это не всегда получается. А что тут говорит про неискушенного человека, которого дернул черт приобрести в магазине фотоаппарат? Во время съемки думать обычно особо некогда, да и в подавляющем большинстве случаев модель ждет от фотографа четких указаний, что ей делать? А тот входит в ступор и ничего лучше чем «положите ногу на ногу» и выдавить из себя не может…

Поэтому во время съемки ВСЕГДА надо «плясать» от внешности фотографируемого человека, от его характера, внутренней сущности. Поговорим конкретно о внешности.

Как учит статистика, человеческое тело состоит из: голова – 1 шт.; туловище – 1 шт.; руки и ноги – по 2 шт.; пальцы на руках и ногах – 20 шт. На лице мы обычно можем наблюдать: нос и рот по 1 шт.; глаза, уши, брови – по 2 шт.

Вот из этого «конструкторского набора» многие века великие художники, скульпторы, а потом уже и фотографы, создают произведения искусства, которые являются предметом восхи­щения у мировой общественности до сих пор. Поэтому придумать что-то принципиально новое сложно.

Но изначально абсолютна любая модель гармонична, и по-своему красива. Надо лишь донести это посредством фотографии до зрителя. К сожалению, это удается далеко не всегда… Рассказывают, что когда Микеланджело упрекнули в недостаточной похожести портретов герцогов Медичи на «оригиналы», он спросил: «А кто заметит это через сто лет?»

Для фотопортрета важны чисто индивидуальные черты модели, как тела, так и души. Они вы­полняют функции основных линий в композиции. Все остальное лишь дополняет их. Невозможно перечислить по пунктам, каков источник обаяния в целом. У каждого человека он свой: улыбка, ми­мика, жесты, поза, волосы, осанка...

Чтобы из любого человека получилась фотомодель, а не фоторобот, давайте попробуем оце­нить обольстительность его внешности и ответить на вопрос: получится ли из него Венера Ми­лосская (с руками) или Аполлон Бельведерский (в трусах и майке).

В жизни практически не встречается людей с некрасивыми глазами. Что касается психоло­гических аспектов, то мы запрограммированы отвечать на призыв больших, широко распахнутых глаз. У маленьких детей глаза и зрачки увеличены по сравнению с другими пропорциями головы. У женщин они обычно также больше по размеру по сравнению с мужчинами.

Расширение зрачков является признаком любого эмоционального возбуждения, не обяза­тельно связанного с любовью и вожделением, а и сильной апатии, враждебности или гнева. Иссле­дование психологов показало, что зрачки человека сужаются, когда он смотрит на неприятные ему вещи. Это подсознательно воспринимают все, за исключением рыночных торговцев, привыкших торго­ваться, которые обычно воспринимают сужение зрачков покупателя как знак неподдельного ин­тереса.

Слабое освещение увеличивает зрачки, что дает непроизвольный толчок для развития взаим­ного интереса и служит непременным условием интимной обстановки. Поэтому глаза на снимках увеличивают любыми доступными средствами.

Так как «из своей шкуры не вылезешь», нужно знать, что во внешности человека плохо, а что – нет. Под каким ракурсом его можно снимать, а под каким – нет. Что из частей тела надо подчеркнуть, а что – скрыть. Как говорится, лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

И не забывайте, что любой снимок визуально добавляет к весу модели килограммов пять-семь.

Начнем анализировать внешность с лица.

Как известно, в природе нет ничего симметричного. И лица людей – не исключение. Да-да, они асимметричны, у кого-то больше, у кого-то меньше. Но объектив фотоаппарата не обманешь, и все несоответствия выявляются, как под лампой у следователя. И хотя у большинства телеведущих явная асимметрия лица, что придает им динамику на экране, у профессиональных фотомоделей – наоборот.

Асимметричность отклонениями от оси симметрии линий носа, губ, глаз, скул, а также разыми размерами глаз. Она обычно не портит художественные снимки, чего нельзя сказать о снимках на документы, а делает их более динамичными и интересными. То же самое можно сказать и о мимике. Как известно, асимметричность движений мимики лица связана с функцией моторного речевого центра, который обслуживает правую часть тела. Поэтому у правшей в подавляющем боль­шинстве правая часть лица более рельефна и богата мимикой, чем левая. У левшей – наоборот. Фотографировать человека надо ВСЕГДА со стороны, более богатой мимикой.

Как показывает криминалистическая практика на примере фоторобота, природа гораздо бо­гаче одарила внешность мужчин, впрочем, как и всех самцов, чем женщин. Поэтому слабый пол вы­нужден гнаться за мужским, прибегая к косметике, макияжу, выщипыванию, выдергиванию, эпи­ляции, подбриванию, малярным и штукатурным работам на лице и прочим, обычно никчемным для сильной половины, процедурам, чтобы выглядеть достойно.

Например, у женщин практически не встречаются глаза, наружные края которых опущены по сравнению с внутренними, извилистые или раздваивающиеся брови. Лысина, усы и борода тоже большая редкость. Однако природа с избытком наделила женщин некоторыми другими качествами…

Следует учитывать, что слишком темные волосы снижают фотогеничность. Не зря совре­менная химия подарила нам такой великолепный продукт, как блондинок. Ничто так не красит женщину, как перекись водорода. Но верно подмечено: черного кобеля не выбелишь до бела.

Длинные волосы у женщин несут в себе такой заряд фотогеничности и привлекательности, что от него грех отказываться. Также при помощи прически можно эффективно убирать явную асимметричность лица, прикрывая волосами одну его половину.

Для людей пожилого возраста также имеют значение морщины на лице, которые совсем не­обязательно запудривать или скрывать. Возраст – это богатство, которое еще необходимо заслу­жить.

Что касается формы лица, овала и его профиля, здесь нельзя дать каких-то однозначных рецептов. Слишком много факторов влияет на его фотогеничность. Но особая роль все-таки принадлежит подбородку. Если он у человека острый и выступающий вперед — можно сказать, что он фотогеничен. Когда подбородок отсутствует или размножается в геометрической прогрессии — тут как раз и возникают проблемы со съемкой.

Выводы должны касаться только каких-либо серьезных и заметных отклонений от нормы, от «среднего значения» на лице модели. Например: слишком большой..., слишком выпуклый..., слишком скошенный..., слишком асимметричный..., слишком глубоко посаженный..., слишком извилистый..., слишком скрученный..., слишком пьяный... Хотя, как говорится в народе, лучше иметь длинный нос, чем длинный язык.

Самое интересное, что при восприятии изображения зрителем пропорциональность туловища у мужчин практически не имеет значения, хотя без осанки и конь – корова. Но, как гово­рится, красота мухомора мух не радует.

У женщин – наоборот. Тут влияет и соотношение размеров бедер, талии и груди, длина рук и ног. С другой стороны, в арсенале фотографов есть немало средств, чтобы на фотографиях человек выглядел не хуже чем Афродита, выходящая из морской, мыльной или пивной пены, или Ге­ракл, еще не потасканный двенадцатью подвигами.

Также следует обратить внимание на различные особенности кожи: пигментные пятна, во­лосы не на тех местах, где принято (у женщин), родинки, веснушки, заметные шрамы и прочее. При цветной фотосъемке они могут визуально выделиться, иногда даже не смотря на использование разнообразной косметики. Желательно, чтобы на лице не было крупных пор на коже, бородавок, кругов и «фонарей» под глазами.

На снимках также важны не только форма лица и тела, но и их «цветовое решение». Каж­дый человек, особенно женщины, имеют свою цветовую палитру, которая основывается на цвете глаз, волос, типе кожи. Если волосы модели окрашены в тот или иной цвет, несоответствующий типу кожи или цвету глаз, то возникает сильное противоречие, которое портит всю внешность модели. Такие фотографии годятся только для стенда "Они позорят этот стенд своими фотографиями!"

Если цвет кожи и волос можно легко изменить при помощи разнообразных косметических средств, более постоянным является цвет глаз, изменить который могут лишь те модели, которые носят соответствующие контактные линзы. Но в любом случае он является наиболее стабильной кон­стантой цвета в вашей внешности и поэтому от него следует исходить, подбирая цвета косметики, одежды и обуви. Как говорится, хороший маникюр может украсить не только руки женщины, но и лицо мужчины.

Если у модели выступающий подбородок, расстояние между глазами больше среднего, нет явной асимметрии лица, все в порядке с кожей и нет крупных бородавок на кончике носа, к тому же пропорциональная фигура, узкое тело, причем, бедра уже, чем плечи, длинная шея и длинные ноги, особенно голени, то особых проблем при съемке не будет.

В жизни изредка встречаются люди, которые всегда получаются фотогенично на снимках. И иногда даже возникает вопрос: а при чем здесь фотограф? Человек, который просто нажимал на кнопку затвора?

Однако, в большинстве случаев наши фигуры оставляют желать лучшего, причем некоторые отклонения типа длинного или короткого туловища, маленьких плеч, больших бедер, большой груди, длинной шеи (у женщин) не вызывают какого-либо внутреннего дискомфорта, а иногда наоборот, служат большей привлекательности и фотогеничности. А зачастую части фигуры противоречат об­щепринятым стереотипам о женственности или мужественности. В принципе, сколько существует у человека частей тела, столько существует и комплексов по их физической непривлекательности.

У мужчин обычно комплексов по поводу своей внешности не возникает, за исключением, разве, маленького роста, лысины на голове и еще кое-чего, обычно не попадающего под объектив камеры.

По большому счету, необходимо делать акцент на сильной стороне внешности, чтобы недостатки были лишь их фоном, уходящими на задний план. И самое главное, при этом модель не чувствовала себя физически ущербной.

Почему же именно конкретная внешность оказывается наиболее фотогеничной, чем любая другая?

Дело в том, что наше восприятие красоты человека инстинктивно и закреплено в памяти опытом тысяч поколений. Любая красивая линия, форма — это своеобразное решение природы за тысячи лет естественного отбора. Объяснение красоты заложено в самом нашем существе.

Что мы считаем красивым и как это согласуется с законами природы?

В основном это показатели здоровья: блестящая, ровная, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы, прямая осанка, высокая и гордая посадка головы. Все это признаки энергии и жизненной активности хорошо развитого и здорового тела. Именно энергия в человеке воспринимается нами как прекрасное и привлекает внимание, так как в силу природного инстинкта этот человек наиболее подходит для борьбы за существование.

Мы восхищаемся большими глазами, но с точки зрения природы у них большая поверхность сетчатки, а, следовательно, лучше зрение. Широко расставленные глаза обеспечивают большую сте­реоскопичность. Ровные, здоровые зубы, изогнутые правильной дугой, обладают наибольшей меха­нической прочностью. Как говорится в народе, глаз меток, да зуб редок. Длинные ресницы лучше защищают глаза, а если они изогнуты вверх — не смерзаются на морозе. Роль дугообразных бровей — отводить пот от глаз. Если они будут излишне густые, то на них будет скапливаться грязь. Если рельефные мышцы красивы у мужчин, то у женщин должен быть слой подкожного жира, по замыслу природы как необходимый запас для питания вынашиваемого ребенка. Именно этот слой создает мяг­кие линии женского тела, коими все восхищаются. Мужская шея должна быть короткой и сильной, чтобы выдерживать бои и нести тяжести. Женская шея — длинной, так как женщина по своей природе страж детей и очага. Широкие, округлые бедра некрасивы у мужчин и великолепны у жен­щин, что необходимо для проведения нормальных родов. А тонкая талия есть компенсация широких бедер для подвижности и гибкости тела. Они наиболее сексуально привлекательны, так как не свой­ственны мужчинам.

Вообще источником привлечения и возбуждения являются части тела, воплощающие эти отличия между мужчиной и женщиной. Чем они выразительнее, тем сильнее влечение.

Мы воспринимаем человека в зависимости от того, правильно или нет он принимает те или иные положения тела. Физически тренированная и ведущая правильный образ жизни, психологически цельная личность красива в любой ситуации. Она инстинктивно принимает правильные с точки зрения природы, и даже физических законов позы и выполнят разнообразную работу.

Например, согнутая, «горбатая» спина старит любого, пуст даже молодого человека.

Почему, например, модель великолепно смотрится на высоких каблуках, особенно если умеет ими пользоваться и не ходит приседающей утиной походкой? Потому, что изменяется пропор­ция ноги и голень делается длиннее бедра. Такое соотношение есть наилучшее приспособление к бегу.

Мы восхищаемся длинными волосами, которыми в древности прикрывали детей от холода. В наше время они связаны с юностью и сексуальной привлекательностью.

Вообще между фотогеничностью и реальной жизнью есть одно очень большое противоречие: чем фотогеничнее поза (в большинстве случаев), тем она вреднее для здоровья модели в реальной жизни при постоянном повторении. Это надо учитывать.

То есть человеческая красота есть наибольшая природная целесообразность, необходимая человеку в древности для выживания. В наше время, особенно в городах, каноны красоты меняются в соответствии с условиями жизни и социальным положением, как всего населения, так и отдельных его слоев. Но все равно эти каноны диктуются матушкой-природой, которые лишь подвергаются самому неожиданному акцентированию одеждой, обувью, стилем поведения, внешностью... Хотя за­частую многие модные веяния в первого взгляда выглядят прямым уродством, или, как минимум, небольшим сумасшествием, однако потом, на стадии логического анализа, предварительное впечатление может быть пересмотрено и подогнано под стереотипы, которые чрезвычайно непосто­янны. Но это уже индивидуальная переоценка ценностей. Она называется установкой — внутренней подготовленностью к известным впечатлениям. Именно она исправляет недостатки фигуры и маскирует реальные свойства, именно на ней построено действие моды. Но установка, к сожалению, не долговечна. Как и мода…

Поэтому при съемке в модной одежде надо быть чрезвычайно осторожным – через короткое время модель будет выглядеть на снимке несуразно с точки зрения новых модных тенденций. Постоянно лишь одно – природная красота и обаяние.

По жизни смешны не те качества характера и внешности, которыми обладает модель, а те, на которые она претендует, не имея их. Так что лучше оставаться самим собой.

Каждая эпоха создает свой идеал красоты, который не имеет ничего общего с красотой здорового, физически развитого тела. Такая красава, что в окно глянет – конь прянет; во двор вый­дет – три дня собаки лают. В его основе лежат отклонения от нормально развитой фигуры, как ре­зультат воздействия сиюминутной и непостоянной моды, искажающие пропорции туловища при по­мощи различных аксессуаров, одежды, обуви, просто прямой деформации тела. Эти идеалы созда­ются на основе признаков максимальной сексуальной привлекательности, которые в разных странах у разных народов в разное время чрезвычайно разнообразны и непредсказуемы.

Ярким примером такой моды является формула 90 х 60 х 90. Такие параметры бывают обычно у женщин, имеющих астенический (тонкокостный) тип телосложения, когда продольные размеры преобладают над поперечными. Этакий развилистый длинноног. Эти же параметры для нормо- и ширококостных представительниц слабого пола будут свидетельством заболевания дис­трофией различной степени тяжести и не нести никакой эстетической нагрузки. Худая корова еще не газель.

Однако нормальное физически развитое тело, начиная с античных времен и кончая совре­менностью, всегда служило, и будет служить, эталоном красоты, несмотря на все модные течения, которые, как известно, вызваны усталостью восприятия.

Именно поэтому, подсознательно чувствуя ущербность сиюминутных идеалов, многие фо­тографы впадают в крайности контрастных сопоставлений и абсурдных сочетаний: модель снимают с немыслимых позах, ракурсах, освещении, окружающем интерьере, но...

Каждое общество формирует свой образ идеала женщины и мужчины. Идеал на то и идеал, чтобы к нему стремиться, но никогда не достичь.

Практически у каждого человека существуют стереотипы по отношению к своей внешности. Хотя и говорится, что у кривой палки не бывает прямой тени, нивелировать недостатки внешности, при помощи фотоаппарата вполне реально.

Каким же методы есть в арсенале фотографов для визуальных исправлений недостатков внешности?

Боковое освещение. При помощи его можно исправить асимметричность лица, скрыть недостатки, и, самое, главное, сделать фигуру модели гораздо стройнее.

Утрирование. Этим способом можно исправить асимметричность лица. Например, если один глаз модели больше другого, то иногда можно усилить эту аномалию, чтобы зритель думал, что сни­мок так и задуман: прищур одного из глаз, подмигивание, расширенные от удивления глаза, поднятая одна бровь...

За счет ракурса. Например, у человека очень длинный нос. При соответствующей точке съемки его длину можно уменьшить. Многочисленный подбородок можно скрыть за счет съемки с верхнего ракурса. Большой нос не так бросается в глаза, если установить фотоаппарат ниже уровня лица, либо фотографировать в фас, когда он не так выделяется.

При съемке модели лучше смотреть вверх, тогда глаза получаются крупнее и выразительнее, или наклонить голову по отношению к объективу и посмотреть на него снизу вверх.

За счет мягкого рассеянного освещения можно скрыть недостатки кожи, уменьшить морщины. Обнаженную часть тела при наличии на ней жировых отложений, а тем более целлюлита, лучше фотографировать при рассеянном освещении.

За счет заднего освещения можно увеличить объем волос на голове, при котором вокруг головы образуется световой ореол, визуально увеличивающий прическу в объеме.

За счет пропорции и позы.

В случае нефотогеничности фигуры, обычно демонстрируют только наиболее привле­кательные части тела под ракурсом, не позволяющим оценить реальные пропорции остальных частей туловища. Например, визуально длину ног модели можно увеличить, просто наклонив ее корпус. Тело становится короче, а ноги визуально длиннее.

Нельзя снимать модель с задним освещением, если у нее оттопыренные и ничем не прикрытые уши, так как они начинают просвечивать, и на снимке получаются красными и про­зрачными. Также нефотогеничные зубы лучше не показывать фотографу.

Надо помнить, что сильно лакированные волосы на снимках будут давать сильный блик при применении фотовспышек.

При худой фигуре нельзя обтягивать или оголять те участки тела, которые кажутся совсем худыми. Лучше использовать в меру облегающий силуэт одежды в комбинации с пышными, увели­чивающими объем деталями.

Для полных женщин нужно избегать плотного облегания одеждой жировых складок, осо­бенно тонкими тканями или трикотажем, а также в рисунке одежды мелких деталей и орнаментов, контрастных цветов, особенно черного или блестящего, так как на определенном фоне это выделит фигуру и подчеркнет ее объем. Не подходит также и белый цвет, лучше использовать его многочис­ленные оттенки. Рекомендуются якобы случайно расстегнутые верхние пуговицы.

Если у модели глубоко посаженые глаза, то при фотосъемке следует избегать верхнего ос­вещения. При нем надбровные дуги скрывают глаза в тени.

При съемке женской фигуры в подавляющем большинстве случаев модель должна выбрать в качестве опоры только одну ногу. У женской фигуры модели не должно быть прямых линий и углов. Нежелательно, чтобы она стояла прямо, строго вертикально держа голову. Чем больше тело перекручено, тем лучше.

Визуально увеличить длину ног модели можно за счет подъема ступни, а при съемке в би­кини — за счет ягодиц. Чтобы визуально увеличить длину ног, снимать модель следует с нижней точки съемки.

Полные руки лучше держать по отношению к фотографу «в профиль», ребром ладони впе­ред или назад. При худых руках — наоборот. Ну и конечно использовать для маскировки одежду. Чтобы не демонстрировать толстые пальцы рук модели, желательно либо сжать их в кулак, либо сложить «в щепотку».

Близко посаженные глаза нефотогеничны, поэтому лучше предпочитать съемку в профиль.

При полных ногах лучше не обнажать полных коленей. Ровные полноватые ноги с толстыми лодыжками на снимке можно выделить цветом или фактурой, так как, не имея элементов кривизны, они привлекают мало внимания.

Надо учитывать, что у моделей с полными ногами в районе голени с внутренней стороны бывают не всегда красивые мышцы, поэтому лучше избегать положений тела по отношению к фотографу фас — анфас.

С худыми ногами можно попробовать снять модель в профиль, усадив ее на самый краешек стула. Мышцы бедра отвиснут вниз и визуально увеличат объем бедер ног. Кривые ноги заметны практически всегда в одной точки зрения (обычно в фас спереди или анфас сзади). Фотографиро­вать их надо под таким углом, чтобы кривизна была минимальной (в большинстве случаев в полупро­филь спереди или сзади).

Если у модели толстые запястья и лодыжки, что говорит о предрасположенности ее к пол­ноте, фотографировать надо их с ракурсов, где они имеют наименьшую толщину.

При художественной съемке длинные и пышные волосы модели желательно распускать. Этот вариант более предпочтителен, так как дает фотографу более универсальные инструменты для формирования образа – контровая подсветка, показ динамики движения, подчеркивание красоты лица и глаз. С точки зрения сексуальности, наиболее привлекательны либо длинные, слегка спутанные волосы, или очень короткие ежики; наименее сексуальные – тщательно ухоженные, убранные назад гладкие волосы. Чтобы увеличить объем волос модели, необходимо расчесать их от затылка вперед, а затем откинуть назад.

Особого разговора заслуживает эротическая фотография, вокруг которой возникло столько стереотипов и заблуждений. Действительно красивая фигура с точки зрения фотографии – очень большая редкость. Обычно красивая «нюшка» - это результат титанического труда фотографа, всячески скрывающего морщины, дефекты кожи и непропорциональность фигуры. Поэтому персонаж из анекдота, мол «Девушка, а здесь купаться запрещено» - «А почему вы мне сказали это до того, как я разделась?» - «А раздеваться здесь не запрещено…» - очевидно озабоченный, но отнюдь не фотограф.

С другой стороны не все так плохо. Мы не будем рассматривать эротическую фотографию с точки зрения обнаженного тела. Помните, что путь к сердцу мужчины лежит не только через его желудок, а женщина любит не только ушами.

Выведем эмпирическое правило профессионального фотографа по этому вопросу: «прямолинейное» изображение обнаженного человеческого тела по своей сути не интересно. За исключением случаев, когда кадр великолепно выстроен композиционно, в нем присутствует ориги­нальная идея, а к фигуре модели нет никаких претензий.

Эротика – это искусство намека!

Нагота не дает простора для воображения, которое является мощным мотором секса, а ведь именно на него, обычно, рассчитан подобный снимок сознательно или бессознательно. Даже ученые утверждают, что одежда появилась у человека не потому, что ему было холодно, а потому, что жен­щины, таким образом, заставляли работать воображение мужчин с целью их завлечения. Вспомните фиговые листочки Адама и Евы...

Очень «будоражат воображение» незавершенные «эротические» движения, такие как немного приподнятые части одежды, раздевание на первом этапе, когда еще ничего не снято, но видно, что модель хочет сделать именно это, расстегивание разнообразных пуговиц и застежек, и так далее. Все это усиливается либо извиняющим, либо завлекающим взглядом исподтишка модели. Такие снимки, которые оставляют волю воображению, имеют гораздо больший эффект. Тем более что инстинкт продолжения рода у человека является одним из самых мощных. То есть нужно дать только намек на нечто интимное, а все остальное домыслит зритель в соответствии со своими вкусами, пристрастиями и степенью испорченности.

Опытные фотографы применяют «силуэтный» способ съемки при проверке пригодности фо­томодели к профессиональной работе. Но он годится буквально для всех людей для анализа фигуры. Дело в том, что силуэт имеет всего два измерения, то есть он является при восприятии плоским, даже если смотреть на него двумя глазами. Потом на снимках по силуэту сразу видно, на­сколько пропорциональна фигура и учитывать это при съемке.

 
Просмотры: 3657
 

Комментарии: