error
Регистрация

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Давайте вместе начнем разбираться в том, что такое «современная фотография», почему она порой выглядит такой непрофессиональной, и за что? В так случае, висит в лучших галереях мира.

_6-alexey-nikishin-about-wai-wai
_6-alexey-nikishin-about-wai-wai

Речь пойдет о «Современной фотографии» (англ. «Contemporary photography”). Ну, все же мы сейчас снимаем «современную фотографию», скажете Вы. И будете не правы. Современная фотография современна своему времени и контекстам, которые актуальны сейчас. То есть, если Вы классно снимаете как Брессон, Аведон или Ньютон, то Вы (внимание) «не современный фотограф», так как Вы не работаете с современным нам контекстом. Здесь речь идет не о визуальном языке (не о том, как выглядит Ваша фотография), а о том, «о чем она». Так вот Брессон современный фотограф для 1950-60-х годов, Аведон – 1960-х, Ньютон – 1980-х. Поэтому, если Вы стремитесь подражать им не обращая внимания на «современные обстоятельства», то Вы не снимаете «современную фотографию». Повторюсь, чтоб снимать «современную фотографию», надо прежде всего работать с современным контекстом. Современными фотографами (художниками) можно назвать Юргена Теллера, Синди Шерман, Андреаса Гурского, Томаса Руффа и других. Но о них пойдет речь чуть позже.  

 

Ай Вэй Вэй – это не причитание и не кличка собаки. Это крутой китайский современный художник, а перед Вами на фотографии два его проекта – «Сказка» (2007) и «Корни» (2009). Перед Вами фотодокументация (фото экспозиции) двух этих проектов в музее «PinchukArtCentre» в Киеве. Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут. 

 

Так о чем же снимает Вэй Вэй? Ключ к разгадке лежит в пониманиии того, с чем работает современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно - фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) - это всего-лишь средство донесения  сообщения. Но каждая фотокарточка по отдельности не важна. Это просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. И в современном искусстве фотография – лишь средство. Не важно красивая ли она, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным,  не существует больше в «современной фотографии». И категория «красивая» больше не имеет к фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.

 

Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях,  расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались. 

 

Второй проект «Корни» - это инсталляция. Вэй Вэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история – это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого – не принято вспоминать. «Три-Т» - Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) – три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэй Вэя.

 

Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство – это тонкая интеллектуальная игра для понимающих.

 

А, по-Вашему, навалить корней и расклеить одинаковых фоток 

на стенах – это искусство?

Ваши ответы пишите в комментариях.

 

Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство»

————————————————————————————

 

!alexey_nikishin_2014
!alexey_nikishin_2014

Алексей Никишин

Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии. Автор мастер-классов, лекций и статей  по современной фотографии. 

 Родился в 1976-м, снимает с 2000-го, член разных союзов и победитель конкурсов, снял много «звезд», было много персональных выставок, вышло пять книг, снимает рекламу для серьезных брендов, снимал на пленку, много снимает на телефон, преподавал в МГУ, сидит в комиссии во ВГИК, много путешествует, живет в Москве.

сайт:   alexeynikishin.ru

facebook: facebook.com/nikishin.photo 

vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin

instagram: instagram.com/alexeynikishin

————————————————————————————

 Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best 

 
Просмотры: 2766
 

Комментарии:

Сергей Вишняков
Это вопрос на тему: является ли "Черный квадрат" Малевича искусством? И может ли такое искусство существовать вне историко-культурного контекста и иметь изобразительную ценность для того, кто не знаком с эти контекстом?
13.12.2014 - 06:03:07
 
Sergey Polovnikov
Каждому потенциальному претенденту на определенное звание в искусстве необходимо найти свою нишу, свою изюминку. Иначе будет повторение уже пройденного, а хочется все таки найти новое и неизведанное, свое.
Но материал представленный автором это к сожалению не современное искусство. Да так видит автор, да вот так он представляет себе взгляд на такие вещи. Но и не более того. Вот так хочет выделиться конкретный фотограф из общего ряда. Искусство здесь причем?
Конкретный фотограф организовал свою выставку со своим уникальным взглядом на определенные вещи и называет это современным искусством? Извините, но это профонация... :-)
13.12.2014 - 07:43:10
 
Евгений Поляков
Алексей, добрый день.
Хорошая тема поговорить.
с огромным уважением к Вам, позволю себе не во всем согласиться.
Вы пишете, ... если Вы снимаете КАК .... . Думаю такой оборот может говорить как минимум о двух ( нужных здесь для понимания) составляющих:
1. построение композиции, выбор места съемки, творческие и технические приемы.
2. Тема, смысл, которые заложены в работе.
Второе как раз и может относиться к контексту. Имея в виду понятие примерно такое:
"Обстановка, фрейм или процесс, в котором происходят события и обеспечивается значение для содержания". Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
Если фотограф сегодня снимает, изучив до этого профессиональные подходы Брессона и других профессионалов разных времен, он методику использует в целом ту же самую ( не будем усложнять диалог тем, что современная техника многое упростила, усложнила, помогла... и пр.), а вот ТЕМУ ( это относится к Контексту) конечно же выберет современную. Много ТЕМ, которые могут передавать сегодняшние события, обстановку, процессы в странах, обществах ... . Но много и ТЕМ вечных, которые никогда не могут быть раскрыты окончательно и для каждого нового поколения передаются в новых интерпретациях. ( Это темы общечеловеческие - любви, добра, ... свадьбы там же)
Тут мне кажется есть определенная связующая грань между первым и вторым - это стиль , это вид съемки, в котором работает современный автор. Жанр ( что такое точно трудно сказать!), стрит, репортаж, портрет и т.д. Соглашусь, что сейчас выработано много новых приемов подачи изображения, с которыми части современного зрителя легче и доступнее отождествлять и понимать представляемые новые темы фотографов. Но это относится скорее уже не к фотографированию, а больше к стилям обработки.
Также выработано много приемов подачи, преподнесения произведений до зрителя. Чтобы освежить восприятие, привлечь большее внимание. Это как раз про китайского мастера. Но опять таки это не совсем подходит к фотографированию ( напомню Ваш посыл - "...если Вы снимаете КАК...", - то есть здесь говорите о фотографировании).
Поэтому не соглашусь со сведением двух вопросов в одно обсуждение - КАК сфотографировать и ЧТО сфотографировать. КАК снимать и КАК это подать.
Многие фотографы - современники ( известные, заслуженные) снимают с теми же подходами, что и профи прошлых лет, но снимают новые ТЕМЫ с новым прочтением, с новыми обобщениями.
И поэтому не согласен, что такие фотографы не современны. А используемый Вами здесь термин "Современная фотография" - есть гораздо шире, чем только процесс фотографирования и вопрос о выборе ТЕМы или поиска Контекста для своих произведений.
И его употребление вызывает много вопросов. Некоторые авторы вообще не принимают этого термина.
Хотел бы Вас спросить. Вы большой и уважаемый мастер в портретной съемке. Скажите, много ли новых творческих приемов Вы применяете при создании портретов? ( не технических конечно же). В этом жанре Вы современный фотограф?
Не посчитайте пожалуйста мой вопрос оскорбительным.
Покажите работы современных авторов в этом жанре, аналогии с которыми нельзя было бы найти в прошлых срезах времени.
Спасибо за ТЕМУ.
13.12.2014 - 07:59:34
 
Сергей Андрейчук
Попытка осмысления действительности посредством художественного образа - это есть уникальный взгляд автора, но, если это самовыражение интересно и понятно не только самому автору, но и другим людям - это уже искусство...
Если мы говорим о современной фотографии, то это должна быть по своей сути только фотография, без всяких дополнительных атрибутов, не имеющих отношения к фотографии, но помогающих зрителю глубже понять психологические проблемы современного мира... Если говорить о проектах Ай Вэй Вэй, то в качестве инсталляции её можно отнести к современному искусству, но к современной фотографии, я думаю, она не имеет никакого отношения... Если бы Ай Вэй Вэй разместил свои фотографии китайцев в срубленном лесу и сфотографировал бы эту инсталляцию, то впоследствии эту фотографию можно было бы отнести к современной...
14.12.2014 - 19:02:53
 
Alexey Nikishin
Отвечаю Евгению, в качестве исключения )) В тех портретах - я фотограф-модернист. Это чистой воды модернистский проект. К современной фотографии как основному медиа в современном искусстве никакого отношения не имеет. А вот работа Вэй Вея, которую я показываю, - имеет к этому прямое отношение. Тут надо четко для себя разделить модернизм и современное искусство (постмодернизм). Тогда будет проще жить. И снимать.
17.12.2014 - 18:15:04
 
Alexey Nikishin
Мне кажется, мы запутались в терминах. У кого какие версии?
Что такое "искусство" и "современное искусство". Есть ли в них разница?
17.12.2014 - 18:19:55
 
Сергей Андрейчук
В классическом понимании Искусство воздействует на чувственную сферу зрителя... Современное же искусство воздействует в бОльшей степени на ментальную сферу зрителя...
17.12.2014 - 20:55:45