error
Регистрация

Алексей Никишин: «Терри Ричардсон — последний романтик или буднично-оптимистичный авангардист? Как понимать современную фотографию? »

Что нужно в первую очередь рассказать о Терри Ричардсоне? Терри — 55, и он человек, занимающийся тем, что ему нравится. Разве не это мечта любого человека: от офисного менеджера, до свадебного фотографа? Терри воплотил мечту и не предает себя не только как художник (то есть снимает все так,  как он хочет), но и как истинно духовный человек, искренне проживая всё то, что снимает. Разберемся во всем по порядку…

Фото © Терри Ричардсон
Фото © Терри Ричардсон

Феномен фотографии Терри Ричардсона состоит в том, что она выглядит как абсолютно будничная любительская и неинтересная — то есть как «твои и мои» фотографии.  Зритель сразу ее идентифицирует как (ту самую) свою фотографию, которую, например, ему может показать друг или мама со словами: «Смотри, как провели отпуск» или «Смотри, как прошел вчерашний день рождения». И Вы покорно начинаете смотреть эти скучные фотографии, на которых ваш родственник сфоткал все, чтоб не забыть, что у него все-таки был день рождения, был отпуск, что он вообще жил. Эти фотографии такие же как те, которые нам приходится смотреть с улыбкой, чтоб не обидеть «фотографа», осторожно сдерживая тошноту. Так вот, а теперь мы смотрим Терри, и не узнаем наши фотографии. То есть мы их узнаем, но не узнаем, что на них изображено! Мы видим на них то, что никогда бы не увидели на своей «такой же» фотографии. Происходит разрыв шаблона — мы видим не то, что ожидаем. Мы видим то, что либо мы бы не сняли из-за скудности сюжета или то, чего в нашей жизни вообще не было. Вроде обычное фото — и тут такое!!! Это , кстати, на языке искусствоведов называется Авангард,  когда в рамках ясного, как божий день, языка вдруг Вам показывают что-то, совершенно этому языку не соответствующее. То есть понятным языком говорят совершенно несоответствующие этому языку вещи.

 

Терри фотографирует без какой-либо претензии на профессиональность. Если, например, Юрген Теллер, в рамках «любительского канона», прячет красоту внутреннего языка, тонкие композиционные приемы и мысль, то здесь мысль конечно же есть — но всегда одна, а всё остальное полностью доверено языку любительской фотографии. То есть всё остальное попросту отсутствует.  И если вдруг фотография получилась с задатками «профессионализма» — её надо удалить, чтобы соответствовать жанру, близкому и понятному миллионам. Фотография должна быть прежде всего дурацкой, чтобы соответствовать жанру.

 Это позволяет делать такую фотографию, на которой люди быстро узнают себя и ассоциируют изображение со совей жизнью. Например, смотрите, Абама фотографируется у Терри, все смотрят и видят такие же фотографии, которые стоят у них на телевизоре с детьми-собакой-родственниками и сразу понимают: «Он такой же как мы». И что? И голосуют!!! Понимаете? Это работает! Или с одеждой: Вы видите случайную фотку проходящей мимо просто девицы в платье и хотите такое же, так как узнали фотографии себя в этой фотке. А если б это была божественна-красиво-стоящая-красавица — Вы бы не ассоциировали себя с ней и не совершили бы покупку. То есть с покупателем надо разговаривать на его языке — на языке любительской фотографии! Что успешно делает прекрасный фотограф и человек Терри Ричардсон.

 Девиз Терри Ричардсона: «Ты бы такое точно не снял, дружище!» Именно под этим девизом Терри снял уже 13 фотоальбомов и продолжает творить не останавливаясь, снимая реальность такой, как она есть.

 

А еще не нужно забывать, что любительская фотография — всегда оценочна. То есть снимая что-то любитель как бы говорит нам «Мне это нравится!». Так вот Терри, работая в этой культурной парадигме, каждой фотографией говорит нам «Вот это то, что я люблю, детка!»  

 А что Вы думаете о Терри?

 Ваши ответы и пожелания для Терри — пишите в комментариях.

!alexey_nikishin_2014
!alexey_nikishin_2014

Алексей Никишин

www.alexeynikishin.ru

 Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

 Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА).

 Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет»«Дизайн фотокниг для фотографов»,«Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и«Айфонография. Особый жанр».

сайт:   alexeynikishin.ru

facebook: http://facebook.com/alexey.nikishin.official

livejournal:  alexey-nikishin.livejournal.com

vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin

instagram: instagram.com/alexeynikishin

———————————————————————————————————

Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best 

 
Просмотры: 8067
 

Комментарии:

Андрей Пашис
Алексей, ты пишешь:

== " Это позволяет делать такую фотографию, на которой люди быстро узнают себя и ассоциируют изображение со совей жизнью."

== А нужно ли это -- узнавание и отждествление с объектом в том или ином виде? Зачем работать "на объект"? Это и есть "профессионализм" -- как работа на потребу -- в дурацком (любительском) или официозном, стандартном виде.
Мне представляется, фотография (в идеале) должна самогенерировать себя, создавая отдельную фотографическую реальность!

http://fotokto.ru/id50432#photo2713911

http://fotokto.ru/photo/view/2713861.html
15.05.2015 - 13:01:24
 
Сергей Николаевич Бушмарин
Оценка произведений искусства всегда субъективна и непрофессионалами производится на уровне "нравится - не нравится". Рассматривая фотографии мастеров, я жду того ощущения, когда дух захватывает от совершенства окружающей природы, красоты архитектурных форм и, вообще, творений рук человеческих. А портрет притягивает тогда, когда глаза модели говорят сами за себя. Возможно, в силу своего возраста, я консервативен, и то, что делает Терри Ричардсон, мне не по душе. А популярность ещё ни о чём не говорит. Селфи сейчас тоже очень популярны. Не отвергаю, но и не принимаю. ИМХО.
16.05.2015 - 15:47:42
 
Сергей Андрейчук
Я посмотрел другие фотографии Терри Ричардсона... В медицине есть такое понятие "пубертатный период", иными словами, это переходный возраст у подростков, когда гормональный фон просто зашкаливает... Мне кажется фотографии Терри - это некое заигрывание с пубертатным сознанием определённой прослойки общества...
16.05.2015 - 20:03:17
 
Зритель
Прикольно. Это тоже современное искусство?
17.05.2015 - 11:46:55
 
Алексей Карташев
Ответная реакция на засилие "гламура", всё пройдёт...
17.05.2015 - 13:45:45
 
Влад Ромм
Изучать Ричардсона как явление и спорить о его нише в современном (и не только ) фотоискусстве я бы точно не стал. Есть гораздо более интересные вещи, которые лежат под слоем пыли. Лучше съесть бутер с вареной колбасой и запить томатным соком. Полезнее - однозначно.
19.05.2015 - 23:33:36
 
Алексей Карташев
Да, а потом всё равно пойти в туалет и облегчиться...
22.05.2015 - 10:39:55