Все, кто начинает хотеть что-то понимать в современной фотографии или просто начинают ходить в музеи и галереи, начинают задаваться вопросом, почему все эти фотографии такие некрасивые, да еще и зачем-то при этом они таких больших размеров? Где правда? Попробуем в этом разобраться.
Алексей Никишин: «Почему современные фотографии такие большие и скучные? Как понимать современную фотографию?»
Автор: Курс Нью-Йоркского Института Фотографии на русском языке
Опубликовано: 08.05.2015 в 05:37:11
Давайте сначала разберемся почему современная фотография такая скучная и некрасивая. Вы точно видели пейзажи Джоэла Стейнфилда или будничные фотографии Джеффа Уолла. Это фотографии, да что уж там говорить, даже эти сюжеты могут показаться скучными. А так и есть! ) Но не надо забывать, что фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия , как Вы понимаете, не для развлечения. Она требует подготовки для интерпретации произведения. Фотография стала главным медиа современного искусства в основном благодаря концептуальным художникам, которые стали использовать ее для своих проектов, как самое доступное медиа. Поэтому по сравнению с формалистким развлекательным файн-артом, искусство концептуальное и современная фотография кажутся скучными.
Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны. Они должны быть скучны на столько, на сколько скучна жизнь. Только в состоянии скуки человек может начать диалог с собой. Если иначе, то нам покажется, что с нами флиртанули, а хотелось любить честно и серьезно.
Теперь про размер. С ним проще. Вы когда-нибудь задумывались почему памятники именно такой высоты и стоят на постаменте? Когда памятник большого размера (больше Вас) художник как бы вам говорит: «Смотри, вот человек — Величина, тебе никогда до нее не дотянуться». То есть размер памятника определяет отношение между зрителем и изображением. Вождь – всегда в несколько раз выше и крупнее «народа», которые смотрит на него снизу вверх. Это идеология. Она работает. В последнее время Вы могли замечать, что стали ставить памятники «человеческого размера» (Например, Никулин выходит из машины у Цирка на Цветном). Как это работает? Никулин— такой же человек как ты. Между Вами нет дистанции, нет иерархии, он твой Друг.
Когда Готфрид Хельнвайн печатает своих детей размером, который никак не может пройти в двери Эрмитажа, он говорит нам о Важности детства для нашей культуры.
Когда Гурски печатает свои фотографии 2х3 метра мы уже не может сказать, что что мы смотрим фотографию. Это фотография смотрит на нас и заставляет нас погрузиться в изображенный там мир, помогая соответствием размеров реальным размерам объектов в жизни. Нам хочется разглядывать миллионы травинок на отпечатках Джоэла Стернфелда, увидеть эмоции героев снимков Джеффа Уолла. А они специально снимают перегруженные мелочами фотографии, чтоб мы рассматривали, рассматривали, рассматривали. Хотя До них Питер Брейгель делал тоже на полотне 20х30см! Он, наверное был первым, кто подучил Гурского и компанию еще до Бехеров.
Еще хороший пример Томас Деманд, который снимает макро картонные виды офисов, которые сам же и собирает из подручным материалов. Снимает он их серьзно как дорогую интерьерную фотографию. А когда мы смотрим отпечатки, висящие в галерее (они очень большого размера) нам кажется, что просто окно в стене и мы через нее видим соседний офис. О! А офиса-то никакого нет. Это макет из картона размером с сигаретную пачку! Вот обман… то есть сила искусства. Этот художник работает в природой документальности фотографии, аккуратно показывая, что не все, что видно на фотографии и похоже на знакомый офис — таковым является.
А как Вы думаете, если распечатать огромного размера, скажем, черно-белые фотографии Брессона, будет ли эффект и какой? Есть ли какая-то разница в том, что напечатано большого размера?
Ваши ответы и рекомендации пишите в комментариях.
Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография. Как сделать современные фотопроект?»
Алексей Никишин
www.alexeynikishin.ru
Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.
Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА).
Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет», «Дизайн фотокниг для фотографов»,«Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и«Айфонография. Особый жанр».
сайт: alexeynikishin.ru
facebook: http://facebook.com/alexey.nikishin.official
livejournal: alexey-nikishin.livejournal.com
vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin
instagram: instagram.com/alexeynikishin
———————————————————————————————————
Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best
Комментарии:
.
«Отвергая всякое возвеличивание, в процессе которого совершается насилие над истиной, фотография демонстрирует свою преданность той действительности, из которой она вышла». (Рудольф Арнхейм).
«Едва я миг отдельный возвеличу,// Вскричав: "Мгновение, повремени!" – // Всё кончено, и я твоя добыча, // И мне спасенья нет из западни». (Иоганн Вольфганг фон Гёте).
Возвеличенные мгновенно ухваченные эпизоды действительности представлены в очередном выпуске учебных фотографий студентов Курса NYIP:
http://fotokto.ru/id540/blog?view=22456
http://fotokto.ru/id540/blog
Обязательно напишите своё мнение (ТАМ — внизу — в блоге — в комментариях), ставьте лайк, если в целом подборка фотографий понравилась! Создавайте в ответ свои фотографии — ещё более творчески. Пришлите ссылки на новые опубликованные фотографии.
Какими бы большими фото не были бы, все одно, фото на паспорт.
Не удивлюсь если найдется много "философствующих", которые будут усиленно распространять свои посредственные творения под видом "концептуалов".
Но ведь настанет момент и прозвучит: - А "король"-то ГОЛЫЙ...
А вот об Henri Cartier-Bresson такого никто не скажет...