error
Регистрация

Алексей Никишин: «Почему современные фотографии такие большие и скучные? Как понимать современную фотографию?»

Все, кто начинает хотеть что-то понимать в современной фотографии или просто начинают ходить в музеи и галереи, начинают задаваться вопросом, почему все эти фотографии такие некрасивые, да еще и зачем-то при этом они таких больших размеров? Где правда? Попробуем в этом разобраться. 

Фото © Готфрид Хельнвайн
Фото © Готфрид Хельнвайн

Давайте сначала разберемся почему современная фотография такая скучная и некрасивая. Вы точно видели пейзажи Джоэла Стейнфилда или будничные фотографии Джеффа Уолла. Это фотографии, да что уж там говорить, даже эти сюжеты могут показаться скучными. А так и есть! ) Но не надо забывать, что фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия , как Вы понимаете, не для развлечения. Она требует подготовки для интерпретации произведения. Фотография стала главным медиа современного искусства в основном благодаря концептуальным художникам, которые стали использовать ее для своих проектов, как самое доступное медиа. Поэтому по сравнению с формалистким развлекательным файн-артом, искусство концептуальное и современная фотография кажутся скучными. 

Фото © Джефф Уолл
Фото © Джефф Уолл

Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны. Они должны быть скучны на столько, на сколько скучна жизнь. Только в состоянии скуки человек может начать диалог с собой. Если иначе, то нам покажется, что с нами флиртанули, а хотелось любить честно и серьезно.

 Теперь про размер. С ним проще. Вы когда-нибудь задумывались почему памятники именно такой высоты и стоят на постаменте? Когда памятник большого размера (больше Вас) художник как бы вам говорит: «Смотри, вот человек — Величина, тебе никогда до нее не дотянуться». То есть размер памятника определяет отношение между зрителем и изображением. Вождь – всегда в несколько раз выше и крупнее «народа», которые смотрит на него снизу вверх. Это идеология.  Она работает. В последнее время Вы могли замечать, что стали ставить памятники «человеческого размера» (Например, Никулин выходит из машины у Цирка на Цветном). Как это работает? Никулин— такой же человек как ты. Между Вами нет дистанции, нет иерархии, он твой Друг.  

Фото © Готфрид Хельнвайн
Фото © Готфрид Хельнвайн

Когда Готфрид Хельнвайн печатает своих детей размером, который никак не может пройти в двери Эрмитажа, он говорит нам о Важности детства для нашей культуры.

  

Когда Гурски печатает свои фотографии 2х3 метра мы уже не может сказать, что что мы смотрим фотографию. Это фотография смотрит на нас и заставляет нас погрузиться в изображенный там мир, помогая соответствием размеров реальным размерам объектов в жизни. Нам хочется разглядывать миллионы травинок на отпечатках Джоэла Стернфелда, увидеть эмоции героев снимков Джеффа Уолла. А они специально снимают перегруженные мелочами фотографии, чтоб мы рассматривали, рассматривали, рассматривали. Хотя До них Питер Брейгель делал тоже на полотне 20х30см! Он, наверное был первым, кто подучил Гурского и компанию еще до Бехеров.      

Фото © Джоэл Стернфелд
Фото © Джоэл Стернфелд

Еще хороший пример Томас Деманд, который снимает макро картонные виды офисов, которые сам же и собирает из подручным материалов. Снимает он их серьзно как дорогую интерьерную фотографию. А когда мы смотрим отпечатки, висящие в галерее (они очень большого размера) нам кажется, что просто окно  в стене и мы через нее видим соседний офис. О! А офиса-то никакого нет. Это макет из картона размером с сигаретную пачку! Вот обман… то есть сила искусства. Этот художник работает в природой документальности фотографии, аккуратно показывая, что не все, что видно на фотографии и похоже на знакомый офис — таковым является.         

 

 

Фото © Томас Деманд
Фото © Томас Деманд

А как Вы думаете, если распечатать огромного размера, скажем, черно-белые фотографии Брессона, будет ли эффект и какой? Есть ли какая-то разница в том, что напечатано большого размера?

Ваши ответы и рекомендации пишите в комментариях.

 

 

!alexey_nikishin_2014
!alexey_nikishin_2014

Алексей Никишин

www.alexeynikishin.ru

 Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

 Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА).

 Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет»«Дизайн фотокниг для фотографов»,«Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и«Айфонография. Особый жанр».

сайт:   alexeynikishin.ru

facebook: http://facebook.com/alexey.nikishin.official

livejournal:  alexey-nikishin.livejournal.com

vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin

instagram: instagram.com/alexeynikishin

———————————————————————————————————

Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best 

 
Просмотры: 3163
 

Комментарии:

Андрей Пашис
Размер фотографий подгоняем под размер помещений:))
.
«Отвергая всякое возвеличивание, в процессе которого совершается насилие над истиной, фотография демонстрирует свою преданность той действительности, из которой она вышла». (Рудольф Арнхейм).
«Едва я миг отдельный возвеличу,// Вскричав: "Мгновение, повремени!" – // Всё кончено, и я твоя добыча, // И мне спасенья нет из западни». (Иоганн Вольфганг фон Гёте).
Возвеличенные мгновенно ухваченные эпизоды действительности представлены в очередном выпуске учебных фотографий студентов Курса NYIP:
http://fotokto.ru/id540/blog?view=22456
http://fotokto.ru/id540/blog
Обязательно напишите своё мнение (ТАМ — внизу — в блоге — в комментариях), ставьте лайк, если в целом подборка фотографий понравилась! Создавайте в ответ свои фотографии — ещё более творчески. Пришлите ссылки на новые опубликованные фотографии.
12.05.2015 - 09:23:06
 
Николай Семёнов
"Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны" - крайне сомнительный тезис! Эт-т-т-а смотря для кого. Можно попытаться объяснить все, что душе угодно, и даже суметь убедить зрителя, что то, что он видит, - красиво, даже если ему хочется спать. Технология убеждения работает, но далеко не для всех. Зачастую за всей шумихой торчат уши коммерсанта.
14.05.2015 - 08:43:17
 
Зритель
Нет никакого концептуального искусства, одно шарлатанство и коммерция.
Какими бы большими фото не были бы, все одно, фото на паспорт.
14.05.2015 - 12:17:38
 
Владимир Клюев
Значит "концептуальное искусство" не должно иметь художественной ценности, а только обладать (?) философской подоплекой?
Не удивлюсь если найдется много "философствующих", которые будут усиленно распространять свои посредственные творения под видом "концептуалов".
Но ведь настанет момент и прозвучит: - А "король"-то ГОЛЫЙ...
А вот об Henri Cartier-Bresson такого никто не скажет...
29.05.2015 - 12:55:43
 
Евгения Лауферова
Случай, конечно, клинический. Каким только фотографическим рукоблудием ни занимаются амбициозные, но бездарные люди.
23.11.2015 - 20:37:55