error
Регистрация

Алексей Никишин: «Джефф Уолл и инсценированная случайность. Как понимать современную фотографию?»

Перед Вами сложнейшая постановочная фотография, в создании которой обычно задействованы профессиональные актеры, выстроены специальные декорации, приглашены голливудские специалисты по спецэффектам. Зачем же снимать так сложно такую простую фотографию?

Фото © Джефф Уолл
Фото © Джефф Уолл

Действительно, при всей технической сложности производства, сюжеты на фотографиях случайны, банальные, неинтересны, и как следствие не понятно зачем столько усилий, чтобы показать нам как люди на улице просто проходят мимо ночного клуба?

 Джефф Уолл канадский концептуальный художник, работающий с фотографией. Хотя, наверное, правильнее его было бы назвать пост концептуальным художником. Но это не меняет сути. Итак, он занимается исследованием. Объектом его исследования является сама фотография. А исследует он язык фотографии, поэтику, ее функционирование в медиапространстве, ее восприятие зрителем, и «фотографическую правду». Что это значит? 

 Перед нами как бы привычная нам из «модернисткой школы» репортажная, документальная, жанровая фотография. Вернее, нам так кажется, потому что мы узнаем ее язык. Сразу вспоминаются мастера — Брессон, Дуано, Виногранд. Мы узнаем и начинаем оценивать фотографию известными нам уже средствами для оценки документальной фотографии. Кроме того, мы верим этой фотографии. То есть признав в ней «документальную»,  мы автоматически считаем ее моментом, который действительно происходил на самом деле, а фотограф шел мимо и снял нам документальное подтверждение фактически имевшего место события. А на самом деле  — нет.

 Этот вопрос восприятия зрителем фотографии и исследует художник. Он подсовывает нам «фэйк» — мы думаем, что все это было на самом деле. Художник специально выбирает (то есть моделирует), такие сюжеты, которые мы автоматически принимаем за случайную реальность, ибо кому придет в голову, думаем мы, выстраивать специально, а потом снимать такой глупый, банальный, незначимый во всех смыслах сюжет.

 Вообще, вопрос «незначимых сюжетов» интересен для отдельного осмысления. Ведь когда зритель узнает сюжет, то есть когда  него уже есть опыт и отношение к подобному сюжету, то он тут же переключает свое внимание на свои знания и уже перестает смотреть вашу фотографию. А если сюжет для него не ясен, нов или неважен, то зритель начинаем рассматривать фотографию, пытаясь найти какие-то ответа на свои вопросы именно в фотографии, а не в своем опыте, который у него был до этого. Подумайте над этим. 

 Ну, а еще фотографии Уолла еще интересно разглядывать — они большие, в них очень много всего: деталей, мелочей, нюансов, оттенков. Также как и в фотографиях Гурски, Бехеров, Блосфельда. Так что смотрите их большими и в темноте. Желаю хорошего просмотра.    

Как Вы думаете, зачем так заворачиваться с этими постановками, когда это потом выглядит как простая (плохая) случайная фотография?

Ведь можно было снять и по-красивее?

Ваше мнение пишите в комментариях.


Разбор фотографии взят отсюда: «Алексей Никишин: Современная фотография. Как сделать современные фотопроект?»

 

!alexey_nikishin_2014
!alexey_nikishin_2014

Алексей Никишин

www.alexeynikishin.ru

 Инструктор курса Нью-Йоркского Института фотографии, один из лучших российских фотографов, снимающих людей. Тот редкий случай, когда фотограф снимает то, что ему хочется, и ему за это платят деньги. Лицо современного психологического портрета – благодаря ему у Безрукова, Собчак, Хаматовой, Макаревича, Серебренникова есть те самые известные фотографии.

 Эксперт в области современной фотографии, автор большого количества статей и лекций. В настоящее время ведет курс по современной фотографии в лектории Московского Музея Современного Искусства (ММОМА).

 Наиболее известные мастер-классы: «Современный психологический портрет»«Дизайн фотокниг для фотографов»,«Современная фотография. Как сделать современный фотопроект» и«Айфонография. Особый жанр».

сайт:   alexeynikishin.ru

facebook: http://facebook.com/alexey.nikishin.official

livejournal:  alexey-nikishin.livejournal.com

vkontakte: http://vk.com/alexeynikishin

instagram: instagram.com/alexeynikishin

————————————————————————————————————————————————————————

Бонус: Вы можете улучшить качество ваших снимков, узнать много нового и интересного из области фотографии, поступив на заочный курс Нью-Йоркского Института фотографии. Обучение ведётся на русском языке. Посмотрите спецпредложение по поступлению на этот курс:https://www.disted.ru/best 

 
Просмотры: 1952
 

Комментарии:

Сергей Андрейчук
В своё время мне эта тема была интересна своей философией... Я понимал, что один раз увиденный без камеры интересный сюжет из жизни, второй раз вряд ли сможет повториться... Фотограф пытается воспроизвести увиденное, добавив туда своего изюма, но зачастую не всегда этот изюм выглядит натурально... И мы как зрители видим в них уши фотографа, как и в этой фотографии, а именно в позировании моделей - у большинства они просто неестественные... Анри-Картье Брессон, несмотря на свою обронзовелось, тоже использовал этот метод и в некоторых его фотографиях это отчётливо видно... Но я хотел сказать совсем о другом... Почему в одном случае мы верим автору, а в другом - нет?.. Однажды я показал одному из Мастеров жанровой фотографии, Владимиру Ролову свою фотографию, сказав, что она постановочная: http://fotokto.ru/id75282#photo2754814
Он посмотрел на неё и сказал: "Нет, это не постановка... Здесь налицо организация события"... И я тогда решил глубже изучить этот вопрос: http://fotokto.ru/id75282/blog?view=21389. К чему я это всё говорю?.. Дело в том, что в так называемом постановочном репортаже задача фотографа не воздействовать на своих персонажей в сюжете напрямую, а задавать им импульс в нужном направлении развития сюжета... Посмотрев другие работы Джеффа Уолла я везде вижу "заморозку", я не вижу в них живой энергии... Очень похоже на то, как если бы он расставил в нужном месте манекенов, создав им какие-то позы и образы... Наверное, такое проявление тоже имеет право на жизнь, потому что здесь может быть налицо реализация современного искусства и эта заморозка может говорить о нашем внутреннем мире, о том, что для нас важнее внутреннего глубокого дыхания стали какие-то плоские атрибуты жизни...
Думаю как-то так...))
19.04.2015 - 07:28:07