Впервые мы познакомились с творчеством немецкого фотографа Клаудии Рогге, увидев на открытии Московского фотографического салона ее работу «Камуфляж», которая была выставлена на продажу за 12 000 евро. Нас заинтересовало ее необычное творчество, и мы решили поговорить с ней.
Абстрактная реальность профессионального фотографа - Клаудиа Рогге
— Когда вы впервые заинтересовались фотографией?
— Я всегда интересовалась фотографией, но после реализации проектов «Толпа» и Mob в 2004 г. она все больше играет роль моего главного средства самовыражения.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своем проекте Mob.
— Это была мобильная инсталляция, полностью стеклянный грузовик, на котором я путешествовала по Европе в 2002–2004 гг. Первая инсталляция, mob il — 1, состоит из 5 000 пластмассовых детских голов, а вторая, mob il — 2, — из 66 голых мужчин, стоящих на коленях. Внимание к ней было большим: везде, где проезжал грузовик, люди начинали обсуждать свои ассоциации — Освенцим, конформность...
Я стала думать о том, удастся ли мне создать толпу, которая не будет определяться историей, в которой фокус был бы сделан на форме и эстетике, ведь когда мы смотрим, например, на стаю птиц, мы видим лишь красоту хореографии. В этот момент зародилась моя новая серия Rapport.
— То есть вы сразу стали работать в жанре инсталляций?
— Я начинала с перформансов, видео- и фотосъемки. Выбор я делаю в зависимости от того, какая форма оказывается полезнее.
— Как же появляются идеи таких необычных работ?
— Основными моими темами являются индивидуальность и масса, но в каждой серии фокус делается на разном. Я всегда работаю с личностью, однако затем помещаю ее в определенный контекст.
Для проекта EverAfter («С тех пор»), на который меня вдохновила «Божественная комедия» Данте, я сделала около 40 000 фотографий людей в движении, после чего скомпоновала их группами. В итоге стало казаться, что человек находится во взаимодействии с другими людьми. Я создаю нечто вроде постановки, если хотите.
— Из современных фотографов вас кто-либо вдохновляет?
— Больше всего меня вдохновляют художники, театр, опера, литература.
— Кто же из художников?
— Мои любимые творцы — это, например, Караваджо, Микеланджело, Мэтью Барни, Ларс фон Триер...
— Ваши фотографии отличает единый уникальный стиль. Как долго вы искали что-то, что будет отличать вас от других мастеров?
— По моему мнению, всякий художник ищет собственный стиль, но работать приходится много: пробуешь, узнаешь... Это длительный процесс, и если тебе повезет (всем в какой-то степени нужна удача!), то ты найдешь свое.
— Ваши фотографии являются очень сложными с точки зрения технического исполнения. Вы создаете все инсталляции в реальности?
— Да. Я решила сама составлять группы или даже толпы из отдельных личностей. Отражение реальной жизни меня не интересует, я хочу создавать свою. Для этого мне приходится облекать свои идеи в физическую форму. Например, если я хочу разместить в своей работе змею, то мне необходимо принести ее в студию и навести на нее объектив.
— Быть может, поэтому ваши фотографии иногда называют скандальными. Они действительно уникальны. Вы можете называть себя первооткрывателем нового течения в фотографии?
— Спасибо. Я скажу словами немецкого социолога Никласа Лумана. Ключевая потребность художника — создать нечто новое, удивительное, но в то же время искусство должно сохранять связь с миром и современностью, то есть идея должна быть выражена и реализована в подходящий момент, например, абстрактное искусство было бы немыслимо ранее начала XX века. Фотография сильно изменилась, новые цифровые эффекты раскрывают новые возможности. Еще 15 лет назад работать так, как я сейчас, было невозможно. Я стараюсь разрабатывать новый стиль при помощи новых средств, привязывая его к культуре, в которой я живу, со своей историей и жизнью. Вот что я ищу.
— Интересно, а кем бы вы стали, если бы фотографии не существовало?
— Я никогда не думала о том, чтобы заниматься чем-то еще. Моя профессия — моя страсть, и я считаю, что мне повезло иметь возможность работать свободно и в творческой сфере.
— Что вы считаете самым важным для фотографа: фантазию, технические навыки, образование?
— Воображение и способность продумывать концепт, который вы будете реализовывать; естественно, нужно еще и оборудование, и технические навыки.
— Вы признаны одним из самых известных фотографов современности. Что бы вы посоветовали новичкам, которые хотят удивить мир?
— Мой совет: будьте безумными и серьезными, боритесь, опираясь на свои мысли и идеи, обдумывая их: действительно ли они новы? И определитесь, на самом ли деле вы хотите быть художником. Успех не гарантирован. Это должна быть стопроцентная страсть.
— Каким вы видите творчество будущего? Как вы думаете, насколько сильно применение графических редакторов, прежде всего Photoshop, изменит традиционный облик фотографии?
— Будущее изобразительного искусства? Я вижу большую разницу между обычными фотографиями, которые снимают все, коммерческим фото для рекламы и журналов и искусством. Что касается первых двух, их становится слишком и слишком много. Все фотографируют всё, снимки появляются на Facebook, в Instagram, мы видим их на улицах, да и везде, 24 часа в сутки.
Никогда раньше мы не были окружены ими в таком объеме. Это меняет нашу жизнь, личную сферу, и это обязательно повлияет и на искусство. Чтобы создать легко узнаваемую работу в индивидуальном стиле, надо продумать мощный концепт с уникальной эстетикой. Художника в наше время ждет невероятное множество трудностей, и это здорово.
— Вы были в России? Знакомы ли вы с русским балетом и театром? Как вы думаете, могут классики русской литературы вдохновить вас на новые работы?
— Да, я несколько раз бывала в России. В 2009 г. посетила Московский музей современного искусства. А в этом году у меня состоялась индивидуальная выставка во Frolov Gallery в «ВИНЗАВОДЕ», но я всегда провожу на месте лишь несколько дней после открытия. Не могу назвать себя знатоком, однако люблю Достоевского, Толстого и Чехова.
— Большое спасибо за то, что нашли время рассказать нам о своем творчестве! Ждем вас в России!
— И вам спасибо!
Комментарии: