error
Регистрация

7+ способов преобразования изображения в чёрно-белое

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Лев Квитченко
Опубликовано: 05.04.2015 в 07:46:03

Даже поверхностный просмотр любого модного журнала, социальной сети, специализированного фотосайта, типа нашего или Flickr, подтверждает, что черно-белые фотографии сегодня популярны, как никогда. Даже с приходом цифры ничего не изменилось.

В эпоху плёнки фотография долгое время была чёрно-белой. Теперь же, используя цифровой аппарат, нам приходится конвертировать цветное изображение в чёрно-белое. К слову, обратите внимание на интересный парадокс: матрица цифрового фотоаппарата видит свет только в оттенках серого, она не различает цвета. Чтобы научить её цветному зрению, мы вынуждены поставить перед ней специальные фильтры, которые с некоторой достоверностью превращают чёрно-белое изображение в цветное. А мы теперь это, обманом полученное изображение, хотим превратить обратно в чёрно-белое! Это как, например, взять натуральный сок, пропустить его через фильтр очистки воды, а потом в полученную воду добавить краситель, подсластитель и ароматизатор. Я, конечно, слегка утрирую для ясности картины, но только слегка.

Но охота пуще неволи, надо так надо, и в этой статье мы рассмотрим наиболее часто используемые методы чёрно-белого преобразования, разберём достоинства и недостатки каждого из них. Хочу сразу попросить прощения за то, что мы рассмотрим только сами способы, а не результаты их применения. Эту часть работы я оставлю Вам и Вашим работам.

В плёночной фотографии чёрно-белое преобразование происходит практически во время съёмки. Если Вы хотите изменить характер чёрно-белого преобразования, Вы можете сделать это только путём размещения цветного фильтра на объективе (так, например, красный светофильтр значительно затемняет голубое небо). Хотя, в относительно небольших пределах можно регулировать преобразование подбором проявителя, длительностью проявки, подбором бумаги и маскированием при печати.

В цифровой же фотографии с его мощнейшим оружием — Photoshop’ом — мы имеем полный контроль над преобразованием. Затемнить, например, голубое небо легко, надо только решить, каким оно должно стать, и выбрать наиболее подходящий инструмент.

фотошоп черно-белоеНе хочу показаться банальным, но лучшими камерами для чёрно-белой фотографии являются зеркалки. Или продвинутые компакты. И дело даже не столько в качестве объектива и обилии ручных настроек, а в возможности съёмки в формате RAW, который предоставляет гораздо более широкие возможности для преобразований, а также 12-, или даже 14-битный цветовой профиль, против 8-битного у JPEG, что необходимо для лучшего преобразования с гладкими тональными градациями.

Большинство цифровых аппаратов имеют встроенный режим преобразования изображения в чёрно-белое. Однако это преобразование, во-вторых, необратимо, в-третьих, нерегулируемо, а во-первых, и главных — даёт плоское, невыразительное, малоконтрастное изображение. Чтобы избежать подобного разочарования, мы и обсудим разные варианты преобразования цветных изображений в чёрно-белые без использования фотоаппарата.

Photoshop предлагает как разрушающие, так и неразрушающие методы чёрно-белого преобразования. Разрушающими являются те, которые не могут быть повторно отрегулированы. После сделанных преобразований, единственный способ изменить их — отменить всё и начать заново.

Неразрушающие же методы используют слои. Изменения, которые Вы вносите в изображение, хранятся в (корректирующем) слое, а оригинал остаётся неизменным. Затем, когда Вы закончите, Вы можете либо сохранить изображение в формате .PSD, либо .TIFF с целью дальнейшего открытия и редактирования, либо свести слои воедино, и сохранить изображение в формате .JPEG (с потерями).

Итак, приступим. Выбираем жертву изображение, которое принесём на алтарь науки. Хочу признаться, что долго не мучился с выбором претендента, взял более-менее подходящее из вчерашнего поиска апрельских луж.

фотошоп черно-белое

1. Преобразование в градации серого (разрушающий).

Самый простой способ преобразования. Отменяет всю информацию о цвете в объекте. Изображение — Режим — Градации серого.

фотошоп черно-белое

Выходит странное окно с двумя кнопками (точнее, окно-то обычное, но кнопки…) — "Отменить" и "Отмена". Так вот нас интересует "Отменить". Плюсы: быстро и просто. Минусы: Абсолютное отсутствие контроля над преобразованием.

фотошоп черно-белое

2. Использование Цветового тона/Насыщенности.

Метод даёт точно такой же результат, как преобразование в оттенки серого. Единственным преимуществом является то, что он доступен как корректирующий слой и может быть использован как часть неразрушающего преобразования. Изображение — Коррекция — Цветовой тон/Насыщенность (Ctrl+U) (разрушающий) Слои — Новый корректирующий слой — Цветовой тон/Насыщенность (неразрушающий) Перемещаем ползунок Насыщенность до упора влево (-100). Плюсы: Быстро и легко. Может быть использован как корректирующий слой (со всеми вытекающими). Минусы: Отсутствие контроля.

фотошоп черно-белое

В скобочках. Если первый способ бесконтролен абсолютно, то второй — просто. Раз уж мы попали в этот инструмент, сделаем вот что: поставим птицу Тонирование, сдвинем Цветовой тон в 27, а Насыщенность — в 20-25. Получаем классическую сепию — частный случай чёрно-белого изображения. Можно подвигать ползунок Цветовой тон в сторону зелёного цвета, или даже синего — возможно Ваш сюжет выиграет от такого эксперимента. Только не выбирайте больших значений Насыщенности.

3. Метод LAB-color (разрушающий).

На первый взгляд метод №3 не отличается от №1, но лишь на первый взгляд. Да, мы используем операцию перевода в градации серого, только не всего изображения, а лишь одного канала, но — не привычного канала в цветовом пространстве RGB, а канала яркости в пространстве Lab. В пространстве Lab яркостная составляющая отделена от составляющих цвета, и поэтому такое преобразование в чёрно-белое пройдёт гораздо легче (ну по крайней мере теоретически). Итак: Изображение — Режим — Lab Переходим в окно Каналы, если оно уже открыто (если нет — переходим в Окна — Каналы) и выбираем канал Яркость.

Изображение — Режим — Градации серого. Во всплывающем окне нажимаем ОК.

фотошоп черно-белое

Плюсы: Даёт лучший результат, чем предыдущие два преобразования. Минусы: Разрушающий метод, который не даст Вам возможность контроля.

фотошоп черно-белое

4. Карта градиента.

Почему инструмент Карта градиента называется именно так? Потому что он представляет собой именно карту, карту соответствия того, что было, тому, что будет в новом изображении. Например, в нашем случае необходимо, чтобы самые темные участки стали чёрными, а самые светлые — белыми, а всё остальное, между ними — оттенками серого. Поэтому в качестве карты для перевода изображения в чёрно-белое мы и выбираем умолчальный чёрно-белый градиент (плавный переход). Если бы нам было необходимо, мы могли бы выбрать другие цвета. Пусть, например, самые тёмные участки превратятся в красный, а самые светлые — в жёлтый. В итоге мы получим красно-жёлтое изображение с оранжевыми полутонами.

Разумеется, можно выбрать не два цвета, а больше, и отрегулировать ширину переходов между ними. Мы можем использовать метод как в разрушающем, так и в неразрушающем варианте. Первым делом для любого варианта нажимаем клавишу D, чтобы установить цвета основы и фона — по умолчанию — чёрным и белым.

Далее — используем одно из двух:

Изображение -Коррекция — Карта градиента (разрушающий); Слои — Новый корректирующий слой — Карта градиента (неразрушающий).

фотошоп черно-белое

Плюсы: Быстрый простой способ. Минусы: Почти отсутствует контроль. (Вы хоть замечаете прогресс? От «абсолютно» мы уже поднялись до «почти». Применяя корректирующий слой, мы можем воспользоваться всеми его преимуществами — возможностью возврата, режимом наложения, степенью прозрачности).

фотошоп черно-белое

5. Микширование каналов.

Микшер каналов — первый из перечисленных здесь инструментов преобразования в чёрно-белое, который использует весь потенциал информации, содержащийся в цветной фотографии. В пространстве RGB цвет фотографии образуется из трёх каналов — красного, зелёного и синего. Из этих основных цветов состоит любой из миллионов оттенков на фотографиях.

фотошоп черно-белоеПреобразование, использующее Микширование каналов, позволяет регулировать соотношения между красным, зелёным и синим каналами. Уменьшение значения в канале осветляет цвета, близкие к нему на цветовом круге и затемняет цвета, расположенные напротив него. Например, увеличьте значение красного канала, и красные тона на Вашем фото станут светлее, зато потемнеют голубые. Осветлите тона кожи и потемнеет голубое небо.

У нас опять же есть выбор между разрушающим и неразрушающим методом:

Изображение — Коррекция — Микширование каналов (разрушающий);

Слои — Новый корректирующий слой — Микширование каналов (неразрушающий); Отметьте Монохромный.

До того как корректировать процентный вклад исходных каналов, посмотрите, как каждый из исходных каналов влияет на монохромное изображение. Например, в режиме RGB проверьте, как будет выглядеть изображение, если для красного канала выбрать значение +100%, а для зеленого и синего исходных каналов — значение 0%. После этого просмотрите изображение с исходным зеленым каналом на уровне +100% и остальными двумя на уровне 0%. Наконец, просмотрите изображение с исходным синим каналом на уровне +100 % и остальными двумя на уровне 0 %.

Старайтесь, чтобы в сумме все три ползунка давали 100% (поле Всего), иначе рядом с ним появляется предупреждающий значок, указывающий на то, что обработанное изображение будет ярче оригинала и некоторые освещённые детали будут засвечены. Обязательно попробуйте нарушить это правило, хотя бы для того, что узнать его, и при первой возможности необходимости применить как художественный эффект.

У Вас также есть возможность выбора готовых предустановок из раскрывающего списка (выбор, правда, небогат, но зато даёт исходное представление о возможных путях исследования). Здесь же Вам предоставляется возможность сохранить понравившуюся комбинацию для последующего применения.

фотошоп черно-белое

Красный 80%, 10% Зеленый, Синий 10%. Потемнело голубое небо. Обратите внимание на оттенок в прошлом синего знака (справа, на столбе).

фотошоп черно-белое

Красный 20%, 61% Зеленый, Синий 20%. Я специально поднял зелёный цвет до +61, чтобы общая сумма превысила 100%. Видите восклицательный знак рядом со значком суммы? Это и есть то самое предупреждение.

Плюсы: Дает высокую степень контроля над черно-белого преобразования. Минусы: Не так хороша, как следующие две техники.

6. Двухслойный Цветовой тон/Насыщенность (неразрушающий).

Эта техника использует два корректирующих слоя Цветовой тон/Насыщенность. Верхний слой представляет собой прямое монохромное преобразование. Нижний — меняет цвет исходного изображения. А вместе они дают очень высокий уровень контроля. Честно говоря, я узнал этот способ довольно давно, когда деревья были большими только начинал знакомство с Photoshop’ом. Я помню, что совершенно не понимая сути процесса, записал его в виде Action, и использую до сих пор. Когда мой компьютер переезжает, вслед за ним мигрируют и мои любимые записи, и среди них — обязательно — эта.

Итак, дважды добавляем корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность. В верхнем слое перемещаем ползунок Насыщенность влево до упора (-100), а у нижнего меняем режим наложения на Цветность. Перемещайте ползунок Цветовой тон в нижнем слое вправо и влево и удивляйтесь! Готов спорить, что Вы и не подозревали, сколько существует вариантов перевода в чёрно-белый.

фотошоп черно-белое

Плюсы: Возможность очень тонкого контроля над процессом преобразования. Минусы: Вы ещё не видели следующий способ!

7. Корректирующий слой Чёрно/белое.

Инструмент появился в Photoshop начиная с версии CS3, и получил дальнейшее развитие в следующих версиях. Используя его, Вы получаете в своё распоряжение простой, но мощный инструмент, совмещающий в себе как Микширование, так и Цветовой тон/Насыщенность в одном флаконе. Это как ферзь в шахматах — объединяет в себе удобство и лучшие боевые качества остальных фигур. Обязательно ознакомьтесь с ним хотя бы раз, и Вы наверняка оцените этот интуитивно понятный и точный инструмент.

Как и некоторые другие, этот инструмент существует в двух ипостасях — разрушающей и неразрушающей:

Изображение — Коррекция — Чёрно-белое (разрушающий);

Слои — новый корректирующий слой — Чёрно-белое (неразрушающий).

Как и некоторые другие — имеет в своём арсенале как предустановленные наборы смешения серого, так и созданные и сохранённые варианты смешения. Кнопка Авто максимизирует распределение значений серого. Автоматическое смешение зачастую позволяет добиться отличных результатов, но также его можно использовать в качестве начальной точки для настройки значений серого при помощи цветовых ползунков. Я бы рекомендовал начинать именно с неё. Ведь в любой момент Вы можете нажать клавишу Alt, чтобы кнопка Отмена превратилась в Сбросить.

Птица Оттенок отвечает за применение тона цвета, например сепии. Если её поставить, становятся доступным небольшое окошечко выбора цвета.

фотошоп черно-белое

Ну и напоследок — самое вкусное. Для коррекции отдельного компонента цвета выберите инструмент прямой коррекции изображения и щелкните в пределах изображения. Передвигайте ползунок регулятора в данной области изображения влево или вправо, чтобы сделать цвет более ярким или более темным. Вам даже не надо задумываться о том, какой цвет Вы выбираете — просто ставьте курсор в выбранное место, и двигайте мышку влево-вправо. Ну разве не гениально? К слову, такая же функция есть ещё и у корректирующих слоёв Кривые и Цветовой тон/Насыщенность. Обязательно попробуйте.

фотошоп черно-белое

фотошоп черно-белое

Регулировки, показанные здесь, ни о чём не говорят, они выставлены просто как образец того, куда можно задвинуть регуляторы.

Плюсы: самый гибкий метод чёрно-белого преобразования. Минусы: Присутствует только в Photoshop начиная с версии CS 3.

Краткие выводы.

Наверное, стоит найти время, чтобы познакомиться с этими методами для принятия решения о способе преобразования в каждом конкретном случае. Все они имеют право на жизнь и применение, каждый в своё время. Зачастую перевод изображения в ч/б служит просто промежуточным этапом некоторой последовательности команд. Какое из преобразований Вы выберите для конкретной обработки — зависит от вашего вкуса и пристрастий. Только помните о сохранении оригинала, если используете разрушающие способы обработки. Получайте удовольствие, и, пожалуйста, не стесняйтесь делиться своими комментариями.

Не рассмотренными остались два очень интересных способа — Вычисления и преобразование с помощью плагина Camera Raw. (Вообще, из рядового плагина он превращается в мощнейшее оружие обработки изображений. Причём, практически самостоятельное. Даже не так — самодостаточное). Если появится хоть одна просьба — обязательно расскажу и о них, тем более, что оба точно заслуживают этого.

Удачных Вам снимков!

Эта статья, как и множество других, находится на сайте levfoto.ru. Если не хотите заходить на сайт, то вот прямые ссылки на похожие статьи:

  1. Основы редактирования пейзажей: чёрно-белое редактирование Все мы знаем об удивительном очаровании чёрно-белых снимков, которыми человечество...
  2. Способ повышения резкости. Последний этап обработки цифровой фотографии, который настоятельно рекомендуется проводить —...
  3. Основы редактирования пейзажей: усиление деталей с помощью маски слоя Рассказывает профессиональный фотограф Марк Хэмблин (Mark Hamblin) Я использую цифровую...
  4. Фото в пастельных тонах. Добрый день, друзья! Некоторые фотографии значительно выигрывают от смягчения тонового...
 
Просмотры: 6066
 

Комментарии: