3 фотобиеннале современной фотографии. Взгляд участника.
Третья музейная фотобиеннале современной фотографии открылась в Мраморном дворце Санкт-Петербурга 10 декабря 2014 года, выставка продлится до 9 марта 2015 года.
Это событие прошедшего 2014 года и наступившего 2015 стало большим подарком для всех, кто любит фотоискусство.
Ведь принять участие в отборочном туре, который проходил перед этим, мог каждый, независимо от того, является ли фотография родом его профессиональной деятельности или любимым увлечением. И, что бывает крайне редко, работы, которые принимались, не были ограничены тематически. Для отборочного тура можно было отправлять работы, которые ты считаешь интересными, любого жанра. Единственным условием было хорошее качество, чтобы при печати работы 50 см. по длинной стороне, она имела выставочный вид, при этом наличие шумов или зернистости фотоплёнки вполне допускалось, если они являются частью авторского замысла в данной работе.
В результате для экспозиции были выбраны несколько сотен работ. Все они, в том числе и одна моя работа, вошли в печатный альбом-каталог 3 фотобиеннале современной фотографии. Вот что пишет в предисловии к нему один из его редакторов, Светлана Зинченко:
« Продолжая начатый в 2009 году выставочный проект, Русский музей вновь собрал фотографов со всех концов России. В 3 фотобиеннале современной фотографии принимают участие 319 авторов, как известных, так и начинающих, из 53 населённых пунктов Российской Федерации.
Формат Фотобиеннале не предполагает каких бы то ни было жёстких рамок. Он позволяет отразить всё богатство направлений современного фотоискусства. На страницах этого издания фотография представлена как многогранное явление, демонстрирующее разнообразие сложившихся в этом виде искусства жанров и богатство применяемых авторами технических приёмов. Постановочная и прямая сюжетная фотография, натюрморт и портрет, пейзаж и ню соседствуют здесь, давая представление о различных подходах осмысления и воплощения классических сюжетов. Мы видим, что фотография – по своему рождению сугубо техническая вещь, призванная фиксировать разнообразные проявления человеческой культуры, - творчески преображается не только под воздействием авторского взгляда, но и благодаря различным художественным и техническим манипуляциям.
Отрадно сознавать, однако, что, кроме широкого ипосльзования цифровых технологий, многие авторы сохраняют приверженность старым, аналоговым способам съёмки и печати. Цианотипия и мокрый коллодион, класическая бромосеребряная печать, ведущие свою историю от начальных этапов становления фотографии, обогащают современный фотографический ландшафт, сохраняя преемственность традиций ».
«… Фотография, благодаря технологическим прорывам, пришла к возможностям моментальной съёмки и цифровой обработки. Однако во главе как процесса, так и результат всегда стоит автор. Его роль по-прежнему остаётся решающей. Именно мысль, взгляд, эмоция, умения фотографа преобразовывают в художественное произведение заурядную картинку в видоискателе».
Мне особенно понравились многие работы из раздела «Повседневность». Работу «Душа» Николая Марочкина я вначале не разглядел: вид сверху на группки людей , стоящих на белом как лист бумаги снегу, крыши машин и старого автобуса… Думаю, при чём здесь душа? Но не спеша переслистывать страницу альбома, я стал разглядывать её, пока не увидел в центре всей композиции маленькую красную крышку гроба с крестом. Так вот оно что, конечно! Это взгляд сверху на происходящее души почившего! На собственные похороны, которые выглядят такими маленькими и незначительными посреди дворового асфальта, застланного белым снегом... А для души здесь начинается уже новая жизнь, как бы с белого листа...
Очень сильная пронзительной глубины работа! А ведь если бы не название, эта фотография НЕ приобрела бы такого острого симфонического звучания - ну, сфотографировал автор какие-то там едва различимые сверху похороны, только и всего…
Выставку в Мраморном дворце стоит посетить. Много интересных работ, и что особенно приятно, работ именно с содержанием, без так часто встречаемой сегодня в фотографиях "звонкой пустоты"!
Комментарии: