1. «Рейн II», Андреас Гурски
Андреас Гурски — немецкий фотограф, он родился в 1955 году в Лейпциге, на данный момент живет и работает в Дюссельдорфе.
Фотоискусству обучался с самого детства: сначала у своего отца, рекламного фотографа; позднее, в 1981–87 гг., в Государственной Академии искусства в Дюссельдорфе в классе Бернда и Хиллы Бечер, семейной пары, известных мировых фотографов и преподавателей, обладателей самой престижной премии в области фотографииHasselblad Award в 2004.
С 1985 года стал активным участником большого количества групповых выставок, а также автором выставок персональных; все они проходили в ведущих мировых центрах современного искусства.
Андреас Гурски стал широко известен благодаря своим панорамным фотографиям большого формата, которые снимались, как правило, с высокой точки. С конца 90-х годов он стал активно пользоваться фоторедакторами, чтобы добиться большей проработки деталей изображения.
Рейн II
Панорамное изображение Рейна, одной из крупнейших рек в Европе, размером 185,4×363,5 см является первым из шести, созданных Андреасом Гурски в 1999 году. На сегодняшний день снимок «Рейн II» занимается первое место рейтинга самых дорогих фотографий мира. С изображения путем цифровой обработки убраны здания и прохожие.
Аукцион Christie`s «Импрессионизм и современное искусство» в Нью-Йорке планировал выручить за фотографию «Рейн II» от $ 2,5 до $ 3,5 млн, однако конечная сумма оказалась в полтора раза выше прогнозируемой — $ 4 338 500. Фотография была продана 8 ноября 2011 года, покупатель остался неизвестным.
Глядя на «Рейн II», можно провести некоторую аналогию с «Черным квадратом» Малевича: мало кто понимает такое искусство.
Однако чем же можно объяснить настолько высокую цену? Во-первых, большую роль играет запечатленная первозданность Рейна, несмотря на сохраненную при обработке асфальтовую дорожку. Сегодня в таком виде река и ее берег уже не существуют — равнинная местность либо застроена, либо засажена деревьями. Во-вторых, композиционная структура изображения выполнена в классическом стиле: используется ритмическое построение, то есть все линии соотносятся друг к другу в масштабе примерно один к четырем, что облегчает зрителю восприятие цветов и снимка в целом. В-третьих, скрытый смысл фотографии: можно говорить о некоем противопоставлении неба и земли. Впрочем, однозначного мнения насчет того, что хотел передать Гурски, нет, но некоторые философы усматривают в снимке изображение самой жизни — сочетание светлых и темных цветовых полос похоже на жизненный путь человека, а широкая светлая линия неба рассматривается как небесное существование души.
2. «Без названия. № 96», Синди Шерман
Синди Шерман родилась 19 января 1954 года в Глен-Ридж, Нью-Джерси, а вскоре ее семья переехала в Хантингтон, штат Нью-Йорк. После окончания школы она поступила в Buffalo State College на факультет изобразительного искусства. Вскоре Синди поняла, что не сможет выразить себя через рисунок, и обратилась к фотографии.
Первую серию снимков Untitled A-E Шерман сняла за год до окончания учебы. Моделью выступила она сама, так как считала, что никто не сможет точно изобразить то, что она хочет, лучше нее. В этом проекте Шерман предстала в пяти различных образах. Однако эта фотоистория не нашла особого признания у публики.
Самой известной работой фотографа стала серия снимков Untitled Film Stills (1977–1980), состоящая из 69 черно-белых фото, похожих на стоп-кадры из фильмов. Именно поэтому они казались многим зрителям знакомыми. С 1995 года эти работы находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Шерман – обладательница таких наград как National Endowment for the Arts, Skowhegan Medal for Photography, The Hasselblad Foundation; выставки ее фотоснимков проходят по всему миру и пользуются большой популярностью. Сама же себя она именует художником-перформансистом, отказываясь называться фотографом.
Она до сих пор остается и моделью, и фотографом на своих работах. Лишь в скандальной серии Sex pictures Шерман использовала кукол, располагая их в сексуальных позах, граничащих с порнографическими.
Без названия. №96
Цветной снимок Синди Шерман «Без названия. №96» из серии Models, сделанный в 1981 году,занимает второе место рейтинга самых дорогостоящих фотографий, собрав $ 3,89 миллиона на аукционе Christie`s в мае 2011 года. Покупатель неизвестен.
Несмотря на небогатую композицию, фотография несет глубокий смысл. Шерман, изображая здесь девочку-подростка, невинную и одновременно соблазнительную, показывает, как сущность женщины хочет вырваться наружу, — в руках та держит обрывок газеты с объявлением о поиске пары.
3. «Без названия (Ковбой)», Ричард Принс
Ричард Принс, современный американский художник и фотограф, родился 6 августа 1949 года.
Сегодня Принс является одним из самых известных американских художников своего поколения. Он стал знаменит в 1980-е годы благодаря своим сериям Cowboys, Jokes и Hoods, в которых Принс использовал образы из журналов, популярной культуры и бульварного чтива для создания фотографий, скульптуры и картин, которые обращаются к идеям американской идентичности и мира потребления. Погружение в мир массовой культуры и его одновременная критика лежит в основе искусства фотографа.
Ричард Принс выбрал темы, близкие американскому стилю жизни, например, ковбоев Мальборо, байкерские банды или знаменитостей. С 1970-х он воспроизводил и переиначивал эти мотивы в фотографиях и живописи, делая особый акцент на темной стороне общества.
«Без названия (Ковбой)»
Фотография рекламного плаката Marlboro была сделана в 1989 году и продана за $3 401 000 на аукционе Sotheby's New York 14 ноября 2007.
Под ковбоем здесь должен подразумеваться не привычный эталон американского мужества, герой наивного голливудского вестерна, а иллюзорный типаж — секс-символ.
4. «99 центов», Андреас Гурски
«99 центов»
«99-центовый» диптих Андреаса Гурски был продан в феврале 2007 года за $3 346 456 на аукционе современного искусства Sotheby's London. Вторая печать продана за $ 2,48 млн в ноябре 2006 года в галерее Нью-Йорка, а третья – за $2,25 млн на аукционе Sotheby's в мае 2006 года. Варианты диптиха отличаются ракурсами. Счастливый обладатель первого отпечатка серии — украинский бизнесмен Виктор Пинчук.
Диптих продан как объект современного искусства, поэтому главную роль в стоимости играет известность автора и размер отпечатков.
5.«Озеро в лунном свете», Эдвард Стайхен
Эдвард Стайхен (1879–1973) — один из наиболее влиятельных мастеров в истории фотографии, начинал как художник-импрессионист. В 1920-е и 1930-е гг. создал серию портретов голливудских знаменитостей, которые вошли в историю как образцовые примеры раскрытия характера фотографируемого.
В 1904 году Стайхен много экспериментировал с цветной фотографией, он одним из первых американских фотографов использовал автохромирование для производства цветных фотоснимков. С помощью этого революционного в то время метода была сделана фотография «Озеро в лунном свете», которая через 100 с лишним лет, а именно 15 февраля 2006 года, будет продана с аукциона Sotheby's New York за 2 928 000 долларов.
«Озеро в лунном свете»
На фотографии изображены лес и озеро, в воде которого отражаются деревья. Здесь запечатлена природа штата Нью-Йорк. Стайхен снял этот пейзаж возле дома своего друга, искусствоведа Шарля Каффина.
«Озеро в лунном свете» относится к автохромной фотографии.
При помощи светочувствительного желе Стайхен создал ощущение нанесения цвета вручную. В 1904 году лишь немногие фотографы использовали этот экспериментальный способ — шедевр фотографа получился совершенно новаторским.
Известны лишь три отпечатка «Озера в лунном свете», и каждый из них уникален. Один экземпляр был продан в частную коллекцию, два других находятся в музейных собраниях: в Музее современного искусства и в музее Метрополитен (США).
Цена фотографии объясняется уникальным способом ее создания, мечтательным сюжетом и давней датой появления.
6. «Билли Кид», неизвестный автор
Билли Кид стал самым известным преступником Дикого Запада благодаря шерифу Пэту Гаррету, который его и убил, а потом написал его биографию под названием «Истинная жизнь Билли Кида». Билли Кид начал свою карьеру в 1870 году, а известен стал благодаря участию в так называемой Линкольнской войне, которая представляла из себя борьбу между предпринимателями за экономическое влияние в Нью-Мексико. Билли Кид стал одним из людей, которые противостояли клану Долана, на стороне которого был губернатор, прокурор и шериф. Именно поэтому Билли Кид стал преступником.
Его единственная фотография была продана на 22-м ежегодном аукционе Brian Lebel's Old West Show & Auction в Денвере. Как сообщает Associated Press, изображение приобрел 25 июня 2011 года Уильям Кох за $ 2 300 000, хотя организаторы оценивали ее не более чем в $ 400 000.
Фотография представляет собой ферротип — ранний тип фотографии, при создании которой использовались металлические пластины для получения обратного изображения. Историки утверждают, что фото было сделано другом Билли Кида Дэном Дедриком, хранилось в семейном архиве и впервые было показано публике только в 1980-м году.
Ферротип оказался единственным, что и повлияло на его стоимость.
7. «Тобольский кремль», Дмитрий Медведев
Третий президент Российской Федерации Дмитрий Медведев ввиду занимаемого им поста много путешествовал.
Фотография Тобольского кремля, сделанная им, была продана на благотворительном аукционе «Рождественская азбука» в Петербурге за 51 млн рублей. Покупателем фотографии стал член совета директоров компании «ИЛИМ-Групп» Михаил Зингаревич. Он сказал, что хочет повесить эту фотографию в своем офисе.
На фотографии изображен Тобольский кремль, снятый Медведевым с вертолета.
«Тобольский кремль»
В цену фотографии заложены не только благотворительные стремления, но и высокий статус фотографа.
8. «Нагота», Эдвард Уэстон
Эдвард Генри Уэстон (1886–1958) родился в Хайленд-Парк, штат Иллинойс, и вырос в Чикаго. В шестнадцать лет он получил от отца первую камеру — Kodak Bulls-Eye №2 — и принялся фотографировать на ферме своей тети и в парках Чикаго. В 1903 году в Чикагском художественном институте прошла первая выставка его фотографий.
Эдвард Уэстон известен как один из великих мастеров фотографии двадцатого столетия. Его наследие включает в себя несколько тысяч тщательно подобранных, отлично отпечатанных снимков, которые повлияли на многих фотографов во всем мире.
«Нагота»
«Нагота» (1925), самая дорогая картина Эдварда Уэстона, была продана за $1 609 000 в апреле 2008 на аукционе Sotheby's. Покупателем стал владелец галереи Pace-MacGill Gallery Питер Макгил.
Тонкие полутона, необычные сюжеты, новые ракурсы и скульптурные формы благодаря фотографиям Уэстона стали классическими образцами фотографии, по которым многие творческие личности искали свой путь — все это отразилось на стоимости снимка.
9. «Джорджиа О’Кифф (Руки)», Альфред Стиглиц
Альфред Стиглиц (1864–1946) — американский фотограф, который внес огромный вклад в утверждение фотографии как независимого искусства и повлиял на формирование его эстетики.
Стиглиц издавал журналы по фотоискусству, в 1902 году организовал в Национальном художественном клубе Нью-Йорка выставку фотографий, имевшую большой успех. Он был первым фотографом, чьи произведения вошли в собрания ведущих музеев США и стали экспонироваться наряду с картинами знаменитых художников.
«Джорджиа О’Кифф (Руки)»
Стиглиц долгое время был женат на художнице Джорджии О'Кифф, портреты которой прославили его на весь мир. В частности, фотография жены Стиглица была продана за $1 470 000 в феврале 2006 года в Нью-Йорке на аукционе Sotheby's.
Покупателем стал американский арт-дилер Джеффри Френкель.
10. «Джорджия О’Кифф (Обнаженная)», Альфред Стиглиц
Замыкает рейтинг еще одна работа Стиглица.
«Джорджия О’Кифф (Обнаженная)»
Фото было продано за $ 1 360 000 в феврале 2006 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке.
Стоимость фотографий можно объяснить тем, что Альфред Стиглиц был тем человеком, который практически в одиночку «втолкнул» США в мир искусства XX века. Страстная борьба Стиглица за признание фотографии одним из видов искусства в конце концов увенчалась его безусловным триумфом.
Источник: http://www.rosphoto.com/a_10_samuh_dorogih_fotografiy_mira
Комментарии: