Мемориал памяти и скорби - Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции. О.Берггольц
Мемориал памяти и скорби
Другие фотографии на ФотоКто: ← Крысёныш по имени Альфа | Деревня Хороброво →
После этого размер продовольственных пайков начал стремительно уменьшаться, наступил голод, который был самым страшным с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. В это время самый маленький суточный паек хлеба составлял всего 125 граммов.
Естественная норма в сутки: 2000-2500 ккал
Рабочие в Ленинграде в декабре 1941 года: 1087 ккал
Дети в Ленинграде в декабре 1941 года: 684 ккал
Служащие в Ленинграде в декабре 1941 года: 581 ккал
Иждивенцы в Ленинграде в декабре 1941 года: 466 ккал
«Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти, — писала в это время в своем дневнике ленинградка Елена Скрябина. — Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу».
Голод в городе сопровождался аномальными холодами, которые разрушили отопление, водоснабжение и остановили транспорт.
Средняя температура в декабре 1941 года была минус 12,5°C при средней многолетней около минус 5°C. Из-за холодов и изнурительной ходьбы по нечищеным улицам потребность в калориях возрастала, но взять их было неоткуда
Смертность населения в Ленинграде стала массовой. Только в декабре скончался 52 881 человек. Мужчины уходили из жизни в два раза чаще женщин. К окончанию блокады женщины составляли основную часть населения Ленинграда.
«Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай, — вспоминает в своей книге «Ленинград не сдается» ленинградец Николай Кислицын. — Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут».
За время блокады на город было сброшено 107 158 бомб и выпущено более 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов